Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает сущностные основы российского общества и российского государства.
Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении националь&-ного вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И наоборот. Этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую роль. Обусловлено это следующими причинами:
1. В истории многонациональной России политические силы неоднократно применяли грубую силу при решении национального вопроса, зачастую руководствуясь принципом революционной целесообразности, в результате чего прерывался процесс эволюционного формирования наций-этносов и нации-государства в России.
2. Политические режимы на различных этапах развития российского общества и государства разрушали консервативную структуру этнонационального становления и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному признаку.
3. В результате развала Советского Союза народы нашей страны, независимо от их численности и исторической роли в российском государстве, фактически в очередной раз лишились привычных для себя социальных и духовно-идеологических ориентации и ценностей. Они были вынуждены вернуться на свою традиционную этнонациональную почву, которая нередко оказывалась в состоянии феодальной патриархальности.
4. Народы столкнулись с ситуацией, когда традиционные этнонациональные ценности сами по себе оказывались неспособными самостоятельно справиться с глобальными измерениями современного мира в своем обустройстве. Соответственно, речь идет о системном кризисе основ жизнедеятельности, развития и взаимодействия как отдельных национальных общностей, так и всего многонационального общества.
5. Кризисные явления, которые охватили все слои и этнонациональные общности российского общества, лидеры и идеологи многих народов стали относить исключительно только к своей нации, к своей культуре, к своему национальному самочувствию. В таких условиях общекризисные явления и процессы окрашиваются в этнонациональные цвета и обретают изначально конфликтную направленность. Обозначился взрывной рост этнонационального сознания, обострились чувства этнической самоидентификации, вновь возродились старые названия этнических, этнокультурных Групп. Повсеместно этническое сознание подверглось политизации даже в ущерб исконным этнокультурным основам развития народов. Политизация этнических процессов поднимает статус межнациональных конфликтов, поднимая их до уровня межреспубликанских и даже конфликта с Федерацией. Если даже в начале этнонациональные проблемы развития и взаимоотношения этносов и были причинами таких конфликтов, то при таком статусе они становятся второстепенными и их возможное решение откладывается. А этнополитическая элита, злоупотребляя гипертрофированными чувствами национальной ущемленности и исключительности, направляет их не в сторону поиска путей выхода из кризиса за счет объединения усилий всех народов и культур, а к поиску врагов среди других народов. За прошлые несправедливости, дискриминационные акты, репрессии различных политических режимов обвиняют и преследуют уже не царя Николая II и не Генерального секретаря Сталина, а друг друга. Вместо того, чтобы совместными усилиями преодолевать наследие прошлых репрессий, людей провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному признаку. Эти и другие характерные особенности развития многонациональной России в современных условиях формируют деструктивные подходы, в результате чего любой социальный, политический, культурный, территориальный и всякий иной конфликт в любой момент может обрести и обретает с помощью идеологов национализма, сепаратизма и шовинизма этнополитическую окраску. Для целого ряда этнополитических кланов межнациональные конфликты стали эффективным методом политических технологий и способом своего приобщения к процессу перераспределения власти и собственности.
6. В Российском государстве никогда не было стратегически выверенной демократической национальной политики, хотя определенные достижения в формировании многонационального государства, в налаживании отношений сотворчества между народами и культурами бесспорно были. Следует подчеркнуть, что в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне прежде всего на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национального вопроса в классовом социалистическом содержании, формирования вместо патриархально-реакционного национального сознания классового социалистического сознания. Соответственно национальная политика и здесь носила временный, импульсивный характер и была направлена на решение временных конъюнктурных политических задач. При этом, если в первом случае речь шла о формировании русской нации как имперской и об ассимиляции "инородцев", то во втором - все усилия были на формирование социалистического многонационального общества при господстве классовых подходов. Такова по сути была политика властей - политических режимов России.
7. Российское гражданское общество накопило вместе с тем опыт взаимовыгодного существования и сотворчества народов и культур. Важно добиваться в новых условиях, чтобы национальная политика демократического государства соответствовала прежде всего опыту гражданского общества в деле укрепления дружбы народов, единства России. Усилиями представителей всех народов и культур был создан "русский мир", который близок и понятен всем гражданам России.
На современном этапе в сфере национальных отношений преобладают два крайних подхода: с одной стороны, обвинения в развале Советского Союза и кризисном состоянии российского общества и государства адресуются прежде всего нерусским народам, бывшим союзным и нынешним российским республикам и автономиям, этнонациональному фактору как таковому, а с другой - русская нация преподносится как нация "имперская", ответственная за все ошибки и преступления политических режимов в сфере национальных отношений. Соответственно, эти подходы с одной стороны усиливают настроения национал-сепаратизма, а с другой - национал-шовинизма. Интервенция исторического прошлого в современную жизнь народов нарушает природу нынешних национальных отношений так же, как и полное равноду&-шие к этому историческому прошлому накапливает негативный опыт в этой сфере. Поэтому в национальной политике принципиально важно сочетать опыт истории и сложившихся традиций с новыми, современными аспектами. Национальное начало многими по привычке рассматривается только как патриархальное и отсталое. Вместе с тем оно может быть и современным, перспективным. Нация и национальные отношения не могут и не должны развиваться отдельно от общества, государства и граждан, так как являются одной из форм их существовании и жизнедеятельности.
Проблема сочетания в национальном традицион&-ного и современного так же важна, как и гармоничное взаимодействие национального и интернационального. Это одна из главных методологических задач национальной политики.
В конечном итоге главным ориентиром нацио&-нальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.
Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче преодолеть, если он не ощущает дискомфорта этнонационального. Соответственно выработка и осуществление последовательно демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское общество.
Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России.
Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека, неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности, так и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин уже продемонстрировал прежде всего во время событий в Дагестане. Не война в Чечне, а военные действия за освобождение Дагестана от террористов и бандитов стала основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста его популярности и авторитета у граждан всех национальностей нашей страны. Достаточно было сказать В. В. Путину: "Я до сих пор уважал дагестанцев, а теперь их люблю", чтобы преодолеть историческую приверженность большинства дагестанцев к коммунистам и сделать их своими сторонниками. В этой связи следует подчеркнуть важность обозначения и проявления позитивных символов и знаков в сфере национальных отношений.
Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы, уверен, должны звучать прежде всего из уст руководителей государства, чтобы они не стали достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства российского чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.
На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального самосознания соотечественников в бывших республиках Советского Союза люди должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане предстоит более убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального. но единого в своей государственности и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации мы имеем шанс стать нацией - государством.
В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики. Время концепций мы уже прошли. Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Повторяю, представитель любой из 176 национальностей России, каждый гражданин страны имеет право видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как своего народа (национальной воли), так и всего многонационального (общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого человека, почувствовать их боль и надежды, помочь им найти свое место в многонациональном российском обществе. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:
""Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании".
""Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей:" и задач. Достойное существование каждого каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!
Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства.
С избранием В. В. Путина президентом патриотизм в нашей стране вновь имеет шанс стать созидательной силой для государства, народов и общества. Нынешнему национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в безопасном и созидающем, способном соби&-рать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.
1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства
Методологически и политически важно разобраться в этих вопросах в новых исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с одной стороны, нация-этнос преподносится как субстанция мифологическая, духовная, абстрактная, а значит временная, с другой - как жесткая реальность с обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных и субъективных признаков.
В связи с этим важно обратить внимание на определение Н. Бердяева, которое имеет огромный смысл:
"Национальность - категория не только этническая, но и социальная". Отсюда и два понятия сущности национальности. Первое: "они такие же, что и мы", второе: "они - чужие". Взрыв национального самосознания, рост нетерпимости и недоверия в отношениях между национальностями во многом объясняются попытками объявить нации-этносы мифами, утвердить превосходство одних этносов над другими, противопоставить их друг другу как явления чуждые и непримиримые, превратить революционным путем нации-этносы в нацию-государство. Тем более в России уже пытались в прошлом "справиться" с нациями-этносами: то насильственно ассимилируя их имперскими подходами в имперской нации, а то и подменяя национально-этническое пролетарско-интернациональным. Именно через призму таких стереотипов многие в обществе истолковывают попытки демократов "отменить национальность", объявить нацию феноменом лишь политического измерения нации как государства. Забывая при этом, что процесс этот очень длительный, эволюционный. Говоря о поиске путей развития наций-этносов, мы должны одновременно говорить и о процессе формирования многонационального народа Российской Федерации, государства-нации. Это можно убедительно проиллюстрировать словами А. Тойнби: "Но узок путь спасения, и трудно его отыскать". "Живой опыт живой истории" России позволяет нам говорить, что путь сохранения наций-этносов и формирования единого многонационального народа Российской Федерации, государства-нации "вполне реален. Именно об этом свидетельствует, при всех противоречиях, и процесс исторического формирования многонациональной России как "естественной" и "соборной" общности. Стремление же "забыть о нациях" (В. Тишков) лишь будоражит и взрывает этносы, усиливает недоверие и подозрительность в отношениях между ними. Важно понять и то, что "Россия никогда не была государством-нацией, и поэтому вопрос ныне заключается не в том, чтобы возвращаться к традиции, а в том, чтобы создать новую национальную индивидуальность" (Р. Саква). Это качественно новый уровень формирования нашей национальной идентичности.
Пока же у нас господствует стремление, с одной стороны, государства как нации в духе прежних имперских подходов довлеть над нациями-этносами, а с другой - попытки наций-этносов диктовать всему государству-нации узконаправленное понимание своих устремлений. Важно отойти от подобных крайностей и приблизиться к пониманию того, что Россия исторически - это и сообщество наций-этносов, и формирующееся столетиями государство-нация. Нации-этносы для России - это реалии XXI в. И важно не свергать их, не отрицать, а обустраивать на демократических принципах в едином, правовом государстве. В этом смысл и национальной политики российского государства, и ориентации российского общества.
2. О государственной национальной политике. Оптимизация механизмов управления национальными и федеративными отношениями
Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации No 909 от 15.05.1996 г.
Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, господство в них дезинтеграпионных процессов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе угрозу дальнейшему развитию российской государственности.
Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.
Сегодня жизненно важно выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами.
Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных отношений.
Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации
В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации.
Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.
3. О месте и роли Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в российском государстве
Концепция государственной национальной политики утверждена, и сейчас прежде всего следует направить усилия на ее безусловное выполнение. Попытки разработки какой-то новой концепции не целесообразны. Проблема не в разработке и совершенствовании концепции, а в ее практической реализации. Пока она в лучшем случае лишь частично определяет функциональную деятельность одного только Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ. И редко - других министерств и ведомств, а также отдельных субъектов Федерации. Национальная политика в своей постановке и направленности пока не стала составной частью функциональной деятельности органов власти и гражданского общества всех уровней. Министерство же по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в рамках нынешних своих полномочий не может выполнять роль координатора органов исполнительной власти и гражданского общества в выработке и реализации государственной национальной политики. Реальных рычагов и механизмов воздействия для этого в распоряжении министерства нет. Считал бы необходимым закрепить за Минфедерации четко продуманный перечень функций координатора национальной политики в Федерации в целом и в субъектах Федерации со всеми вытекающими отсюда правами, а также возможностями организационного и ресурсного влияния на развитие национальных и межнациональных процессов в стране. В этих целях важно обеспечить механизмы подготовки специальных докладов (отчетов) министерств и ведомств Российской Федерации, субъектов Федерации для коллегии Минфедерации, для Правительства Российской Федерации. Вопросы о состоянии наций и межнациональных отношений, о разработке и реализации государственной национальной политики в центре и на местах, о соблюдении прав и свобод конкретных граждан и национальностей во всех сферах и регионах российского общества, о принятии мер по недопущению дискриминации граждан и этнических общин по национальному признаку, о научном и информационном обеспечении национальной политики в тех или иных сферах российского общества, в субъектах Федерации должны находиться в центре внимания власти и общества. Необходимо не только качественно поднять роль министерства, укрепить его организационно-финансовую обеспеченность, но и перейти к современной, более мобильной системе управления национальными и межнациональными процессами. Надо перестать обманывать народы России, имитируя проведение государственной национальной политики. Ее следует проводить практически и последовательно, обеспечивая при этом министерство кадровым потенциалом со всей страны. В широком фундаментальном смысле Минфедерации РФ - это министерство "этнической экологии". Оно призвано обеспечивать нормальное самочувствие наций-этносов как в своем самобытном развитии, так и в содружестве российских народов, обеспечивая на практике баланс межнациональных отношений за счет баланса интересов отдельных этносов, наций, так и нации-государства в целом.
4. "Национальность" национальной политики. Русская нация как субъект и объект национальной политики
Недопустимо продолжать традиции истолкования национальной политики как политики по отношению к "инородцам" или "нацменам", исключая из нее русскую нацию. Основополагающую, базовую, собирательную роль в Российской Федерации, а значит и в государственной национальной политике исторически играет русский народ. Состояние национально-этнического и этнокультурного самочувствия русских во многом определяет и межнациональную ситуацию в стране в целом. Без благополучия и национального комфорта русской нации ни один народ страны не будет себя чувствовать благополучно и комфортно. И поэтому ошибочна позиция, когда русский народ остается вне национальной политики, вне системы федеративных и национальных отношений. При этом надо учесть и то, что русская нация становится в последнее время объектом всякого рода обвинений за все прегрешения политических режимов России в прошлом. Русский народ стал еще и объектом, на который ориентированы наиболее агрессивные национал-шовинистические, нацистские идеи. Десятки общероссийских организаций и политиков активно используют в последние годы в крайних националистических формах тематику русского патриотизма. Это и "русские патриоты", которые утверждают идею "Россия для русских", и национал-сепаратисты, которые навязывают антирусские настроения и обеспечивают идеи национального суверенитета вне России.
Государству на всех уровнях необходимо встроить в общую структуру национальной политики механизмы, учитывающие в полной мере этнокультурные интересы русской нации. Осознавая значимость данной проблемы, в свое время впервые был создан в Миннаце департамент этнических проблем русского народа. Была также разработана государственная программа этнокультурного развития русской нации. Утверждена была и программа "Русский язык". Особое внимание обращалось на регионы депопуляции русских на территории страны. Но вся эта работа, к сожалению, впоследствии оказалась во многом приостановленной теми, кто, руководствуясь шовинистическими чувствами, считает недопустимым ставить русскую нацию в один ряд со всеми другими народами России. Прервана и достаточно активно проводимая прежде совместная работа с Минсотрудничества по соотечественникам. Считаю принципиально важным в странах СНГ и Прибалтики ставить и решать проблемы наших соотечественников за рубежом на паритетной основе, параллельно решая вопросы национально-культурного обустрстства в России белорусов, украинцев, грузин, эстонцев и других национальностей из стран СНГ. Вопросы состояния перспектив этнокультурного развтия русской нации во всех измерениях являются основополагающими, базовыми для национальной политики Российской Федерации.
Следует также отметить и рост концентрации этносов на исконных территориях своего проживай] В связи с этим обозначился рост доли русских в структуре населения страны. Такой же процесс свойственен и для целого ряда других этносов нерусских национальностей в республиках Российской Федерации. С одной стороны, здесь срабатывает инстинкт caiv сохранения этносов, боязнь кровопролитных межнациональных конфликтов. С другой стороны, люди в различных регионах страны столкнулись с массовыми нарушениями прав человека по национально признаку.
5. Северный Кавказ - наиболее слабое звено в системе федеративных и национальных отношений
Здесь, как нигде, в тугой узел переплетены социально-экономические и этноконфессиональные проблемы при крайних формах их политизации. Бандитизм, терроризм, захват заложников, господство мафиозно-криминальных кланов приводят к возникновению и обострению десятков скрытых, открыть старых и вялотекущих конфликтов, приобретающих на ходу этническую окраску.
На Северном Кавказе необходимо принять комплекс социально-экономических и культурно-информационных мер в тесной связи с мерами по обеспечению интересов самобытного развития каждого народа, для достижения межнационального мира в регионе в интересах народов Северного Кавказа и всего государства. Антагонистических, неразрешимых противоречий на уровне народов тут нет. Поэтому главное в политике учет и баланс интересов этноса в недопустимости политизации этнических начал, диктата над государством и общественными делами.
Да, на Северном Кавказе высока конкуренция между различными кланами и политическими силами. Но они должны быть направлены в естествен" русло без их автоматического перевода на этноконфессиональную почву. Прошлые преступления политических режимов, нынешние трудности экономического и политического кризиса переводятся на Кавказе в этнополитическое русло. На этой оси вещей выстраданы трагедии в Северной Осетии, Ингушетии, на грани тяжелейших конфликтов такого рода находились Карачаево-Черкессия, Дагестан, Адыгея.
Анализ ситуации на Северном Кавказе показывает, что истинно национальные и общегосударственные интересы людей годами остаются без учета и удовлетворения на фоне крайней активности отдельных лидеров и кланов, а также неоправданного заигрывания с ними органов власти. Народы Кавказа стали жертвами такого рода процессов. Люди, которые доводят межнациональные и этнополитические процессы до кровопролитных конфликтов, не несут ответственности перед законом и совестью. Национальная принадлежность используется порой как способ ухода от уголовной и нравственной ответственности. Органы власти в центре и на местах пока не предложили эффективную программу стабилизации социально-экономической и межнациональной стабилизации в регионе. Ничего не делается в преодолении диктата криминальных и мафиозных сил над интересами граждан и национальностей Северного Кавказа. Более того, возрастает смыкание этих сил с властными структурами.
6. Коренные малочисленные народы
Судьба и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - один из основных индикаторов состояния государственной национальной политики. Даже на фоне тяжелого положения регионов и народов страны положение коренных малочисленных народов находится в критическом состоянии. В 1999 году Президент подписал долгожданный Федеральный закон "О признании прав коренных малочисленных народов Росийской Федерации". Но работа по его реализации идет крайне медленно. Не решено и, более того, усугубляется состояние политических и правовых гарантий равноправия и равных возможностей социального участия и политического представительства перечисленных народов. Программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ежегодно выполняется лишь на 10-15 процентов. Не найдены пока механизмы комплексного решения проблем коренных малочисленных народов во многих регионах страны.
Не обеспечено должное социальное участие и политическое представительство малочисленных народов на различных уровнях российского общества и государства. Среди депутатов Государственной думы последнего созыва нет ни одного представителя от коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Не представлены в должной степени малочисленные народы и на различных местных и региональных уровнях.
В перспективе положение малочисленных народов России может стать предметом критики российского государства со стороны мировой общественности.
7. Правовое обеспечение демократизации национальных и федеративных отношений
Многие стороны развития этих сложнейших сфер традиционно регулируются совершенно ненадежными политико-административными мерами. Между тем, свобода равноправного и самобытного развития, паритет этнонациональных интересов при сохранении паритета общих интересов нации-государства имеет для России важное значение. Правовое обеспечение национального развития и межнационального взаимодействия - один из важнейших вопросов гармонизации данной сферы общественной жизни России. Принятие федеральных законов "О национально-культурной автономии", "О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" существенным образом повлияло на правовое регулирование целого ряда этнонациональных проблем. Нужны законы "Об ох&-ране культурного наследия народов России", "Об учете традиций этнокультурного опыта самочувствия наро&-дов Российской Федерации", " О государственных функциях русского языка" и многие другие.
Ассамблея народов России приняла Хартию "О гражданских правах народов Российской Федерации". В ней содержится целый комплекс правовых мер регулирования различных аспектов обустройства народов в Российском государстве, мер по защите национальной чести и достоинства народов и граждан, прав на самобытное развитие, мер противодействия проявлениям различных форм национализма, шовинизма, нацизма. В хартии также предусмотрены рычаги активизации таких форм жизнедеятельности этносов, которые стимулировали бы их интеграцию и общность в рамках единой страны.
Приоритетным является законопрактика, которая способствует регулированию этих правоотношений в сфере национальных отношений. С точки зрения самочувствия народов огромное значение имеет проблема политической и правовой защищенности человека, не только его индивидуальных, но и коллективных, этнонациональных прав. Права человека как и права народов на самобытное развитие и права распоряжаться своей судьбой универсальны и неразделимы в демократическом обществе. "Не может быть свободен индивид, народ которого бесправен". Это взаимосвязь нашла юридическое отражение в Кон&-ституции Российской Федерации, что должно быть отражено в законах страны. Важно осознать два момента в осмыслении проблем правового обеспечения демократического развития наций и национальных отношений: первое - национальная принадлежность человека не предоставляет ему дополнительных прав по сравнению с другим человеком иной национальности. Речь может идти только о компенсаторских мерах выравнивания прав и свобод. Второе - национальная принадлежность не может и не должна ограничивать какие-либо права и свободы человека, гражданина.
8. Научно-методическое обеспечение национальной политики
В основу национальной политики нужно положить не только и не столько наши представления о сущности наций и национальных отношений, а реальное состояние дел и перспектив демократическо&-го развития данной сферы общественной жизни. Нужен научно обоснованный прогноз этнополитических и интеграционно-общероссийских процессов в их непосредственной взаимосвязи и взаимообусловленности с тенденциями политического, социально-экономического и культурного развития многонациональной России. Речь идет о разработке и пропаганде основ демократического и перспективного развития как отдельных наций страны, так и региональных общероссийских программ интеграции народов и культур.
Научное и информационное обеспечение национальной политики особенно важно в нынешних условиях. Органы власти и управления мало прислушиваются к аналитическим выводам и рекомендациям ученых и специалистов. Пока не налажена работа по подготовке научных и управленческих кадров в сфере национальных отношений. Чиновники в центре и на местах руководствуются в своей управленческой деятельности в сфере национальных отношений стереотипами и предрассудками. Фактически разрушается и общая политика подготовки и ротации кадров во всей стране, между субъектами Федерации по горизонтали, а также между субъектами Федерации и федеральным центром по вертикали. Тревожной является ситуация разрыва единой кадровой и управленческой системы в Российской Федерации. В стране не ведутся и системные сравнительные этнологические и этнополитические исследования. Без должного научного, информационного и кадрового обеспечения трудно осуществить выработку и реализацию новой, демократической государственной национальной политики в центре и на местах. Назрела необходимость создания при Минфедерации базового научно-исследовательского института национальных и федеративных отношений, университета, библиотеки, информационного центра с радио- и ТВ станциями, общенациональной газеты и многого другого.
Обращаю внимание на тот факт, что ресурсов на урегулирование последствий бедной и беспомощной национальной политики тратится в десятки раз больше. Нужно разработать методологию и наладить постоянно действующий мониторинг национального самочувствия и национально-самобытных потребностей народов страны.
Демонстрация национальной и межнациональной жизни только через призму стереотипов, споров конфликтов, как это делается в последние годы, накапливает огромный взрывоопасный потенциал сфере национальных отношений. В данной сфер необходимо повсеместно вести политику "возбуждения добра" (М. Карим), доброй памяти и дружбы народов. Комплиментарные моменты должны занят определяющее место в национальной политике и меж национальных отношениях. В последние годы, изощряясь на критике прошлого, мы превратили Россию в представлениях людей уже даже не в "тюрьму народов", а в "бедлам народов". Все высмеивается: и на Союз, и Федерация, и республики, и советский на род, и россияне, и Федеративный договор, и доге вор об общественном согласии. Как и вокруг чего, вокруг кого объединять людей и народы, если ничего святого ни в чем мы не находим. Таким путем не возможно создать общность людей, народов, отечество, государство. В крайнем случае можно себя похвалить лично или свою нацию и то лишь для того, чтобы свергнуть, оскорбить, унизить другого.
Наступило время наращивать меры по коренной переориентации всей системы национальных отношений на ценности созидания, сотрудничества и дружбы народов, укрепления единства Российской Федерации. Нам должна быть не чужда национально-этническая идентификация национальностей и граждан! Но одновременно важно формировать и более высокий уровень идентификации народов и индивидов -общероссийском измерении. Эта двуединая задача одного единого процесса. Их нельзя отрывать друг с друга. Мы все, будучи представителями различны национальностей и культур, являемся гражданам России, россиянами. Это основа деятельности все органов власти в центре и на местах, всего гражданского общества России. Уровень нашей гражданской идентификации определен Конституцией Российской Федерации следующим положением: "Мы - многонАциональный народ Российской Федерации". осознение себя гражданами России, россиянами включает в себя и моменты этнической идентификации. Для этого необходимо усилить экономическую, культурную, политико-правовую интеграцию регионов, все страны, расширить социальную мобильность и политическое представительство людей различных национальностей как по "горизонтали", так и по "вертикали" государственного и общественного устройств России. Важно добиться того, чтобы каждый челе век в России, независимо от национальной принадлежности, культуры и религии, чувствовал себя полноправным российским гражданином в любом регионе страны.
Именно этот фактор является главным и определяющим и в решении глобальной задачи сохранения единства и территориальной целостности России. Вновь следует особо подчеркнуть роль русского народа, его культуры и языка в развитии каждого народ страны, в интеграции, в единстве страны, общности многонационального народа Российской Федерации.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
9. Финансовое обеспечение национальной политики
Назрела необходимость в решении вопроса о финансовом обеспечении программ по национальной политике. В 1998 году мы добились внесения изменений к Федеральному закону "О бюджетной классификации". В него впервые была включена статья расходов на развитие федеративных и национальных отношений. Но в бюджетах последних трех лет финансирование этой статьи не предусмотрено. Государственная федеративная и национальная политика остается до сих пор без минимального финансового обеспечения. В настоящее время Минфин утвердил использование кредита на сумму более 30 млн. долларов на упорядочение региональных бюджетов. Это бесполезно без решения более главной и более глобальной задачи - гармонизации всей системы федеративных отношений. Бюджетный федерализм важен. Но это одна из составных частей федерализма в целом. Отсутствие хотя бы минимального финансового обеспечения национальной политики порождает мнение о том, что федеральному центру безразличны состояние наций и перспективы развития наций и национальных отношений. Огромные дотации из федерального бюджета направляются в субъекты федерации, не обеспечивая на практике реализацию общерегиональных и общероссийских интеграционных процессов. На этом фоне тенденции национального и религиозного сепаратизма становятся определяющими. Важно не забывать, что разумная федеративная и национальная политика - это надежные обручи, скрепляющие российскую государственность, ас единство и целостность, что необходимо и для успешного проведения экономических реформ, сохранения единого экономического пространства. Сле&-дует обратить внимание на исторически неопровержимый факт: бесплатная национальная политика дорого обходится России. На разрешение межнациональных и этнополитических конфликтов, повторяю, средств уходит в сотни раз больше, чем на их предотвращение.
10. Место и роль субъектов Федерации в разработке и осуществлении государственной национальной политики
Пришло время, когда государство не может и не должно себя объявлять единственным субъектом наднациональной политики. Следует отметить и поддержать активную работу Москвы, Саратовской, Оренбургской, Магаданской, Воронежской, Тюменской областей, Республик Удмуртии, Чувашии, Кабардино-Балкарии, Коми, Саха-Якутии, Ханты-Мансийского округа в практической реализации государственной национальной политики. Требует специального внимания и учета специфика проведения национальной политики в республиках Российской Федерации. Культурное развитие, социально-политическое самоутверждение целого ряда достаточно культурных и исторически самостоятельных этносов осуществляется именно в республиках. Но не в смысле приоритета и нарушения прав и свобод других народов, личностей, а в смысле достижения паритета и компенсации ряда культурных, языковых и иных потребностей. Унификация здесь вредна, как и недопустима дискриминация кого бы там ни было по национальному, языковому, культурному, религиозному и иному признаку.
Недопустимо, когда на фоне межнациональных конфликтов, массового нарушения прав человека по национальному признаку десятки субъектов Федерации проявляют полное равнодушие и безответственность к своевременной постановке и решению насущных проблем развития наций и межнациональных отношений. Но крайне вяло, неуверенно и непоследовательно эта работа ведется в регионах потенциально предрасположенных к межнациональным конфликтам. Федерация фактически не прослеживает это направление деятельности в субъектах Федерации. Считается правилом хорошего тона - всячески отрицать наличие проблем развития наций и налаживания межнациональных отношений, уводя их таким образом от конфликтного состояния.
Государственные чиновники достаточно высокого ранга, работники правоохранительных органов нередко играют все эти годы провоцирующую роль в разжигании межнациональных конфликтов, в преследовании граждан по национальному признаку как в центре, так и на местах. Нужны специальные меры, направленные против подобной деятельности должностных лиц, поощряющих под видом национального и местечкового патриотизма проявления этнополитического экстремизма.
Национальный фактор нередко используется прежде всего в политической сфере как мощный рычаг этнической мобилизации масс при их размежевании и дестабилизации в масштабах народа, региона и стра&-ны. Это особенно явно видно на примере трагических событий в Чечне. Соответствующие органы власти совместно с институтами гражданского права в центре и на местах призваны координировать меры по стабилизации межнациональной ситуации, подсказывать, предостерегать, предупреждать. Активное упреждающее воздействие на сферу национальных отношений возможно при условии, если национальная политика становится стратегической линией деятельности государства и общества, а не конъюнктурой момента как на уровне Федерации, так и ее субъектов, местного самоуправления.
11. Использование опыта гражданского общества многонационального российского народа
Необходимо особо подчеркнуть, что у нас не изучен в должной степени в государственной национальной политике опыт гражданского общества исторически многонациональной России в налаживании отношений сотрудничества и дружбы народов. Можно однозначно утверждать, что опыт гражданского общества во многом отличается по своему позитивному
качеству от опыта политических режимов. В этом плане в современных условиях открывается возможность широчайшего вовлечения в работу по выработке и реализации национальной политики институтов гражданского общества. Это национально-культурные автономии, объединения, ассоциации и центры. В соответствии с концепцией государственной национальной политики создана общероссийская организация "Ассамблея народов России", которая ставит задачу консолидировать в российском обществе процесс согласования и гармонизации самобытных интересов различных национальностей и культур в сфере национальных отношений, организации постоянного диалога органов государственной власти и национальностей на всех уровнях, защищать права и свободы всех национальностей, независимо от их численности и каждого человека, независимо от национальной принадлежности, проводить работу по интеграции народов и культур в составе многонационального российского народа. Федеральные органы власти всячески препятствовали созданию ассамблеи. И сегодня Ассамблея народов России не получает существенной поддержки со стороны государственных органов власти Федерации.
Ассамблея народов России достаточно успешно взаимодействует с органами власти субъектов Федерации и проводит работу по созданию региональных ассамблей на местах. Созданы и работают успешно ассамблеи в Саратовской, Оренбургской, Воронежской областях, в Республиках Саха-Якутия, Бурятия. Создан Дом народов России в Москве, действуют клубы Ассамблеи народов России в школах, вузах, воинских частях. Нужна более эффективная поддержка со стороны федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации. Мы надеемся на понимание и поддержку нашей деятельности, прежде всего Президента России В. В. Путина, в создании надежной системы мобилизации общества и государства на укрепление единства народов России, формирования многонационального народа Российской Федерации.
Идеология и политика межнационального сотрудничества и дружбы народов близка для россиян и важна для российского государства. Национальная политика, политика собирания народов и культур России в единое государство, в единый народ может и должна стать действенным инструментом обеспечения целостности и безопасности российского государства, гарантий прав и свобод национальностей и граждан. Конечно, при условии, что такая деятельность получит соответствующую политическую, организационную и финансовую поддержку со стороны прежде всего Президента и Правительства Российской Федерации. Важно понять, что национальная политика для многонациональной России - это не разовые и не чрезвычайные акции, а стратегическая линия деятельности государства и общества на долгосрочный период. При такой целенаправленной и согласованной работе опасность этнического экстремизма будет качественно снижена. Нужна пропаганда ценностей и идеалов демократической национально" политики, дружбы и сотрудничества народов во всех сферах общественной и государственной жизни, борьбы с национализмом, национал-сепаратизмом и национал-шовинизмом, воспитание граждан в духе уважительного и бережного отношения друг к другу, i духовным ценностям и традициям, историческому прошлому каждого народа страны, поддержки "образа соотечественника-россиянина" и т. д. От интеллектуальной поддержки, создания социальных политических и информационных технологий буду зависеть усилия интеграционных процессов в жизнь регионов, народов и страны. Необходимо создании массовых организаций и движений, Домов дружбы центров как пропагандирующих самобытность каждого народа страны, так и возможности их единств; и сотворчества на региональном и общероссийское уровнях.
Мало провозглашать концепцию госудаственной национальной политики. Необходимо объединять людей на всех уровнях вокруг ее принципов целей и задач. Пока основную нагрузку призваны взять на себя органы государственной власти. И, конечно же, необходимо активнее подключать гражданское общество к процессу самобытного развития и межнационального, общероссийского сотрудничества народе!
Россия в большей степени представляет собой восточный тип цивилизации. Соответственно у нас высока, прежде всего, интегрирующая роль государства. Отсюда и важна для общества своевременная и четкая ориентация органов власти на собирание России, укрепление единства ее народов, защиты прав и безопасности граждан всех национальностей. Особое значение для гражданского общества России имеет тот вызов, который идет от государства, от органе власти на нынешнем этапе развития национальных федеративных отношений. Равнодушное отношение государства к сложнейшим вопросам национально и федеративной политики, расчет на то, что здесь все урегулируется само по себе, создают ситуацию стихии - недопустимой и разрушительной для данной сферы общества, в перспективе она может обернуться усилением дезинтеграционных тенденций и настроений, господству идей национал-сепаратизма и шовинизма, переходящих нередко в фанатизм, в нацизм и терроризм. Соответственно, в заложниках крайних идей и подходов оказываются национальный фактор судьбы целых народов и культур. Такие подходы разрушают генетический код российского общества российской государственности, который зиждется и равенстве и единстве народов страны.
Выражаю уверенность в том, что XXI век немизмееримо еще в большей степени выявит то, что многонациональность, дружба народов, единство России Являются сущностным качеством российской государственности, российского общества, российской цивилизации в целом. Отсюда и актуальность выработки, постоянной корректировки и последовательной реализации стратегически выверенной национально и федеративной политики государства и общества Российской Федерации.
Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"ПРЕСС-СЛУЖБА АНР"
30 декабря 2001 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2001.12.30_PS%20ANR_Federal%20and%20Natonal%20polyt.htm