20 декабря 2001
4469

Рамазан Абдулатипов. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает сущностные основы российского общества и российского государства.

Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении националь&-ного вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И наоборот. Этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую роль. Обусловлено это следующими причинами:

1. В истории многонациональной России политические силы неоднократно применяли грубую силу при решении национального вопроса, зачастую руководствуясь принципом революционной целесообразности, в результате чего прерывался процесс эволюционного формирования наций-этносов и нации-государства в России.

2. Политические режимы на различных этапах развития российского общества и государства разрушали консервативную структуру этнонационального становления и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному признаку.

3. В результате развала Советского Союза народы нашей страны, независимо от их численности и исторической роли в российском государстве, фактически в очередной раз лишились привычных для себя социальных и духовно-идеологических ориентации и ценностей. Они были вынуждены вернуться на свою традиционную этнонациональную почву, которая нередко оказывалась в состоянии феодальной патриархальности.

4. Народы столкнулись с ситуацией, когда традиционные этнонациональные ценности сами по себе оказывались неспособными самостоятельно справиться с глобальными измерениями современного мира в своем обустройстве. Соответственно, речь идет о системном кризисе основ жизнедеятельности, развития и взаимодействия как отдельных национальных общностей, так и всего многонационального общества.

5. Кризисные явления, которые охватили все слои и этнонациональные общности российского общества, лидеры и идеологи многих народов стали относить исключительно только к своей нации, к своей культуре, к своему национальному самочувствию. В таких условиях общекризисные явления и процессы окрашиваются в этнонациональные цвета и обретают изначально конфликтную направленность. Обозначился взрывной рост этнонационального сознания, обострились чувства этнической самоидентификации, вновь возродились старые названия этнических, этнокультурных Групп. Повсеместно этническое сознание подверглось политизации даже в ущерб исконным этнокультурным основам развития народов. Политизация этнических процессов поднимает статус межнациональных конфликтов, поднимая их до уровня межреспубликанских и даже конфликта с Федерацией. Если даже в начале этнонациональные проблемы развития и взаимоотношения этносов и были причинами таких конфликтов, то при таком статусе они становятся второстепенными и их возможное решение откладывается. А этнополитическая элита, злоупотребляя гипертрофированными чувствами национальной ущемленности и исключительности, направляет их не в сторону поиска путей выхода из кризиса за счет объединения усилий всех народов и культур, а к поиску врагов среди других народов. За прошлые несправедливости, дискриминационные акты, репрессии различных политических режимов обвиняют и преследуют уже не царя Николая II и не Генерального секретаря Сталина, а друг друга. Вместо того, чтобы совместными усилиями преодолевать наследие прошлых репрессий, людей провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному признаку. Эти и другие характерные особенности развития многонациональной России в современных условиях формируют деструктивные подходы, в результате чего любой социальный, политический, культурный, территориальный и всякий иной конфликт в любой момент может обрести и обретает с помощью идеологов национализма, сепаратизма и шовинизма этнополитическую окраску. Для целого ряда этнополитических кланов межнациональные конфликты стали эффективным методом политических технологий и способом своего приобщения к процессу перераспределения власти и собственности.

6. В Российском государстве никогда не было стратегически выверенной демократической национальной политики, хотя определенные достижения в формировании многонационального государства, в налаживании отношений сотворчества между народами и культурами бесспорно были. Следует подчеркнуть, что в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне прежде всего на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национального вопроса в классовом социалистическом содержании, формирования вместо патриархально-реакционного национального сознания классового социалистического сознания. Соответственно национальная политика и здесь носила временный, импульсивный характер и была направлена на решение временных конъюнктурных политических задач. При этом, если в первом случае речь шла о формировании русской нации как имперской и об ассимиляции "инородцев", то во втором - все усилия были на формирование социалистического многонационального общества при господстве классовых подходов. Такова по сути была политика властей - политических режимов России.

7. Российское гражданское общество накопило вместе с тем опыт взаимовыгодного существования и сотворчества народов и культур. Важно добиваться в новых условиях, чтобы национальная политика демократического государства соответствовала прежде всего опыту гражданского общества в деле укрепления дружбы народов, единства России. Усилиями представителей всех народов и культур был создан "русский мир", который близок и понятен всем гражданам России.

На современном этапе в сфере национальных отношений преобладают два крайних подхода: с одной стороны, обвинения в развале Советского Союза и кризисном состоянии российского общества и государства адресуются прежде всего нерусским народам, бывшим союзным и нынешним российским республикам и автономиям, этнонациональному фактору как таковому, а с другой - русская нация преподносится как нация "имперская", ответственная за все ошибки и преступления политических режимов в сфере национальных отношений. Соответственно, эти подходы с одной стороны усиливают настроения национал-сепаратизма, а с другой - национал-шовинизма. Интервенция исторического прошлого в современную жизнь народов нарушает природу нынешних национальных отношений так же, как и полное равноду&-шие к этому историческому прошлому накапливает негативный опыт в этой сфере. Поэтому в национальной политике принципиально важно сочетать опыт истории и сложившихся традиций с новыми, современными аспектами. Национальное начало многими по привычке рассматривается только как патриархальное и отсталое. Вместе с тем оно может быть и современным, перспективным. Нация и национальные отношения не могут и не должны развиваться отдельно от общества, государства и граждан, так как являются одной из форм их существовании и жизнедеятельности.

Проблема сочетания в национальном традицион&-ного и современного так же важна, как и гармоничное взаимодействие национального и интернационального. Это одна из главных методологических задач национальной политики.

В конечном итоге главным ориентиром нацио&-нальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче преодолеть, если он не ощущает дискомфорта этнонационального. Соответственно выработка и осуществление последовательно демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское общество.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России.

Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека, неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности, так и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин уже продемонстрировал прежде всего во время событий в Дагестане. Не война в Чечне, а военные действия за освобождение Дагестана от террористов и бандитов стала основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста его популярности и авторитета у граждан всех национальностей нашей страны. Достаточно было сказать В. В. Путину: "Я до сих пор уважал дагестанцев, а теперь их люблю", чтобы преодолеть историческую приверженность большинства дагестанцев к коммунистам и сделать их своими сторонниками. В этой связи следует подчеркнуть важность обозначения и проявления позитивных символов и знаков в сфере национальных отношений.

Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы, уверен, должны звучать прежде всего из уст руководителей государства, чтобы они не стали достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства российского чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального самосознания соотечественников в бывших республиках Советского Союза люди должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане предстоит более убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального. но единого в своей государственности и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики. Время концепций мы уже прошли. Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Повторяю, представитель любой из 176 национальностей России, каждый гражданин страны имеет право видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как своего народа (национальной воли), так и всего многонационального (общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого человека, почувствовать их боль и надежды, помочь им найти свое место в многонациональном российском обществе. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:

""Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании".

""Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей:" и задач. Достойное существование каждого каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!

Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства.

С избранием В. В. Путина президентом патриотизм в нашей стране вновь имеет шанс стать созидательной силой для государства, народов и общества. Нынешнему национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в безопасном и созидающем, способном соби&-рать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.

1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства

Методологически и политически важно разобраться в этих вопросах в новых исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с одной стороны, нация-этнос преподносится как субстанция мифологическая, духовная, абстрактная, а значит временная, с другой - как жесткая реальность с обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных и субъективных признаков.

В связи с этим важно обратить внимание на определение Н. Бердяева, которое имеет огромный смысл:

"Национальность - категория не только этническая, но и социальная". Отсюда и два понятия сущности национальности. Первое: "они такие же, что и мы", второе: "они - чужие". Взрыв национального самосознания, рост нетерпимости и недоверия в отношениях между национальностями во многом объясняются попытками объявить нации-этносы мифами, утвердить превосходство одних этносов над другими, противопоставить их друг другу как явления чуждые и непримиримые, превратить революционным путем нации-этносы в нацию-государство. Тем более в России уже пытались в прошлом "справиться" с нациями-этносами: то насильственно ассимилируя их имперскими подходами в имперской нации, а то и подменяя национально-этническое пролетарско-интернациональным. Именно через призму таких стереотипов многие в обществе истолковывают попытки демократов "отменить национальность", объявить нацию феноменом лишь политического измерения нации как государства. Забывая при этом, что процесс этот очень длительный, эволюционный. Говоря о поиске путей развития наций-этносов, мы должны одновременно говорить и о процессе формирования многонационального народа Российской Федерации, государства-нации. Это можно убедительно проиллюстрировать словами А. Тойнби: "Но узок путь спасения, и трудно его отыскать". "Живой опыт живой истории" России позволяет нам говорить, что путь сохранения наций-этносов и формирования единого многонационального народа Российской Федерации, государства-нации "вполне реален. Именно об этом свидетельствует, при всех противоречиях, и процесс исторического формирования многонациональной России как "естественной" и "соборной" общности. Стремление же "забыть о нациях" (В. Тишков) лишь будоражит и взрывает этносы, усиливает недоверие и подозрительность в отношениях между ними. Важно понять и то, что "Россия никогда не была государством-нацией, и поэтому вопрос ныне заключается не в том, чтобы возвращаться к традиции, а в том, чтобы создать новую национальную индивидуальность" (Р. Саква). Это качественно новый уровень формирования нашей национальной идентичности.

Пока же у нас господствует стремление, с одной стороны, государства как нации в духе прежних имперских подходов довлеть над нациями-этносами, а с другой - попытки наций-этносов диктовать всему государству-нации узконаправленное понимание своих устремлений. Важно отойти от подобных крайностей и приблизиться к пониманию того, что Россия исторически - это и сообщество наций-этносов, и формирующееся столетиями государство-нация. Нации-этносы для России - это реалии XXI в. И важно не свергать их, не отрицать, а обустраивать на демократических принципах в едином, правовом государстве. В этом смысл и национальной политики российского государства, и ориентации российского общества.

2. О государственной национальной политике. Оптимизация механизмов управления национальными и федеративными отношениями

Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.

Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации No 909 от 15.05.1996 г.

Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, господство в них дезинтеграпионных процессов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе угрозу дальнейшему развитию российской государственности.

Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.

Сегодня жизненно важно выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных отношений.

Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации

В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации.

Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.



Журнал "Этнопанорама"
2001 год
http://www.abdulatipov.ru/Biblioteka.files/Etnopolitika.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован