Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
26 августа 2024
880

Программно-целевой метод планирования в условиях СВО

Прямым следствием нового миропорядка становится резкое обострение международной и военно-политической обстановки, сознательная хаотизация и дестабилизация международного порядка, цель которых – ослабление и подчинение государств и их институтов[1]

Авторы работы ВАГШ

 

Крайне негативное развитие МО-ВПО в мире стало мощным стимулом для усилий, сконцентрированных на укреплении государства и его суверенитета во всех областях. То, что можно было позволить в комфортных условиях развития МО, стало совершенно недопустимо в условиях эскалации силового противоборства. В частности, ориентированная на рыночную стихию экономика и промышленность. Западные государства к 2022 году фактически сами отказались от либерально-рыночных ценностей и принципов, более того, стали ликвидировать собственноручно созданные правовые нормы и институты, откровенно создавая удобные для себя «правила».

ПЦ метод – одна из разновидностей планирования, которая отличается от остальных тем, что нацелена на достижение поставленных целей. С одной стороны, кажется, что абсолютно любое планирование нацелено на конкретные цели. Однако программно-целевой метод уникален. При его применении сначала занимаются формулированием целей и только после этого разрабатывают возможные способы их достижения.

По сути, вся схема программно-целевого метода планирования укладывается всего лишь в четыре крупных этапа:

– Цели.

– Пути.

– Способы.

– Средства. Все начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты. Далее как бы в черновом варианте создают наброски, формулируя возможные пути достижения.

Далее все сводится к нахождению конкретных способов и средств для реализации программы, направленной на достижение целей, которые формулируют на начальном этапе.

Сущность Программно-целевое планирование предполагает применение системного подхода для решения какой-либо стратегической задачи[2]. Оно позволяет заниматься постановкой и последующим решением довольно-таки сложных задач, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей и разных уровней государственной власти. Вот почему необходимо тщательно продумывать и организовывать механизмы, делающие возможной стыковку подобных субъектов.

Сущность, которую скрывает в себе программно-целевое и стратегическое планирование, предполагает комплексный подход, так как при достижении поставленных задач, как правило, задействуются интересы сразу нескольких субъектов. Ни один из них не может в одиночку добиться реализации указанной цели. Вот почему предполагается их объединение в единый механизм[3].

Суть метода заключается в следующем. Определение всех компонентов сформулированной задачи, а также изучение их взаимосвязей. Формулирование конкретных целей, достижение которых в конечном счете приведет к решению проблемы.

Формирование механизма, позволяющего равномерно распределить ресурсы, чтобы не допустить их нехватки или избытка. Создание системы для управления процессом реализации разработанной программы.

Контроль эффективности выполняемых мероприятий.

Итак, на основе сформулированных компонентов несложно сделать вывод, что применение программно-целевого планирования имеет свои особенности, среди которых выделяют системный подход к решению задачи, а также последовательность запланированных действий. При столь грамотной организации процесса удается наиболее точно предсказать результат.

Особенности Программно-целевое планирование и управление отличается от остальных методов тем, что позволяет не только прогнозировать результат, а составлять детальную программу, направленную на его достижение. То есть, по сути, этот способ направлен на реальные действия, а не составление теоретических прогнозов. Его задача – не просто наблюдать ситуацию развития, но и влиять на последствия, что значительно повышает шансы на достижение запланированных результатов и намеченных целей[4].

В 2022 году стало признаваться вполне очевидное: будущее государства, в том числе вытекающее из прогноза его развития,  во многом зависит от конкретного участия институтов государства в его реализации. И не только с точки зрения развития ВС и ОПК: в военно-политической и в военно-технической области, как и в других областях государственного управления, стала четче просматриваться конечная цель, а не «процесс» и её «макроэкономическое отображение»[5].

Фактически было признано, что в политике и стратегическом планировании оценка и прогноз, которые основывались на экстраполяции макроэкономических тенденций не просто ошибочны в качестве основы политического курса, но и губительны для государства, а финансово-рыночные механизмы необходимо менять на товарно-производственные[6].

Деятельность институтов власти в России в области стратегического планирования перестала быть простой констатацией и высказыванием замечаний, перейдя в стадию реализации уже намеченных прежде программ и  – что было особенно ново – критики конкретных влиятельных исполнителей (например, Чемезова). Примечательно, что в ходе заседания Совета по стратегическому планированию и национальным проектам при президенте РФ 18 июля 2022 года прозвучали критические замечания и критические оценки конкретных руководителей, в том числе высокопоставленных, были сделаны коррективы в механизмы реализации[7].

Очевидно, что экономические и военно-технические потребности СВО на Украине, если и не стали главной причиной, то явно ускорили этот процесс, начавшийся еще во времена массового санкционного давления на Россию[8].

 

________________________________________

[1] См. подробнее: Подберезкин А.И. Военно-политическая обстановка в мире и ее влияние на систему международной и национальной безопасности. / В монографии: Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А.С. Коржевского. М.: РГГУ, 2021, с. 11.

[2] Т.е. ПЦП изначально НЕ предназначено для решения оперативных и тактических задач.

[3] Встреча Президента России с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса./ ВПК, 23.09.2022 // https://vpk.name/news/633534_vstrecha_prezidenta_rossii_s_rukovoditelyami_predpriyatii_oboronno-promyshlennogo_kompleksa.html

[4] Подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/445018/programmno-tselevoe-planirovanie-ponyatie-metod-i-suschnost

[5] Подберезкин А.И. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель, 2022, №5-6, cc. 5–27

[6] Назначение Д. Мантурова вице-премьером «по промышленному производству» означало символический разворот в пользу такой экономической политики.

[7] Важно отметить,  то этот процесс не случайно шел параллельно с «развенчанием «макроэкономических, либеральных авторитетов» в общественно-политической жизни и СМИ, который иногда реализовывался в правовых и даже уголовных процедурах в отношении видных либералов (например, ректора Академии госслужбы А. Мау).

[8] См. подробнее: Подберезкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021, cc. 551-717.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован