Наш корреспондент беседует с депутатом Государственной Думы
от 188 Читинского избирательного округа,заместителем председателя
Комитета по безопасности Войтенко Виктором Петровичем
Виктор Петрович, какова Ваша оценка возможных последствий для Российской Федерации, связанных с расширением НАТО? Действительно ли этот процесс посягает на безопасность России, и возросли угрозы военной опасности для нашего государства?
Прежде всего, как член Постоянной делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее НАТО, хотел бы отметить, что отношения России с НАТО постоянно развиваются. Нельзя не учитывать и тот факт, что вполне успешно реализуется известная Римская декларация. Многие из читателей знают, что в 1997 году был создан Совместный постоянный совет Россия-НАТО, а для постоянных консультаций с Россией 28 мая 2002 года в Италии образован специальный Совет Россия-НАТО.
Что же касается моего отношения к расширению Северо-Атлантического блока, то оно, как и у большинства депутатов Госдумы, остается прежним, говоря словами одного из российских дипломатов - "спокойно негативным".
Поясните, пожалуйста, эту оценку.
Во-первых, мы не видим реальных проблем безопасности стран Запада, которые они могут решить путем продвижения НАТО на Восток. Однако, в тоже время, этот процесс не может не затрагивать интересов безопасности России. Как бы то ни было, НАТО - это военная организация. И мы должны оценивать сегодняшнюю ситуацию не только по политическим заявлениям, которые декларирует эта военно-политическая организация, но и по ее военным возможностям. Ведь ситуация в ближайшие 10-15 лет может кардинально измениться. В какую сторону она изменится, думаю, никто однозначного ответа не даст. Ни в России, ни на Западе.
На первом этапе расширения НАТО были найдены решения, в соответствии с которыми альянс обязался не размещать существенные боевые силы и ядерное оружие на территории новых стран-членов. Венгрия, Польша и Чехия были участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). К тому же в рамках переговоров по его адаптации, Россия договорилась о существенном понижении предельных уровней вооружений этих стран.
Сегодня, на очередном этапе, ситуация совершенно иная.
Новые члены НАТО: Латвия, Литва, Эстония и Словения не являются участниками ДОВСЕ. Это означает, что не существует юридически обязывающих инструментов, которые регулировали бы предельно допустимую концентрацию вооружений на территории этих стран. Российская Федерация настаивает, чтобы эти страны присоединились к адаптированному ДОВСЕ.
А что означает понятие "адаптированный" договор?
- Изначально ДОВСЕ создавался как межблоковый договор. И его адаптация понадобилась из-за того, что прекратил существование Варшавский договор. Главное отличие адаптированного ДОВСЕ от ныне действующего - к нему могут присоединиться все европейские государства, в том числе и не члены НАТО. Позиция Росси заключается в следующем: развала ДОВСЕ допустить нельзя, иначе существующий режим контроля над вооружениями утратит свое значение.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что намечается присоединение к Северо-Атлантическому альянсу Македонии, Хорватии и Албании. Идут разговоры о вступлении в НАТО Грузии, Азербайджана, Украины. Все это также имеет прямое отношение к вышесказанному..
Не могли бы Вы, Виктор Петрович, дать оценку расширению НАТО, чисто как человек военный, как российский генерал?
Да, пожалуйста. Однако при рассуждениях на эту тему давайте исходить не из устных декларативных заявлений политиков, а из возможностей НАТО, причем, не гипотетического, а прогнозно-реального и практического характера. Согласитесь, сегодня для России возникла совершенно новая геополитическая реальность: всего 150 километров могут отделять ударную авиацию НАТО и его общевойсковые дивизии от Санкт-Петербурга - второй столицы России, второго по численности населения города, одного из центров оборонно-промышленного комплекса, если в станах Балтии будет развернута соответствующая группировка войск. Я не говорю, что именно так и будет. Но давайте отдавать себе отчет: в принципе это возможно.
Глубина воздушных кампаний и воздушно-наступательных операций НАТО на театре военных действий существенно превышает 1 тысячу километров, а отдельные группы тактической авиации будут проникать на 2 тыс. км.
Это, приблизительно, рубеж: Пермь - Уфа - Самара. Говоря иным языком, любые объекты на территории Росси до Урала могут быть подвергнуты массированным ракетно-авиационным ударам уже в первые часы после начала боевых действий. Надо учитывать и то обстоятельство, что согласно существующей в штабах НАТО стратегии, совсем не обязательно развертывать масштабные группировки войск в той же Прибалтике, против чего сейчас активно выступает российская дипломатия. Носят ли эти наши требования принципиальный характер? Думаю, что нет. Предполагаю, что в Прибалтике будет создана соответствующая военная инфраструктура, включающая переоборудование, в частности, аэродромной сети Литвы, Эстонии и Латвии под стандарты НАТО, повышение емкости хранилищ топлива, создание условий для возможного размещения контингента войск. А все это как раз и позволит в нужное время в считанные дни сосредоточить вблизи границ России значительные группировки видов вооруженных сил и родов войск.
Повторю еще раз: нынешняя военно-политическая ситуация предоставляет НАТО такие возможности. Хотелось бы надеяться, что альянс ими не воспользуется. Однако, надежды, не подкрепленные на межгосударственном уровне официальными обязательствами - не более, чем благие пожелания. Ситуация, как вы понимаете, непростая.
На эти вызовы нужно искать адекватные ответы. Как раз этим сейчас и заняты высшие органы государственной власти России, в том числе и Государственная Дума и думский Комитет по безопасности..
Надеюсь, что в этой непростой обстановке будут приняты правильные государственные решения.
Источник: voitenko.ru 10.01.06