15 июля 2005
2591

`Расщепленный` акциз на алкоголь -главный удар по экономическому сепаратизму



О работе парламента в сфере алкогольного законодательства рассказывает депутат Государственной Думы, член бюджетного комитета Сергей Валентинович Широков, принимавший участие в работе "Экспертного совета по разработке законодательных актов в области виноделия, производства и оборота алкогольной продукции при бюджетном комитете Государственной думы".
- Сергей Валентинович, Вы, насколько известно, по роду своего бизнеса - строитель. До перехода на законотворческую работу владели крупной строительной компанией, кроме того, Вы - Президент Союза предприятий стройиндустрии. И вдруг - алкогольные проблемы...
- Во-первых, в начале 90-х мне приходилось заниматься и алкогольным бизнесом в том числе. До начала, так сказать, эпохи специализации, до того, как более мощно заработал строительный сектор нашей компании. Во-вторых, законы менеджмента везде более-менее одинаковы. А особенность работы этой Думы в том, что выросло понимание Закона - как инструмента работы, тогда как раньше, это не секрет, много было законов-деклараций. Ну, а в-третьих - это было поручение фракции.
- "Отечество - Вся Россия"?
- Да. Также от нашей фракции в Экспертном Совете работали люди с солидным административным опытом, бывшие министры: сельского хозяйства Геннадий Кулик, по налогам и сборам Георгий Босс, Евгений Драганов - руководивший таможенной службой. То, что период был поворотный, это, думаю, ясно - даже и на фоне всех этих бурных лет. Новая Дума начинала работу с новым Президентом, одной из первых инициатив которого стало наведения порядка в алкогольной сфере. Постановление Правительства от 6 мая 2000 г. "Об учреждении федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" подвело черту под целым историческим периодом шараханья в государственной алкогольной политике... Чего только стоит "полная свобода" - Указ от 7 июня 1992 г. - и "полная" его отмена - Указ от 11 июня 1993 г. - политика на год и четыре дня! Ну, про "Росспиртпром" вам рассказывать, это, наверное, как в Туле про самовары, так что лучше остановиться на собственно законодательной деятельности.
Одним из важнейших шагов, повлиявших и на алкогольный рынок, и на экономическую и политическую перспективы страны, был законопроект о разделении акциза на алкогольную продукцию: с выплачиваемого производителем снять 50 процентов и перенести их на оптового торговца. Кажется, сугубая экономика, да еще: "от перестановки мест слагаемых, сумма не меняется..." Но в том и дело, что государство не есть простая сумма заводов и граждан-потребителей. И здесь перестановка слагаемых поменяла очень многое. Ранее весь акциз уплачивался производителем и делился пополам: в бюджеты федеральный и региональный (по месту производства). Не имея отчислений от ввозимого алкоголя, главы регионов защищались, как могли. А уж как "могли", это отдельная песня. Шлагбаумы на дорогах, "губернские декреты". Пример: губернатор ограждает своих подопечных от плохой, фальсифицированной водки. Контрольный орган в его городе выдает марку: "проверено, пить можно". Отбросим как "недостойный, порочащий" и, в общем, труднодоказуемый вариант, что он в сговоре с местным ликероводочным "королем". И вот на дороги выходят новые тысячи взяточников в форме и без. По старым общероссийским торговым артериям водка продолжает просачиваться. Если там привыкли к хорошей водке, к "Кристаллу", допустим, - трудно потребителя переориентировать. Но стоит это попадание в закрытый регион уже совсем других денег. И у торговцев исчезает ощущение, что они живут в одной, единой России. А эта "внутренняя пограничная стража" - чем не ядро будущих сепаратистских формирований? А наспех расширенный "местно-покровительствуемый" ЛВЗ выдает пойло - ничуть не лучше того, от которого якобы защищались. Плюс - разрушение единого федерального рынка.
- И как шла эта работа?
- Несколько месяцев мы перебирали различные, теоретически возможные подзаконные дыры и самые головокружительные злоупотребления, опять же - возможные. Похоже, немало "крови попортили" замминистрам Сергею Моложавому (Мингосимущество) и Михаилу Моторину (Минфин), работавшим с нами. Но то все было "по делу", рабочие моменты. Дело в том, что большая часть Экспертного Совета - это наши "алкогольные генералы", как, например, Владимир Пекарев - основатель "Группы предприятий "ОСТ", и все закавыки последних лет им известны лучше, чем кому-либо. В долгих дебатах нашли средство борьбы с экономическим (пока) сепаратизмом. Сняв 50 процентов акциза с производителя и перебросив на оптовика, усилили позиции легальных ЛВЗ, объем "паленки" сократили. Исчез перепад, толкавший оптовика на "черный" и "серый" рынки. Губернатору стало, более-менее, все равно, чья водка даст долю акциза. Стало меньше причин запираться на замок от "чужой" и тащить за уши "свою".
- А как же быть с теми трудно доказуемыми вариантиками, когда местный ЛВЗ фактически и принадлежит губернатору? Через дядю, кума, брата или... "братков".
-Так как раз эти "вариантики" и станут тогда легче заметными и лучше доказуемыми. Официальная версия заботы о губернском ЛВЗ и губернском бюджете - исчезла. Найдена точка равновесия. И если местный хан и после этого блокирует общероссийские водочные потоки, то, понятное дело, шерше ля... только не фам.
- Хотя может именно и через свою "фам" он заправляет лоббируемым ликероводочным заводиком. Что ж, отрасль и страна еще скажут спасибо за этот закон... А против такого разумного шага, возражали-то кто? И чем аргументировали?
- Ну, поименно противников называть я не буду, дело не в сведении счетов. Ссылались в основном на технические сложности и узкие места проекта: завоз этих самых акцизных марок на региональные оптовые склады, судьба товарных остатков со старой маркировкой и сколько под эту "пересменку" пропустят водки "слева". Но переходный период благополучно завершен, новый закон работает.
PS. Закон "о расщеплении акциза", вступивший уже в действие - это, пожалуй, главное, что сделала Госдума в алкогольной сфере. Положителен и сам по себе пример, когда исполнительная, законодательная власти и бизнесмены сообща искали и нашли точку соприкосновения, в обстановке полной "прозрачности" и гласности обсудили доводы всех сторон. Взвесили и решили. Автор, принимавший участие в работе этого Экспертного Совета, свидетельствует: кроме достигнутого результата, важен и сам положительный пример - Работы. Так постепенно, может, и забудется то, ЧТО у нас было вместо парламента в 90-е годы. (Ряженые клоуны, потасовки. В периоды кризисов - задорное подталкивание страны к гражданской войне). Одна из причин такой перемены, по-моему, в том, что переломлена тенденция, тянущаяся еще со времен Ленина: в политику идут неудачники в своих профессиях. И в этом переломе алкогольный бизнес, как наиболее динамичный, сыграл важную роль. За считанные годы созданы мощные водочные фирмы, и теперь люди с положительным, созидательным опытом задают тон в парламентской работе. Пожелаем им успеха.






http://www.shirokov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован