23 июня 2007
1468

Путь на восток

Как российский производитель решил напоить китайских детей новозеландским молоком
Цель Георгия Сажинова - закрепиться на китайском рынке детского питания Цель Георгия Сажинова - закрепиться на китайском рынке детского питания
" Фото: Александр Корольков

В кабинете председателя совета директоров группы компаний "Нутритек" Георгия Сажинова картина венгерского живописца Хенрика Папа "Передача ключей от Ноградского замка": горделивая фигура на коне, все вокруг покорно склонились. "Партнеры часто спрашивают, что за историческое событие здесь изображено, а я отвечаю: наша экспансия в Юго-Восточную Азию", - смеется Сажинов. В начале этого года "Нутритек", один из крупнейших отечественных производителей детского питания, приобрел молочный завод в Новой Зеландии. А следом - завод под Шанхаем, где будет выпускать 10 000 т детского питания в год. Модернизация обеих площадок только началась, а компания уже подумывает о покупке еще одного китайского завода.

" Он явился, встал у озера и сказал: "Дети, есть ли у вас еда?" Они же ответили: "Нет".
Игумен Даниил
Хождение в Святую Землю "

Конкуренты удивляются: зачем "Нутритек" отправился на восток, ведь и на родине возможностей для развития хватает? Российский рынок детского питания прибавляет 25% ежегодно - это едва ли не самый высокий показатель во всем потребительском секторе. Но Сажинов смотрит дальше: "В ближайшие пять лет высокие темпы роста сохранятся, а потом наступит спад. Если сейчас не позаботиться о новых рынках сбыта, придется туго".

ВРЕМЯ ПОКУПАТЬ

Детское питание - визитная карточка и изначальная специализация "Нутритека". Но так сложилось, что до недавнего времени большую часть выручки группе приносило обычное молоко. К "детской" специализации "Нутритек" вернулся совсем недавно.

Основатели "Нутритека" Георгий Сажинов и Владимир Круглик до прихода в бизнес занимались научными разработками в области детского и лечебного питания в НИИ детского питания в городе Истре. Накопленный багаж в 1990 г. они решили сделать основой собственного предприятия. Первое время компания вела дела неспешно. Активное развитие началось лишь в конце 1990-х с покупки Зеленодольского завода в Татарстане. Затем последовало присоединение консервного завода "Динской". В 2000-2004 гг. в состав "Нутритека" вошли МК "Пензенский", заводы "Молоко" (Белгородская область), "Сибайконсервмолоко" (Башкортостан), "Филимоново" (Красноярский край), агрохолдинг "Заря" (Вологодская область), Бийский маслосыркомбинат на Алтае, хладокомбинат в Ярославле. А в 2003 г. был запущен собственный завод в Истре. "В России мы скупили почти все независимые заводы детского питания", - гордится Сажинов. Поиски продолжили в ближнем зарубежье. В 2004 г. компания-агрессор стала обладателем эстонского завода Estmilk и агрохолдинга Agro Piim, производящего 100 т молока в сутки.

увеличить

* все иллюстрации

300% составляет максимальная валовая рентабельность детского питания

25% - на такой ежегодный рост рынка надеются производители детского питания

Поначалу рост финансировался за счет кредитов, затем в ход пошли другие инструменты. В 2005 г. группа выпустила облигации и кредитные ноты на $142 млн, а еще $58 млн привлекла в результате частного размещения. Это позволило переоснастить имеющиеся площадки и получить средства для покупки новых. Укрупнение продолжилось. В начале прошлого года был куплен Хорольский молочно-консервный комбинат детских продуктов, крупнейший украинский производитель сухих молочных смесей для детей. Месяц спустя состоялось поглощение группы "Славекс", владеющей Московским заводом детского питании (марки "Винни" и "Славекс").

Все складывалось неплохо. Вот только, утоляя страсть к покупкам, "Нутритек" сильно отошел от своей первоначальной специализации. "Взрослое" молоко - продукт более ходовой и быстрооборачиваемый, чем детское питание, и позволявший быстро наращивать обороты, - обеспечило больше половины выручки группы. Между тем серьезных перспектив у этого направления нет. Первенство здесь давно захватили "Вимм-Билль-Данн" и "Юнимилк", вместе контролирующие около половины рынка. В появление третьего заметного игрока никто не верит, да и Сажинов не питает на этот счет иллюзий: "Тягаться с лидерами бессмысленно. Мощности несопоставимы". ВБД и "Юнимилк" разобрали самые лакомые молочные активы, а в портфеле "Нутритека" - малоизвестные локальные марки: "Северное молоко", "Молком", "ЗМК", "Зеленый дол". "Нутритек" пытается оптимизировать подразделение. В прошлом году для традиционных молочных продуктов был создан бренд "Ферма N 1", который к 2009 г. полностью заменит многочисленные местные марки. Готовится к выводу линия специальных молочных продуктов: йогурты, кефиры с бифидобактериями, молоко с низким содержанием лактозы и вообще без нее. Производиться все эти новинки будут на заводе в Вологде, строительство которого общей стоимостью $36 млн должно завершиться в 2008 г.

Но сногсшибательных результатов "Нутритек" здесь не ждет: к имеющимся 3% молочного рынка через год-два могут добавиться от силы еще 3%. "Мы концентрируемся на детском питании", - говорит Сажинов. Фактически это возврат к истокам. В 2006 г. доля детского питания в обороте превысила 50%. Георгий Сажинов этому чрезвычайно рад. Ведь валовая рентабельность производства молочной продукции для взрослых не превышает 10-15%, а в детском питании - в среднем 25-40% и до 300% в сфере специальных лечебных смесей. "Нутритек" уже сформировал полную линейку продукции для малышей. В ассортименте компании - заменители грудного молока, сухие и готовые молочные смеси, молочные продукты, каши, пюре, соки, детская вода, специальное питание для детей с различными заболеваниями. А ведь даже у лидеров есть "пробелы". У Nestle и Nutricia (входит в Royal Numico N. V.), к примеру, нет молочных продуктов, "Юнимилк" и ВБД не выпускают заменителей грудного молока. "Единственное, что не умеем делать сами, - детские чаи, - говорит Сажинов. - Будем размещать заказы на их производство в других странах". Но развиваться оказалось непросто и в "детском" секторе.

Два месяца назад группа провела IPO на РТС и ММВБ, выручив за 23,4% своих акций $200 млн. С учетом допэмиссии капитализация составила $863,4 млн. Большой удачей это не назовешь: акции ушли по нижней границе. "Накануне проходило размещение Магнитки, которое отвлекло с рынка много денег", - объясняет неудачу директор по связям с инвесторами компании Алексей Богатырев. "Я бы искал причины в высокой долговой нагрузке", - возражает аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. На вторичном рынке ценные бумаги компании спросом тоже не пользуются: за два месяца они подешевели почти на 10%. При этом на рынке поговаривают о продаже всего "Нутритека": вероятным покупателем называют международный концерн Royal Numico (марки Nutrilon, "Малютка", "Малышка"). По неофициальной информации, голландцы готовы заплатить $0,8-1 млрд. С учетом того, что капитализация "Нутритека" сейчас упала ниже $700 млн, ему предлагают неплохую премию, считает Фильченков. Едва ли Сажинов на это пойдет, говорит менеджер, знакомый с ситуацией в компании, - "деньги у них есть, амбиции тоже". Вопрос, как эти амбиции реализовать.

Покупок в ближайшем зарубежье больше не планируется, говорит глава "Нутритека". Что же тогда?

ВОСТОК ИЛИ ЮГ

На самом деле Сажинов давно вынашивал планы международной экспансии. Еще когда группа покупала завод в Эстонии, он предполагал, что помимо России его продукция будет экспортироваться в богатые арабские и африканские страны. Сейчас экспансия началась, но "Нутритек" круто изменил направление и двинулся на восток.

Стоило ли вообще выходить за пределы России? В 2006 г. наш рынок детского питания, по подсчетам Euromonitor, вырос до $582 млн. Отечественные производители считают оценку заниженной и говорят о $600-700 млн. Первые места в большинстве сегментов принадлежат Nestle и Nutricia. "Нутритек", по данным Euromonitor за 2005 г. (итоги 2006 г. по долям компаний подведут только в сентябре), занимал в зависимости от сектора почетное 3-4-е место с долей 10-20%. Сильнее всего позиции компании - в специализированном лечебном питании, отмечают конкуренты. "Мы готовы биться даже с мировыми гигантами, - храбрится Сажинов. - Будем таким маленьким терминатором".

Но у конкурентов большие планы. ВБД и "Юнимилк" из-за нехватки собственных мощностей размещали заказы на производство некоторых видов продукции в Восточной Европе - теперь оба игрока обзаводятся мощностями в России. ВБД в начале мая открыла после реконструкции завод в Курске за ?20 млн, где выпускается новая для компании продукция - фруктовое пюре. "Мы думаем установить дополнительные линии под выпуск детского питания на омском заводе "Манрос-М", - говорит член правления ВБД Марина Каган. - Это самая высокомаржинальная часть нашего бизнеса. В I квартале 2007 г. валовая рентабельность детского питания выросла до 44,8%". ВБД взялась и за укрепление своего бренда "Агуша" - впервые запустила федеральную рекламную кампанию.

"Юнимилк", выпускавшая детские молочные продукты под маркой "Тема" на базе трех заводов, готовится к вводу еще одного в Ростовской области, мощностью 30 т в сутки. За счет марки "Тип-Топ", выкупленной у столичного Первого комбината детского питания, компания расширила свой ассортимент соками, овощными и фруктовыми пюре, водой для детей и кашами. "В перспективе сформируем полную линейку", - обещает директор проекта "Детское питание" компании "Юнимилк" Александр Ходкевич.

Предложение быстро растет, спрос пока тоже. По прогнозам Euromonitor, рост рынка в ближайшие два года удержится на уровне 10%. Производители ожидают 25-27-процентного роста. Сажинов и не спорит: "Через пару-тройку лет возьмем планку в $1 млрд". Проблема, по его мнению, в том, что потом неминуем спад.

Социологи давно бьют тревогу. Население России в последние годы постоянно сокращалось, и никакие госпрограммы ничего не могут изменить. Число россиянок 27 лет - средний возраст первых родов - в ближайшие десять лет останется стабильным, а затем начнется заметное сокращение группы. Сажинов считает, что официальная статистика приукрашивает действительность, и ждет ухудшения уже через пять лет.

Конкуренты его страхов не разделяют. "Мы рассчитываем, что с каждым годом рождаемость будет увеличиваться на 1%", - говорит руководитель направления детского питания "Нестле Россия" Стефан Кукачка. К тому же в начале этого года вступил в силу федеральный закон о материнском капитале, в соответствии с которым при появлении второго ребенка семья получает 250 000 руб. "Против денег ничего не возразишь, - оптимистичен Ходкевич. - Внимание государства скажется на рождаемости положительно". Но Сажинов, знакомый с работой чиновников не понаслышке - с 2001 по 2004 г. он занимал пост заместителя министра сельского хозяйства, - иллюзий не питает: "Мало ли что в правительстве говорят". Так где же найти рынок, которому не грозит снижение темпов роста? Ответ давно известен: в Китае.

В КИТАЙ ЧЕРЕЗ НОВУЮ ЗЕЛАНДИЮ

В этом году китайский рынок детского питания вырастет до $2,7 млрд, предсказывает Euromonitor. Сажинов, ориентируясь на данные национальных статистических сайтов, смело называет $5 млрд. О цифрах можно спорить, но в том, что замедление рынку не грозит, сходятся все. Население Китая превышает 1,3 млрд человек: в 4,3 раза больше, чем в Америке, при том что рынок детского питания вдвое меньше американского. Вот только почему в "Нутритеке" верят, что в Китае у них получится? "Мы не ломали голову, как лучше выйти на этот рынок, а просто купили тех, кто это уже сделал", - раскрывает ноу-хау Сажинов.

В прошлом году на должность вице-президента международных проектов "Нутритека" пришел Брайан Вагстафф, 20 лет проработавший в компаниях NIRO и Anhydro, поставляющих оборудование для молочной промышленности. Разработка стратегии внедрения - его заслуга. Начать китайскую экспансию "Нутритек" решил парадоксально - с Новой Зеландии. Дело в том, что с сырьем дела в Китае неважные: его мало и качество невысокое, объясняет кажущуюся странность Сажинов. А в Новой Зеландии с этим сейчас никаких проблем. Долгое время приходу иностранных переработчиков там препятствовал местный монополист - фермерский кооператив Fonterra. Однако в прошлом году государство ликвидировало монополию. Путь был свободен. В начале этого года "Нутритек" приобрел 5,6% компании New Zealand Dairies, занимающейся переработкой молока и овощей. "Получить разрешение на новое пищевое производство очень трудно, проще перепрофилировать имеющееся", - поясняет Сажинов.

Реконструкция и переоснащение обошлись в $70 млн. Соглашение предполагало постепенное увеличение доли "Нутритека": сейчас он владеет уже 9,3% акций, а до конца года нарастит пакет до 75%. 25% останется у новозеландских фермеров как страховка от бойкота местных поставщиков молока. Предприятие сможет перерабатывать 1 млн л молока в сутки, а 90% готовой продукции и сухого молока пойдет на экспорт. Разумеется, в основном в Китай.

В Китае Вагстафф остановился на небольшом заводе под Шанхаем, где ранее производились детские каши под маркой Future Nutrition. Здесь тоже проявили дальновидность. У прежнего владельца осталось 25% завода. Он там уважаемый человек, объясняет Сажинов, и поможет наладить отношения с местными властями. Сколько стоили покупка площадки и ее модернизация, компания не раскрывает. Производиться на ней будут популярные в Китае сухие молочные смеси. Запуск намечен на середину следующего года.

Юго-восточная экспансия финансировалась за счет кредитов и привлеченных в ходе IPO средств. В дополнение к уже сделанным тратам "Нутритек" собирается израсходовать здесь в этом году $50 млн. Деньги поступят от размещения кредитных нот среди институциональных инвесторов из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. На загрузку шанхайского завода новозеландского сырья хватит. Сажинов в принципе хотел бы купить еще один, но, чтобы обеспечить сырьем и его, придется вкладывать в развитие животноводства на местном рынке. "Может, лучше пока подождать", - трезво рассуждает глава "Нутритека".

Заниматься продвижением продукции - в том числе на китайском рынке - будет еще один иностранный наемник - вице-президент по стратегическому развитию "Нутритека" Ян Слоб, поработавший в офисах компании Nutricia по всему миру. Его опыт пригодится: конкуренция на рынке детского питания в Китае велика, считает Сажинов. На что же он надеется? К россиянам в Поднебесной по-прежнему относятся с теплотой - сближает коммунистическое прошлое, считает Георгий Сажинов. Но главное в Китае - умение согласовывать действия с партийными функционерами и чиновниками. "Нутритеку" к этому не привыкать, уверяет руководитель компании, сам в прошлом чиновник.

Елена Провоторова
SM 23 (64) 25 июня 2007

http://www.smoney.ru/print.shtml?2007/06/25/3195
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован