11 февраля 1999
3172

Разработка Андрея Кокошина по национальной промышленной политике

Разработка Андрея Кокошина по национальной промышленной политике (Статья Бориса Чугунова "Технологии ВПК - последний шанс страны" в "Независимой газете" от 18 марта 1999 г.)

...России не просто необходим экономический рост, ей необходимы высокие темпы роста, темпы, обеспечивающие то, что в свое время назвали "экономическим чудом", что было характерно для экономики послевоенной Германии, для Японии, во многом для Италии и Франции. В это сейчас трудно поверить, но у России при правильной организации дела имеются для этого все необходимые возможности, отметил Андрей Кокошин.

Япония и Германия - страны, имеющие огромные успехи в сложных отраслях, начали послевоенную жизнь в развалинах. В обеих странах ощущалась острая нехватка капитала, и торговцы, пытавшиеся продать товары на иностранных рынках, часто сталкивались с открытой враждебностью. И все же Германия сумела восстановить и удержать лидирующие позиции во многих передовых отраслях промышленности. Она справилась с высокой и все возрастающей стоимостью труда, сокращающейся продолжительностью рабочей недели и инфляцией. Япония стала мощнейшей индустриальной державой, несмотря на почти полное отсутствие природных ресурсов, изолированное расположение, требующее путей снабжения большой протяженности ..., падение курса иены и напряженные отношения в своем регионе. Италия процветает, несмотря на неэффективную правительственную бюрократию, вяло функционирующую инфраструктуру и жестко регламентированное рабочее законодательство. Послевоенная индустриальная история - это история не эксплуатации изобилия, а история создания изобилия. Это история не использования преимуществ, а борьбы с неблагоприятными условиями.

У России сейчас последний шанс попасть в уходящий поезд новой цивилизации, основанный прежде всего на быстром освоении технологических нововведений. Экс-секретарь Совета безопасности отметил, что одним из стержневых элементов программы "Отечества" будет "четкая научно-промышленная политика" России, соответствующая условиям и потребностям постиндустриального периода мирового развития. Россия выделяется своими человеческими ресурсами, огромным интеллектуальным потенциалом, в России существует глубокая историческая традиция уважения к образованию и значительное количество подготовленных научных и инженерных кадров. Утрата этого человеческого капитала представляет одну из самых серьезных угроз национальной безопасности страны с высокой научно-технической культурой. Важно выработать и развивать эти потенциальные преимущества через рациональные экономические и социальные механизмы в конкретные экономические преимущества.

В качестве базового элемента российской экономической политики необходимо использовать высокие технологии как источник экономического роста. Технологические изменения стали всеобъемлющими и происходят непрерывно. То, что можно отнести к мировой высокотехнологической промышленности, развилось в индустрию с годовым оборотом до 1 трлн. долл. и темпом роста в 10% в год. Одновременно растет технологический уровень - по-прежнему выполняется закон Мура: каждые 18 месяцев удваивается производительность микрочипов и ополовинивается их цена. Высокотехнологическая промышленность обеспечивает 30% роста промышленности в США и коренным образом меняет характер мировой экономики. Доступ к технологии, поставленной на промышленную основу, стал более важным, чем низкие затраты на оплату труда рабочих. В 80-е годы западные фирмы часто переводили производство в районы не с дешевой, а, наоборот, с дорогой рабочей силой - с целью приблизиться к рынкам сбыта.

Кокошин отмечает, что его группой были проанализированы возможности всего спектра отраслей науки и промышленности России, приняты во внимание различные отечественные и зарубежные оценки, подвергнут критическому осмыслению имеющийся опыт конкурентной борьбы российских производителей на мировых рынках, в том числе в самых жестких условиях. В результате для приоритетных программ научно-промышленной политики России предложены: развитие программного обеспечения для ЭВМ, ракеты-носители для запуска коммерческих спутников, ядерная энергетика, сверхвысокочастотная электроника, лазерные технологии, развитие гражданской авиации.

Это не означает, что в программе экономического развития России не будет уделяться внимания энергетике, топливно-энергетическому комплексу. Он, как отметил Кокошин, также требует специальной государственной линии поведения, тесного сотрудничества между бизнесом и государством. Наша нефтегазовая отрасль, находящаяся на переднем крае мировой конкурентной борьбы, может быть, требует гораздо больших новаций и технологических прорывов.

Необходимо стимулирование государством создания мощных российских корпораций, способных на равных конкурировать с крупными иностранными компаниями. Для этого они должны быть ориентированы на новейшие технологии, уделять необходимое внимание инновационной деятельности, выстраивать корпоративную стратегию применительно к конкретным видам высокотехнологичной продукции. Здесь должен быть учтен мировой опыт последних лет, когда процессы слияния и укрупнения резко интенсифицировались во всех промышленно развитых странах, в том числе в аэрокосмической и электронной промышленности, в первую очередь в США и других странах. В США возникли супергиганты "Локхид-Мартин" и "Боинг-Макдоннелл-Дуглас". Западная Европа на базе диверсифицированного гиганта "Даймлер-Крайслер" ведет дело к объединению всей авиакосмической и основной части электронной промышленности. В России же до сих пор разобщены даже серийные заводы и КБ, сохраняются во многом неоправданные и не соответствующие мировой практике межотраслевые барьеры - в частности, между авиационной и ракетно-космической промышленностью.

Нам необходимо использовать не только возможности внутреннего потребления, вновь завоевывая и отстаивая рынки России, но и проводить целенаправленную и агрессивную политику по захвату российской продукцией мировых рынков, подчеркивает Кокошин. Заниматься этим надо на самом высоком государственном уровне, как это принято во всем мире. Упущения в этой сфере наносят серьезный ущерб отечественной промышленности. Пример тому - упущенные в первой половине 90-х годов возможности одновременно с продвижением военной авиационной техники закрепиться на рынке гражданской авиации в Китае - одном из наиболее емких.
Очевидно, что для многих западных компаний проникновение российских производителей промышленной продукции и услуг видится как появление дополнительных конкурентов. Однако в конечном итоге это было бы полезно для мировой экономики в целом, для конкурентности тех же рынков США и Западной Европы. В большинстве случаев конкурентоспособность отечественной продукции резко повышается при различных формах и уровнях взаимовыгодной кооперации с зарубежными фирмами.

Необходима специальная программа, обеспечивающая диффузию достижений авиационной и ракетной промышленности, отечественных высоких технологий, новых современных материалов для развития технологий, производств среднего уровня, способных обеспечить импортозамещение в текстильной, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, производстве медикаментов и медицинского оборудования и пр. Именно эти отрасли в ближайшей перспективе могут стать источником средств, часть которых может быть использована для подпитки авиационной и ракетной промышленности. Ряд указанных отраслей обладает реальным потенциалом для обеспечения роста производства без значительных инвестиций (прежде всего за счет использования незагруженной части производственных мощностей), что сегодня особенно актуально в условиях того, что инвестиционные возможности, недостаточные и до 17 августа 1998 г., в настоящее время вообще резко сократились.

Если говорить о развитии гражданской авиации, то оно должно быть ориентировано прежде всего на внутренний рынок. Без гражданской авиации при нашей географии просто не обойтись. Потребность России на ближайшие 15-20 лет составляет, по оценкам, порядка 1200 самолетов. И это должны быть прежде всего экономичные в эксплуатации отечественные самолеты, поскольку потенциал даже крупнейших иностранных производителей ограничен, как показал недавний опыт попытки расширения производства "Боингом". Однако нужен ряд решений нормативного плана, в частности в сфере лизинга, по экономическому стимулированию авиаперевозчиков на использование российских самолетов. Одновременно необходима программа модернизации системы управления воздушным движением и аэродромной сетью.
В сфере развития информационных технологий глобальный рынок программного обеспечения вырос примерно до полутриллиона долларов в 1998 г. Интернет растет со скоростью в 10-15% в месяц. Число его потребителей, по прогнозу президента ИБМ Герстнера, в начале следующего века достигнет 1 млрд. человек с оборотом до 1 трлн. долл. Предвидится слияние на одной платформе сетевого телевидения и радио, интернетовской телефонии и коммерции. Это ведет к колоссальному росту потребности в программном обеспечении и соответствующей технике. В то же время рост спроса приводит к недостатку профессиональной рабочей силы в высокотехнологических отраслях США. Темп подготовки специалистов по таким специальностям, как производство полупроводников, информационная индустрия, внутри США не превышает 25 тыс. человек в год. Поэтому недостаток предполагается восполнить за счет импорта "мозгов", в значительной мере - из России, а также из Украины, Белоруссии. Одной из важнейших задач общенациональной научно-промышленной политики является создание рабочих мест для квалифицированных ученых, инженеров, рабочих, предотвращение "утечки умов", которая приобрела угрожающий характер с точки зрения как национальной, так и международной безопасности.

В США изначальный толчок к появлению знаменитой теперь Кремниевой долины был дан примерно 20 лет назад созданием технопарка на базе Стэнфордского университета. В Израиле уже несколько лет действует смешанная частно-государственная программа "инкубаторов" - малых фирм в сфере наукоемких технологий. Более половины успешных фирм, выращенных в "инкубаторах", создано учеными - выходцами из России. У нас технопарки, "инкубаторы" возможны на базе МГУ, МГТУ, Новосибирского академгородка, вузов и НИИ Екатеринбурга, Петербурга и др.
Одновременно должны быть созданы все условия для развития нормальной работы в сфере наукоемких технологий мелких и средних компаний, у которых, как показывает мировой опыт, есть свои немалые преимущества (повышенная мобильность и адаптивность, восприимчивость к нововведениям и быстрое их освоение). В районе Кембриджского университета (Англия) действует около 100 малых и средних фирм, разрабатывающих наукоемкие технологии.

Недостаточное внимание к научно-промышленной сфере было характерной чертой всего периода попыток форсированного проведения в России реформ монетаристскими методами. Накапливавшиеся все эти годы проблемы в научно-промышленной сфере сегодня достигли критической массы. Дальнейшая пассивность в этой важнейшей для государства и общества области в самые короткие сроки неминуемо приведет к необратимой утрате способности России построить эффективную современную экономику, на десятилетия отодвинет вхождение России в число наиболее развитых государств.

Как отметил Кокошин, в России после 1992 г. есть опыт решения задач создания сложнейших систем вооружения и в новых условиях. Это - создание новейшего по своим боевым возможностям тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" с лучшими в мире системами ракетного оружия; малошумных многоцелевых ДПЛ; перспективной межконтинентальной ракеты "Тополь-М"; системы глобальной космической навигации ГЛОНАСС. Есть также достижения в системах боевого управления и связи, где на протяжении десятилетий у нас было отставание от США.
Неминуемой становится утрата Россией значительной части своего суверенитета, своего места в мировом сообществе, которое она сегодня еще продолжает занимать благодаря тому, что накопленный трудом многих поколений наших граждан потенциал во многом еще сохраняется. Это связано не только с экономическими и социальными требованиями. Как подчеркивается в обращении Юрия Лужкова в правительство России, без реализации отвечающей национальным интересам научно-промышленной политики нельзя сохранить и потенциал, необходимый для обеспечения обороноспособности страны. Еще год-два продолжения прежней линии - и отечественные оборонные НИИ, КБ, заводы окажутся неспособными выполнять оборонный заказ уже вне зависимости от уровня финансирования, по причинам кадрового и технологического характера.

По словам Кокошина, ставка на высокие технологии должна присутствовать практически во всех сегментах промышленности и во многих секторах сферы услуг. Сегодня это необходимо и для крупных корпораций, и для предприятий мелкого и среднего бизнеса. Наша политика в научно-промышленной области должна привести к созданию передовой национальной технологической базы, которая будет служить как гражданским, так и военным потребностям.

Источник: эл.ресурс: База данных "Современная Россия"
http://allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz180399/nz93i034.txt
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован