26 ноября 2000
2639

Р.Алексеев, В.Михайлов: Евразийское экономическое сообщество

Рудольф Федорович Алексеев - заместитель директора Первого департамента стран СИГ МИД России, доктор исторических наук. Владимир Петрович Михайлов - начальник отдела Первого департамента стран СНГ МИД России, кандидат экономических наук.

Президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали в октябре в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Реакция, которую вызвало это событие, свидетельствует о его неординарности. Диапазон оценок широк - от оптимистической констатации "появления первого в постсоветской истории действенного многостороннего интеграционного объединения" до мрачных предсказаний "раскола и подрыва Содружества Независимых Государств". Примечательно, однако, что так или иначе создание ЕврАзЭС рассматривается в общем контексте развития интеграционных процессов на пространстве Содружества. Нет сомнений, что итоги встречи в столице Казахстана будут иметь долгосрочные и глубокие последствия для многостороннего взаимодействия между странами СНГ.
На заре существования Содружества казалось: оно "обречено" на то, чтобы стать полноценным интеграционным объединением. В качестве непосредственной и выполнимой выдвигалась задача обеспечить в формате "двенадцати" функционирование зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства, проведение общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики.
Однако вскоре реальность стала существенно расходиться с намеченными ориентирами, и чем дальше - тем больше. Центробежные тенденции возобладали над центростремительными.
Об этом убедительно свидетельствует статистика: если в 1991 году удельный вес взаимной торговли в общем товарообороте стран Содружества составлял 60 процентов, то к 1999 году этот показатель снизился в два раза. В 1988-1990 годах в межреспубликанский (в границах бывшего СССР) товарооборот было вовлечено около четверти валового внутреннего продукта, а ныне - менее 10 процентов.
Заметные различия обозначились и в подходах государств-участников к месту и роли СНГ в мировых делах, ко многим региональным и глобальным проблемам, началась поляризация по политическим приоритетам. Ряд партнеров стали склоняться к взгляду на Содружество как на некий "клуб по интересам"; в то время как другие настаивали на ужесточении контроля за исполнением принимаемых решений.
Все это не могло не подрывать эффективность механизмов СНГ. Так, по состоянию на 1 февраля 2000 года из 164 документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств и предусматривающих ратификацию или выполнение внутригосударственных процедур, только семь вступили в силу для всех подписавших их государств. 37 документов не вступили в силу ни для одного государства по причине отсутствия у депозитария установленного количества ратификационных грамот.
В целом стало очевидно, что эволюция СНГ в полноценное интеграционное объединение, обеспечивающее свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, возможна лишь в достаточно отдаленной перспективе. Данная ситуация вызвала к жизни концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции. Суть ее в том, что формы, темпы и глубина сотрудничества избираются в зависимости от степени взаимной готовности и заинтересованности. Таким образом, по принципу матрешки стал формироваться ряд менее широких по составу, но более продвинутых по уровню сотрудничества межгосударственных объединений. Россия и Белоруссия приступили к строительству Союзного государства, которое представляет собой высшую на сегодня форму интеграции. Вместе с другими партнерами они начали создание Таможенного союза (ТС).
Первым камнем в его основание стало подписанное 6 января 1995 года Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией. 20 января 1995 года к ним присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 года - Киргизия. В тот же день четыре государства заключили Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, целью которого было провозглашено создание в перспективе Сообщества интегрированных государств путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета Сторон". Предусматривались также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана внешних границ.
На основе договора были образованы Межгосударственный совет (Межгоссовет) на уровне глав государств - высший орган управления интеграцией, Совет глав правительств (СГП) - для оперативного решения вопросов межправительственного характера и Интеграционный комитет (ИК) - постоянно действующий исполнительный орган со штаб-квартирой в Алма-Ате и представительством в Москве. В целях развития межпарламентского сотрудничества, гармонизации национального законодательства государств-партнеров и создания модельных проектов законодательных актов был также создан Межпарламентский комитет, разместившийся в Санкт-Петербурге.
Объединенные общим видением стратегии своего развития, общим пониманием целей и задач интеграции, стремлением в полной мере использовать сложившиеся в предшествующие годы разделение труда, взаимодополняемость хозяйственных комплексов и сохранившиеся многоплановые связи для ускорения своего социально-экономического развития на согласованных принципах, четыре государства активно приступили к совместным действиям. В 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протокол о международных торговых переговорах государств - участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении в ВТО, закрепившие общие подходы и обязательства согласованных действий в соответствующих областях. В 1998 году круг взаимодействия заметно расширился: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза и о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов, в частности о сотрудничестве национальных таможенных служб, об упрощенном порядке таможенного оформления товаров и таможенном сопровождении, о сотрудничестве национальных налоговых служб и их взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Эти конкретные документы, направленные на устранение начавших было возникать на пути интеграции барьеров, вселяли оптимизм относительно перспектив сотрудничества в формате "четверки".
Финансово-экономический кризис 1998 года, однако, заметно осложнил ход интеграционного процесса. Все государства, в том числе и Россия, руководствуясь прежде всего национальными интересами, были вынуждены пойти на принятие мер по защите своих производителей, финансовых и товарных рынков. Зачастую это делалось без согласования с партнерами. Были приняты "нестыкующиеся" нормативные акты в области регулирования внешней торговли, введены новые ставки ввозных таможенных пошлин, предприняты другие подобные шаги.
Еще более осложнило ситуацию в 1998 году вступление Киргизии в ВТО на условиях, практически полностью открывающих ее внутренний рынок, а потенциально и внутренние рынки ее партнеров по ТС, для товаров и услуг из третьих стран. При этом киргизская сторона заявила, что она будет участвовать в формировании Таможенного союза только на условиях, вытекающих из ее членства в ВТО.
Партнеры Киргизии пришли к выводу о том, что сложившаяся ситуация может создать угрозу как их национальным экономическим интересам, так и перспективам формирования Таможенного союза в целом. Кроме того, осложнилось их положение на переговорах по вступлению в ВТО. В этой связи Киргизии было предложено определиться с приоритетами и представить партнерам развернутую позицию относительно путей выполнения Бишкеком обязательств в рамках создаваемого Таможенного союза, а также намерений дальнейшего участия в объединении.
Помимо этого, Белоруссия, Казахстан и Россия заявили о том, что вынуждены будут выработать согласованный механизм минимизации возможных последствий использования экономическими операторами третьих стран различных условий защиты рынков государств - участников соглашений о ТС через рынки их партнеров, рассмотреть варианты введения временных тарифных и нетарифных ограничений на режим свободной торговли (в том числе на двусторонней основе), а на переговорах о присоединении к ВТО - фиксировать свои обязательства таким образом, чтобы в дальнейшем избежать, насколько возможно, предоставления другим государствам компенсаций (дополнительных торговых уступок).
Несмотря на вышеупомянутые проблемы, сотрудничество четырех государств по многим направлениям активно продолжалось. Так, в гуманитарной сфере выражением общности подходов стало Заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям", принятое на высшем уровне 28 апреля 1998 года. В порядке его реализации были подписаны Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, а также соглашения об обеспечении свободного пересечения границ государств - участников объединения их гражданами, об упрощенном порядке приобретения гражданства, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территории объединения. Были приняты конкретные шаги для упрощения порядка получения гражданами государств- участников образования и медицинской помощи, осуществления денежных переводов, подписки на периодические издания и т.д. Все это свидетельствовало о том, что объединение не потеряло своей перспективности. Его привлекательность для других государств - членов СНГ нашла подтверждение в присоединении к нему Таджикистана (1998 г.).
Пережитый государствами-участниками сложный период поставил в повестку дня вопрос о более просчитанном и поэтапном движении по пути интеграции. Такой подход отражен в подписанном 26 февраля 1999 года Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В нем не ставятся конкретные временные рамки достижения того или иного уровня интеграции, но содержится детально проработанная программа действий в этом направлении. После подписания договора "пятерку" стали условно именовать "Таможенным союзом", хотя ни с правовой, ни с торгово-экономической точки зрения она таковым еще не стала. Не было завершено формирование единой таможенной территории с общими внешними границами и единой системой управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не был оформлен на многостороннем уровне. Совпадение ставок таможенных тарифов составляло всего 60 процентов, причем только у России, Белоруссии и Казахстана.
В соответствии с Договором 1999 года "пятерка" максимально упростила процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласовала шаги по активизации торгово-экономического сотрудничества. Были заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры укрепления взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национальных законодательств.
Вместе с тем к 1999 году выявилась ограниченность возможностей продвижения к углубленной интеграции в рамках объединения пяти государств в том виде, в каком оно сложилось, - без должного юридического оформления и даже, строго говоря, без официального названия. Все большую остроту стал приобретать вопрос о выполнении подписываемых партнерами договоров и принимаемых решений. Чувствовалась общая неудовлетворенность темпами движения и глубиной взаимодействия.
На заседании Межгосударственного совета "пятерки" в Минске 23 мая 2000 года российская сторона высказалась за радикальное повышение эффективности сотрудничества и выдвинула инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Это предложение нашло полное понимание и поддержку партнеров. Специально учрежденной Межправительственной рабочей группе (МРГ) было поручено подготовить проекты уставных документов будущей организации.
В результате напряженной работы российской части МРГ, в которую вошли представители Минэкономразвития, МИД, МНС, Минфина, Минюста и ГТК России, в сжатые сроки был подготовлен проект Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Документ разрабатывался с прицелом на решение двуединой задачи: во-первых, обеспечить правовое оформление интеграционного объединения России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, и во-вторых - заложить организационные основы его эффективного функционирования при обеспечении преемственности с ранее заключенными договорами.
Обсуждение и согласование проектов учредительных документов проходило непросто. Это и понятно, если учесть, что они затрагивают коренные государственные интересы. Первое заседание МРГ 28 июня 2000 года в Алма-Ате выявило общее принципиальное понимание участниками поставленных задач, но и расхождения по отдельным вопросам. Они касались, в частности, возможных механизмов учета различий в "экономическом весе" государств-участников.
Так, высказывалось мнение о необходимости уже на данном этапе создать организацию с определенными наднациональными полномочиями. При этом игнорировались недостаточный уровень интеграции в "таможенной пятерке", различия в реальном экономическом весе и национальных правовых системах ее участников, неполная согласованность программ социально-экономического развития. Отдельными государствами делался акцент на сохранении полного суверенитета и независимости, на незыблемости принципов "одна сторона - один голос" и консенсуса при принятии решений на всех уровнях.
В результате, однако, удалось выйти на общее понимание важности поэтапного движения по пути интеграции без забегания вперед и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть суверенитета наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.
Подписанный в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их сотрудничества на качественно новый уровень. При этом важно подчеркнуть, что Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями новой организации провозглашены эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.
Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру Сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседания которого будут проводиться на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.
Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ПК) определены обеспечение взаимодействия органов Сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу Сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей (постпредов) сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат Интеграционного комитета, возглавляемый генеральным секретарем.
В целях гармонизации национального законодательства государств-участников, приведения его в соответствие с заключаемыми в рамках ЕврАзЭС договорами, разработки основ законодательства в базовых сферах правоотношений и типовых проектов законодательных актов создается Межпарламентская ассамблея. Единообразное применение сторонами заключаемых договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений призван обеспечить Суд Сообщества.
Особенно важна общепринятая в современной международной интеграции, но новая для постсоветской интеграционной практики система принятия решений путем "взвешенного голосования", при которой государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. В Интеграционном комитете они,"распределяются следующим образом: Россия - 40 процентов, Белоруссия и Казахстан - по 20, Киргизия и Таджикистан - по 10 процентов, причем решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Несмотря на то что доля России в суммарном экономическом весе Сообщества составляет более 80 процентов, идя навстречу пожеланиям партнеров, она согласилась не только удовлетвориться вдвое меньшим количеством голосов, но и сохранить в Межгоссовете принцип принятия решений консенсусом на основе формулы "одна сторона - один голос". При этом финансирование Сообщества будет осуществляться по шкале, соответствующей распределению голосов в Интеграционном комитете.
Следует обратить внимание на четко прописанный механизм исполнения принимаемых в ЕврАзЭС решений путем принятия сторонами необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договор также вводит статус наблюдателя при Сообществе и определяет правоспособность объединения.
Как подчеркнуто в Заявлении, принятом в Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, создание ЕврАзЭС - "свидетельство единства политической воли руководителей пяти государств еще более решительно идти по пути взаимного многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию". Принципы строительства Сообщества позволяют по мере достижения все более высоких ступеней сотрудничества без особых структурных перестроек передавать его органам все больший объем наднациональных полномочий - конечно, на основе полной добровольности.
Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств - участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках Содружества независимых государств. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на пространстве двух континентов.

2000 г.
alkir.narod.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован