11 апреля 2016
3889

Протокол Пятьдесят пятого заседания Горнорудного Консультативного Совета

Заседание состоялось 18 февраля 2016 года в московском представительстве компании Нортон Роуз Фулбрайт.  На заседании присутствовали:

 

Представители иностранных компаний и организаций:

 

Амур Минералз Корпорэйшн – Рэндольф Льюис;  

Ариэнт Майнинг – Алексей Вакуленко;

Азарга Металз – Сергей Стефанович;

Бейкер и Макензи – Алексей Фролов;

Боарт Лонгеар – Филипп Петрусевич, Юрий Ларионов;

Дэйтамайн – Сергей Цветков;

Кинросс Голд Корпорейшэн –  Лу Наумовский, Станислав Бородюк;   

МАПТЕК – Сергей Резник;

Нортон Роуз Фулбрайт -  Юлия Опренко, Георгий Калачев, Айдын Джебраилов, Левон Кочарян;

РангиПинкокМинарко – Майкл Джонсон, Алекс Фитцпатрик;    

Сандвик – Александр Рябов;

Спэнглер Фокс – Арсен Бадалов;

СРК Консалтинг – Владимир Жосан;

Тайгерс Риалм Коал – Денис Курочкин;

 

Представители российских организаций и компаний:

 

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Ходорович К.К., Начальник отдела мониторинга и охраны недр, Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования;

АО «Первая горнорудная компания» - Семенов И.Ю., Первый заместитель генерального директора;

ЗАО «АРДЖЕЙСИ ГРУПП» - Корнилов М.Ф., Генеральный директор;

ОАО «Высочайший» - Щетинский Р.Ю., Начальник отдела перспективного развития; Дробышевский К.Е., менеджер проекта;

Группа компаний «Драгоценные Металлы Урала» – Еганов В.А., Руководитель проекта;

ОАО «Красцветмет» - Рыжов А.Г., Советник генерального директора;

УДМ ОАО «Промсвязьбанк» - Аникейчик О.А., Начальник Управления драгоценных металлов;

ЗАО «ОКАНЭ ГЕО» - Ефремов И.В., Генеральный директор;

ООО «Северные Прииски» – Остроумова Н. П., Руководитель департамента геологии;

ООО «Восточная буровая компания» - Зацепин М.Ю., Заместитель генерального директора;

ЗАО «Росгеофизика» - Красоткин С.И., Главный геолог;

Союз Золотопропышленников России – Кашуба С.Г., Председатель Союза; Цепляева М.В., Помощник председателя; Лесков М.И., Член Союза;

Международное геологическое бюро  – Гузман Б.В., Главный геолог;

Российская академия наук, Научный геоинформационный центр (НГИЦ РАН) – Миловский Г.А., Заведующий лабораторией;

ООО «Мечел-Инжиниринг» – Ильина Т.А., Главный специалист по геологическому обеспечению и экспертизе минерально-сырьевых ресурсов;

ООО «Мосэкспо Металл» - Ашавская А.М., Адвокат; 

ООО «Исследовательская группа «Инфомайн» - Петров И.М., Генеральный директор;

ООО «Институт Геотехнологий» - Агапитов Д.Д., Исполнительный директор; Читалин А.Ф., Заместитель генерального директора по науке, Главный геолог;

ООО «Управление горными проектами» - Камша А.А., руководитель юридической службы;

Санкт-Петербургский государственный университет – Войтенко В.Н., Доцент кафедры региональной  геологии;

Журнал «Золото и технологии» - Доценко А.А., Генеральный директор;

От Горнорудного Консультативного Совета - Матяш Н.В., Исполнительный директор; Иванов Н., Тиверовская И., синхронные переводчики.

Оглавление:

 

«Государственное регулирование в области разработки месторождений ТПИ и подземных вод». Ходорович К.К., Начальник отдела мониторинга и охраны недр, Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации…………………………………………………………………………...…………..........2

«Возможности Московской Биржи для юниорных компаний». Таскин Д.А., Заместитель начальника Управления рынка инноваций и инвестиций, ПАО Московская Биржа...……………………………...……...3

«Критические» виды минерального сырья России». Петров И.М., Генеральный директор, Доктор технических наук, ООО «Исследовательская группа «Инфомайн»……………...…................………..……....4

«О необходимости создания площадки для юниорных компаний. Краудинвестинг в недропользовании. Проект «Национальные ресурсы». Семенов И.Ю., Первый заместитель генерального директора, Руководитель проекта «Руснедра-Информ», Общественный деятель, АО «Первая горнорудная компания»…………………......................................................................................................................................6

 «Последние изменения в законодательстве в сфере недропользования». Юлия Опренко, Юрист, Нортон Роуз Фулбрайт………...……………………………………………..…….…………...…………………….….....9

 

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ходорович К.К., Начальник отдела мониторинга и охраны недр, Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, «Государственное регулирование в области  разработки месторождений ТПИ и подземных вод».   

 

Реализация постановления Правительства РФ № 82

Рассмотрение центральным аппаратом нормативов потерь не производится.  Попытки компаний обращаться в центральный аппарат Росприроднадзора не поддерживаются. Заявители переадресовываются в территориальные органы на основании административного регламента Росприроднадзора.

Обращения компаний по вопросам исполнения функции отсутствуют. 

Проверки органов Росприроднадзора показали следующее: самих обращений довольно немного (менее десятка в год на территориальное Управление). Начиная с середины 2013 г. рассмотрение вопросов согласования нормативов потерь вошло в отведенные сроки. Периодически возникают вопросы с правомерностью применения нормативных документов прошлых периодов для расчета нормативов потерь. Предприятия предпринимают попытки создать свои методики расчета потерь. 

Проработка возможных изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2001 № 921 

Вопросы утверждения и согласования технологических потерь при разработке и первичной переработке золоторудных месторождений. Согласование технологических потерь осуществляется только в рамках проектной документации.

            Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах»

            Сложности с подсчетом ущерба недрам возникают не на этапе подсчета как такового, а в период установления права на его выполнение.  Подсчет ущерба недрам на месторождениях ОПИ.  Трудности органов исполнительной власти субъектов РФ при подсчете вреда недрам на месторождениях ОПИ носят надуманный характер и преследуют цель расширения их полномочий. 

            Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование»

Статья 7.1. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами 

Технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении, в т.ч. в сведениях о границах участков недр.  Исправление технических ошибок осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами. 

Постановление Правительства РФ № 770 «Об оформлении границ уточненных горных отводов»

Взаимосвязь постановления № 429 в случае выхода границ уточненного горного отвода за пределы лицензионных границ. Использование права однократности при уточнении границ горного отвода при изменении границ в сторону увеличения. Многократность изменения границ при уменьшении границ уточненного горного отвода.

Вопросы регулирования порядка добычи подземных вод определяется Федеральным законом от 29.12.2014 № 459-ФЗ. 

Объем извлечения подземных вод для собственных нужд до 100 м куб./сутки имеет заявительный принцип, при котором экспертиза запасов не проводится, согласование техпроектов не требуется. 

От 100 до 500 м куб./сутки – субъект РФ проводит экспертизу запасов и согласовывает техпроекты. 

Свыше 500 м куб./сутки – Роснедра в ранее установленном порядке.

459-ФЗ – отсутствие переходного периода.

Оперативные последствия: отсутствие до конца года у субъектов РФ региональных нормативных актов по порядку проведения экспертизы и пользования подземными водами. 

Среднесрочные последствия: возможная нехватка, прежде всего, питьевых вод в ряде регионов (Московская, Оренбургская, Курганская и др. области);  отсутствие в ФЗ требования о включении месторождений подземных вод в перечни участков недр местного значения, согласовываемых Минприроды России, что дезорганизует учет запасов подземных вод. 

В перспективе: утрата механизма единого подсчета запасов подземных вод и вероятный отказ субъектов от исполнения переданной им функции;  возникновение на уровне субъекта РФ требований по экологической экспертизе или аудиту (по аналогии с ОПИ);  возвращение функции по подсчету запасов и выдаче лицензий в орган управления госфондом недр с затратами на геологическое изучение за счет средств федерального бюджета;  попытки перекраивания Классификации подземных вод;  усиление роли мероприятий по водоподготовке, и, соответственно,  увеличение затрат на водопользование не только для юридических, но и для физических лиц;  дальнейшие попытки законотворческих инициатив субъектов РФ в части «двойного лицензирования» (по аналогии с ОПИ).  

Федеральным законом от 29.12.2014 № 459-ФЗ в Водный кодекс Российской Федерации внесены  следующие изменения:

статью 5 дополнить частью 5.1 следующего содержания: «Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»;
статью 24 дополнить пунктом 10.1 следующего содержания: «10.1) установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов»;  
часть 2 статьи 55 дополнить словами «, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации». 

            Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

            Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.  

            Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования

            8.1) установление и согласование правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

            Взаимосвязь правил проектирования с новыми классификациями запасов ПИ

            Подготовлены и утверждены приказом Минприроды России правила составления технических проектов при разработке УВС

            Недра предоставляются в пользование для:

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае…

            Статья 18. Предоставление в пользование участков недр местного значения

            Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов добычи полезных ископаемых и отходов иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

            Противоречивость данной нормы временной редакции ОКВЭДА, относящего все источники строительных материалов к объектам пользования недрами

            Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

4) использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции

 

2.  ПАО Московская Биржа, Таскин Д. А., Заместитель начальника Управления Рынка инноваций и инвестиций, «Возможности Московской Биржи для юниорных компаний».

 

Группа "Московская Биржа" управляет единственной в России многофункциональной биржевой площадкой по торговле акциями, облигациями, производными инструментами, валютой, инструментами денежного рынка и товарами.

            С 15 июля 2009 года на Московской Бирже действует Рынок Инноваций и Инвестиций (РИИ Московской Биржи) – биржевой сектор для высокотехнологичных компаний. Основная задача РИИ Московской Биржи – содействие привлечению инвестиций, прежде всего, в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики. В настоящее время на РИИ обращаются 39 ценных бумаг, общая капитализация сектора составляет порядка 150 млрд рублей.

            Составным элементом РИИ Московской Биржи является IPOboard - электронная информационно-торговая система для привлечения капитала перспективными непубличными компаниями инновационного сектора экономики на ранних стадиях развития (включая венчурные инвестиции).

            Стратегической задачей для России является увеличение объема разведанных запасов основных видов полезных ископаемых в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы. В настоящее время основной объем геологоразведочных работ приходится на крупные добывающие компании, но масштаб производимых работ, в силу отсутствия стимулов и непростой рыночной конъюнктуры, постоянно снижается.

В мире около трети всех ГРР приходится на долю так называемых юниоров (junior mining) – небольших ранних компаний ресурсной сферы. Важную роль в становлении юниорного бизнеса в мире играют специализированные  площадки при крупных биржах – TSX (TSXV), LSE (AIM), HKEx (GEM). Альтернативные площадки отличаются возможностью листинга компаний малой капитализации, базой инвесторов, проявляющих интерес к более рискованным проектам, а также  наличием дополнительных требований с учетом отраслевой специфики.  Благодаря гибкой системе из основного и альтернативного рынков – для крупных и менее крупных эмитентов, для менее рискованных и более рискованных – биржи устанавливают отдельные требования к листингу в зависимости от этапа развития, на  котором находится компания, таким образом, открывая доступ к капиталу для компаний, занимающихся геологоразведкой на ранней стадии.

В условиях отсутствия в России биржевого рынка юниорных компаний недропользователи в поисках инвестиций для своих проектов вынуждены, в том числе, рассматривать вариант листинга на иностранных площадках, что само по себе влечет существенные затраты и представляется весьма затруднительным при текущей конъюнктуре.

На состоявшемся 17 апреля 2015 года заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России было принято решение о создании инструментов поддержки рынка юниорных компаний, создаваемого на базе инфраструктуры РИИ Московской Биржи. Минэкономразвития РФ при участии Минприроды РФ, Банка России, Росгеологии и РИИ Московской Биржи был разработан план мероприятий по поддержке юниорных компаний и созданию благоприятных условий для выхода на биржу. План мероприятий, в том числе, включает в себя развитие таких направлений поддержки, как стимулирование инвестиционного спроса (налоговые льготы для инвесторов в юниорные компании), субсидирование затрат по выходу на биржу (проведение финансовой и геологической экспертизы, геологического аудита, затраты на инвестиционного консультанта и проч.).

Принимая во внимание значимость становления в России института компетентных лиц (competent persons),  в настоящее время РИИ Московской Биржи активно взаимодействует с профильными ведомствами, ассоциациями и сообществами экспертов (АООН НАЭН, Союз золотопромышленников, ОЭРН и др.). В стадии разработки и согласования находятся правила допуска юниорных компаний на создаваемую на базе инфраструктуры РИИ Московской Биржи торговую площадку IPOboard-Ресурсы.

 

3. ООО «Исследовательская группа «Инфомайн», Петров И.М., Генеральный директор, Доктор технических наук, «Критические» виды минерального сырья России».

 

В своем выступлении мне бы хотелось сделать небольшой обзор и попытаться ответить на вопросы, насколько Россия зависит  от импорта сырья, и какие его виды следует отнести к «критическим».  Речь в основном пойдет о металлических видах минерального сырья.

Россия занимает 2-ое место среди стран-производителей алюминия. Однако в стране исторически добывается достаточно ограниченное количество алюминийсодержащего сырья. Уровень собственного производства глинозема не превышает  3 млн т. Поэтому Россия относится к числу крупнейших импортеров этого вида сырья. Поставки составляют в настоящее время свыше 3,5 млн т глинозема.  Российские алюминиевые заводы, входящие в состав РУСАЛа, получают глинозем, главным образом, с Украины (Николаевский завод), из Казахстана (Павлодарский завод) и из Австралии. Суммарно на  долю этих стран приходится около 80% от всего импорта.

Россия традиционно импортирует товарную марганцевую руду, поскольку собственная добыча минимальна. Ежегодный объем импорта в последние годы вырос до 1 млн т. Основным поставщиком марганцевого концентрата в Россию до недавнего времени являлся Казахстан, в 2014 г. его  доля составляла около 55%. В 2015 г. произошло резкое снижение поставок марганцевого сырья из Казахстана, и при сохранении уровня импорта, ведущую роль стала играть Южная Африка (около 60% всех поставок).

Россия традиционно выступает импортером хромового сырья, несмотря на увеличение в последнее время добычи хромовых руд компанией «Конгор-хром» на Полярном Урале. Как видно, уровень импортных поставок в последние годы превышает 1 млн т. Основной поставщик хромовой руды в Россию - Казахстан в лице Донского ГОКа (свыше 85-90%), небольшой объем поставляется также из Турции. Доля импортного сырья в объеме потребления России составляет в последние годы свыше 60%.

Подавляющий объем выпуска рафинированной меди осуществляется из собственного сырья, поскольку в России имеются значительные запасы медных месторождений. Вместе с тем характерным было увеличение импорта медного концентрата до 490 тыс. т в 2014 г. Этот объем в пересчете на медь соответствует оценочно 13% от российского потребления. В 2015 г. поставки существенно сократились, во многом это связано с пуском в Челябинской области Михеевского ГОКа. Импорт медного концентрата осуществляется из Казахстана, где действует Актюбинская медная компания, разрабатывающая 2 месторождения. Она в свою очередь принадлежит Русской медной компании.

В основном  металлический цинк в России выпускается из собственного сырья, тем не менее, дефицит цинкового концентрата компенсируется его поставками по импорту. Объем поставок составлял в последние годы от 120 до 170 тыс. т, однако в 2015 г. он вырос до 200 тыс. т. Импортируется цинковый концентрат из Казахстана и Таджикистана. Из поставляемого из-за границы концентрата в настоящее время в России оценочно выпускают 40% металлического цинка. Основное количество цинкового концентрата поставляет в Россию казахстанская компания «Нова-Цинк», принадлежащая Челябинскому цинковому заводу.

До недавнего времени производство оловянного концентрата в России катастрофически снизилось - до 200-300 т.  Недостаток оловянного сырья на российском рынке является основной причиной сохранения импорта этой продукции. В 2015 г. рост выпуска олова в концентрате до 800 т привел к сокращению дефицита сырья и существенному снижению его импорта.

В России основными производителями молибденового концентрата является компания «Союзметаллресурс», в состав которой входят Сорский и Жирекенский ГОКи. В настоящее время последнее предприятие свою работу прекратило, выпуск молибденового концентрата осуществляет только Сорский ГОК. При этом почти весь объем выпускаемого концентрата используется на предприятии для выпуска ферромолибдена. Другие российские  заводы, создавшие в последние годы мощности по выпуску ферромолибдена, не имеют отечественных источников сырья и вынуждены импортировать молибденовый концентрат. В 2014 г. эти поставки резко выросли до 8 тыс. т, что соответствует 60% общероссийского потребления. В 2015 г. импорт сократился до 5 тыс. т, тем не менее, это достаточно значимая величина.

Традиционно Россия импортирует значительный объем титансодержащих концентратов с Украины, основным поставщиком выступает Вольногорский комбинат. Ильменитовый концентрат  идет главным образом на изготовление титановой губки корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» и Соликамского магниевого завода, рутиловый концентрат – на выпуск сварочных электродов. Объем российского импорта титансодержащих концентратов составляет 120-160 тыс. т.

Сложилась парадоксальная ситуация. Недавно в России запущено, наконец, собственное крупномасштабное производство ильменитовых концентратов. Компанией Петропавловск был введен в эксплуатацию – Олекминский рудник в Амурской области. Однако выпускаемый концентрат в полном объеме экспортируется в Китай и Японию. Правда, ухудшение конъюнктуры привело в конце 2015 г. к временному закрытию Олекминского рудника.

В России крайне незначительный объем цирконового концентрата выпускает Туганский ГОК «Ильменит» (100 т в год). Поэтому Россия традиционно импортирует это сырье. Уровень поставок колеблется в последние годы от 6 до 15 тыс. т. Основной объем поставок традиционно идет с Украины, правда доля этой страны снизилась в последние годы до 50%. Главный поставщик -  уже упомянутый Вольногорский комбинат.

Доля импортных поставок в случае цирконового концентрата, как и для титансодержащего сырья, составляет в настоящее время около 99%.

По ильменитовому концентрату возможно перенаправить поставки Олекминского рудника на внутренний рынок, используя различные тарифно-льготные механизмы, в том числе на жд перевозки. Реализация проектов по освоению титан-цирконовых месторождений Центральное, Лукояновское, Бешпагирское – это отдаленная перспектива. Наиболее реальный путь для снижения зависимости по цирконовому концентрату – начавшийся проект по расширению мощностей Туганского ГОКа.

Что касается глинозема,  то перспективы импортозамещения в ближайшем будущем крайне низкие. Глиноземные заводы России работают с достаточно высокой загрузкой мощностей, их расширение не предполагается. В отдаленной перспективе ситуацию может немного улучшить возможное строительство глиноземного завода в Коми.

Также для хромовой и марганцевой руды перспективы значительного снижения доли импортного сырья невысокие, при этом сильная зависимость по марганцу, возможно, будет снижена за счет разработки ряда месторождений в Сибири (Селезеньское, Дурновское, Чек-Су, Порожинское и др.).

Также низко я оцениваю возможности замещения импортных поставок молибденового концентрата в кратко- и среднесрочной перспективе. Начало разработки новых месторождений (Бугдаинское и Агаскырское) -  это тоже отдаленная перспектива.

Имеющиеся возможности импортозамещения оловянного сырья связаны с восстановлением оловодобычи в Якутии и расширением производства компании «Русское олово» в Хабаровском крае, что произошло уже в 2015 г.

По медному и цинковому концентратам зависимость от импорта есть, но ситуация такова, что поставки в Россию осуществляют дочерние структуры российских компаний.

Принципиальным моментом при определении «критичности» является не только показатель доли  импорта продукции в ее потреблении. Важным здесь является уровень предложения продукции на рынке. Оптимальное предложение характеризуется, как известно, наличием нескольких поставщиков. Анализ российского импорта показал высокую степень ориентации на одну страну-поставщика для медного, цинкового концентрата, титансодержащего сырья и хромовой руды. Но только для титана характерен как высокий уровень импорта в потреблении, так и высокая доля основного поставщика.

Расчет интегрального коэффициента «критичности» с учетом этих показателей был сделан как для металлического, так и для неметаллического минерального сырья. Выявлено, что помимо титанового сырья, высокая степень «критичности» характерна для флюорита и каолина.

Доклад представлен исследовательской группой «Инфомайн». Мы специализируемся в области изучения рынков промышленной продукции в России и странах СНГ. На рынке этих исследований - уже 23 год. Одной из традиционных тем наших работ является минеральное сырье.

 

4. АО «Первая горнорудная компания», Семенов И. Ю., Первый заместитель генерального директора, Руководитель проекта «Руснедра-Информ», Общественный деятель, «О необходимости создания площадки для юниорных компаний. Краудинвестинг в недропользовании. Проект «Национальные ресурсы».

 

Выявление и поиск качественных горных проектов является дорогостоящей и трудоемкой процедурой. Для геологической отрасли требуется усиление внимания к маркетингу объектов недропользования. Следует осуществлять продвижение горных проектов, рекламировать разведанные, но не используемые месторождения, искать по всему миру потенциальных инвесторов и заинтересованные промышленные компании, формировать и обновлять перечни рентабельных проектов недропользования, искать требуемые российские и иностранные инвестиции. Очевидно, что для сферы недропользования нужно создать свою специализированную онлайн площадку, которая бы повышала инвестиционные возможности юниорных компаний, а также оптимизировала бы расходы крупных добывающих компаний в части поиска горных проектов. Площадка должна связывать владельцев горных проектов с инвесторами, а также крупными горнодобывающими компаниями. Она должна представлять собой простую и экономически эффективную международную платформу поиска партнеров в сфере недропользования, активно взаимодействовать со стейкхолдерами – горнодобывающими компаниями и финансовыми институтами.

В настоящее время мы разрабатываем такую площадку (проект «Национальные ресурсы»). Она представляет собой реестр горных проектов для продажи, а также инвестиционных оферт в их развитие. Все публикуемые горные проекты до размещения в обязательном порядке должны оцениваться аккредитованными техническими и финансовыми консультантами. Публикация горных проектов будет бесплатной.

Доступ к базе данных российских горных проектов должен быть оплачен в связи с расходами, связанными с предварительной оценкой проектов (preselect). Задача площадки – обеспечить необходимыми исходными данными о горных проектах, достаточных для принятия решения о целесообразности вхождения в проект и проведения due diligence.

Все мы прекрасно знаем, с какими трудностями связано привлечение финансирования в горные проекты на ранней стадии. В российских реалиях ни о каком IPO говорить не приходится. На нашей площадке мы привнесем демократию в данную проблему – мы создаем краудинвестинг платформу в горнодобывающем секторе, которая упростит прямые инвестиции частных инвесторов в акционерный капитал юниорных компаний. Краудинвестинг является видом народного финансирования (краудфандинга), где частный инвестор в обмен на деньги становится совладельцем предприятия, получает акции, дивиденды и др. Это будет настоящим спасением для недропользователей, которым необходимо провести разведку на месторождении или даже поисково-оценочные работы с целью выявления перспективных рудопроявлений и месторождений в установленные лицензионными соглашениями сроки.

На текущий момент в России отсутствует особое регулирование краудинвестинга – запретов на привлечение денег через краудинвестинговые платформы нет, однако и нормы, которые могли бы облегчить дистанционное привлечение инвесторов, не существует. Мы считаем, что регулирование рынка краудинвестинга в России – это вопрос времени. В Европе, в частности во Франции, эта сфера уже регулируется с 2014 года; в США в том же году принят закон Jobs Act. Все эти законы позволяют привлекать до $1 млн онлайн.

При этом в России можно и нужно работать с существующими правовыми инструментами. Структурирование краудинвестинга принципиально возможно двумя способами: через заключение договоров, предусматривающих внесение инвестиций в обмен на долю в прибыли лица, реализующего горный проект (договор о разделе прибыли), либо через приобретение доли в уставном капитале юридического лица – реципиента инвестиций (через увеличение уставного капитала или реализации казначейских долей/акций). Возможны и смешанные варианты, когда предоставление средств осуществляется на основе договора, предусматривающего обязанность получателя средств передать долю в своем уставном капитале в будущем (например, через опцион или договор конвертируемого займа).

Есть, конечно, и отдельные вопросы касательно краудинвестинга, которые можно и нужно обсуждать. Но это не вопросы сегодняшнего дня. Мы приглашаем всех, кто заинтересовался и готов принять участие в реализации данной площадки. Мы реализуем «pro bono» проект, проект ради общественного блага, ради развития горнодобывающей отрасли нашей страны.                    

Контакты: info@rusnedra-inform.ru.

(прим. «Руснедра-Информ» – первое и единственное в России бесплатное мобильное приложение новостей горнопромышленной и нефтегазовой отраслей)

 

5.  Юридическая фирма Нортон Роуз Фулбрайт, Юлия Опренко, Юрист, «Последние изменения в законодательстве в сфере недропользования»

 

1. Постановление от 28 октября 2015 года №1155. Регламентируется порядок определения, является ли пользователь недр юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора, или иностранным инвестором. Предусматривается также представление пользователями недр дополнительных сведений о таких юридических лицах, в том числе о лицах, прямо или косвенно контролирующих пользователя недр, об участии таких лиц в управлении деятельностью пользователя недр и о конечных выгодоприобретателях.

Закон о недрах не регламентирует, как будет определяться нахождение или не нахождение пользователя недр под контролем иностранного инвестора. Обязанность пользователя недр обращаться к уполномоченному органу государственной власти для подтверждения нахождения или отсутствия нахождения под контролем иностранного инвестора (или для подтверждения того, является ли такое юридическое лицо иностранным инвестором) в законодательстве не установлена.

В связи с этим внесёнными в Положение изменениями предусматривается, что все пользователи недр подают заявку в Роснедра в целях установления, является ли пользователь недр юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора, или иностранным инвестором. Таким образом, пользователи недр не смогут по собственному усмотрению определять, являются ли они юридическими лицами, находящимися под контролем иностранного инвестора, или иностранными инвесторами. Для этих целей в Положение вносятся изменения, направленные на получение более полной информации о юридических лицах, находящихся под контролем иностранного инвестора или являющихся иностранным инвестором.

Изменениями предусматривается, в частности, представление пользователями недр сведений о лицах, прямо или косвенно контролирующих пользователя недр (25% и более), об участии таких лиц в управлении деятельностью пользователя недр и о конечных выгодоприобретателях.

В случае если ФАС России подтвердит, что пользователь недр, не является юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора, или иностранным инвестором, Роснедра уведомят пользователя недр о возможности разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения без решения Правительства России. То есть российские юридические лица – пользователи недр получат возможность проводить разведку и добычу полезных ископаемых на участке недр федерального значения до завершения его геологического изучения.

2. В конце 2014 года в Закон о недрах были внесены изменения, согласно которым допускается уплата пользователями недр разовых платежей частями в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, однако такие случаи и порядок до сих пор не были определены. 6 августа 2015 г. было принято постановление Правительства РФ, в котором определены такие случаи.

Отныне горнодобывающая компания, проводившая работы по геологическому изучению недр такого участка и установившая факт открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, может воспользоваться рассрочкой: заплатить 20% разового платежа в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации лицензии, а остальные 80% - в течение пяти лет. Данная мера улучшает финансовое положение горнодобывающих компаний, вкладывающих собственный или заемный капитал в геологическое изучение, поскольку позволяет им вложить имеющиеся средства в разведку и добычу и быстрее выйти на проектную мощность.

Учитывая, что размер разового платежа, уплачиваемый за лицензию на разведку и добычу при установлении факта открытия месторождения твердых полезных ископаемых, составляет 10% среднегодового НДПИ, сумма отсроченного платежа может составлять 8% среднегодового НДПИ, т.е. около месячной суммы налога. Еще одним случаем, при котором предоставляется рассрочка, является наличие в лицензии на пользование одним участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии обязательства недропользователя по ликвидации горных выработок, в том числе буровых скважин (без права добычи полезных ископаемых), и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на другом участке недр. (Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии»)

3. Минприроды предлагает запретить допуск российских компаний с иностранными акционерами к аукциону на крупнейшее неразработанное золоторудное месторождение России Сухой Лог. Глава Минприроды Сергей Донской в ноябре говорил, что проект отправлен в правительство, но его содержание не раскрывалось.

Запасы и ресурсы Сухого Лога, расположенного в Иркутской области,— около 130 млн унций, что относит его к месторождениям федерального значения. Иностранные инвесторы по ФЗ "О недрах" могут получать федеральные участки только с разрешения правительства. Стартовый платеж за месторождение может составить около 5 млрд руб., говорили ранее в Минприроды

«Ростех» 23 июля заявил о наличии потенциального партнера для разработки крупного золоторудного месторождения Сухой Лог в Иркутской области (запасы и ресурсы — 125 млн унций), которое может быть выставлено на аукцион в начале 2016 года. Однако доступ иностранных инвесторов к месторождению затруднен, а крупные российские участники отрасли переговоры с «Ростехом» не подтверждают

В министерстве заявили, что формулировали предложение по аукциону на Сухой Лог "с учетом пожеланий правительства Иркутской области, которое настаивает на том, чтобы не менее 25% проекта приходилось на госучастие". "Это сложный объект, который потребует свыше 100 млрд руб. инвестиций, и непосредственно правительство должно определять конфигурацию участников",— говорит представитель Минприроды. Он не уточняет, содержался ли в проекте запрет на участие иностранцев, но отмечает, что по закону правительство вправе устанавливать такие ограничения для месторождений федерального значения (норма содержится в ст. 13 закона "О недрах"). Размер доли, начиная с которой иностранный инвестор начинает иметь значение, в законе не уточняется, нет его и в проекте аукциона по Сухому Логу.

Представитель вице-премьера Александра Хлопонина, курирующего недропользование, сказала, что решения об аукционе пока нет, "а детали и конкретные предложения могут уточнить профильные министерства". В Минэкономики не располагают информацией об условии допуска к аукциону только российских юрлиц, но указали на право правительства установить ограничения. В ФАС проект не поступал, говорят в ведомстве.

 

6.  О порядке дальнейшей работы Совета.

Н.В. Матяш предложил провести следующее заседание Совета в 2016 г.   

 

Постановили: провести следующее заседание Совета в 2016 г.

Протокол составил Н.В. Матяш.

 

Источник: Горнорудный Консультативный Совет

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован