Высшее образование в последнее время все чаще относят к разряду "статусных" достижений. И тем не менее вузовские дипломы в цене, причем как в прямом, так и в переносном смысле. По сравнению с концом 80-х количество учебных заведений выросло почти в 4 раза. Впрочем, при всем разнообразии институтов и университетов есть такие, положение, престиж и репутация которых не вызывают сомнений. Пожалуй, в первую очередь к таковым относится Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, поэтому именно ректора МГУ Виктора Садовничего мы попросили поделиться мнением о процессах, происходящих в высшей школе.
- Виктор Антонович, престиж высшего образования - это миф, стереотип или это данность? Сейчас порой складывается такое впечатление, что диплом стал чем-то вроде дорогах часов: вещь в первую очередь функциональная, но по своей сути - украшение.
- Вопрос сложный и многогранный. С одной стороны, сейчас желающих получить высшее образование как никогда много. Раньше у нас было менее 200 студентов на 10 000 населения, сейчас цифра увеличилась вдвое. Но есть и другая сторона: качество диплома, качество образования. И сейчас мы становимся свидетелями негативных, с моей точки зрения, процессов. Получение диплома стало делом более легким, чем 20-30 лет назад. Появилось 3200 вузов, их филиалов, государственных и негосударственных, в то время как раньше количество высших учебных заведений не превышало 600. В связи с этим уже давно встал вопрос о создании системы контроля образования. В то же время изменилось общество: раньше диплом был путевкой в науку или подразумевал работу по специальности, сейчас это в первую очередь некий дополнительный трамплин.
- Как это соотносится с тем, что материальное положение и студентов и преподавателей можно по-прежнему расценивать как близкое к бедственному?
- Ситуацию нельзя назвать нормальной, но следует помнить, что студенчество никогда и нигде не было и не может быть обеспеченным классом. Другое дело, что в то время, когда учился я, не было такой пропасти между стипендией и ценами. Бессмысленно пытаться поднять благосостояние учащихся до такого уровня, чтобы они ни в чем себе не отказывали. Но сократить разрыв между самыми насущными нуждами и размером стипендии, безусловно, необходимо, в противном случае встают другие проблемы: студенты начинают активно подрабатывать, в итоге мехматовец занимается компьютерами, разумеется, в ущерб учебе.
- А как быть с картошкой, стройотрядами? С одной стороны, традиции, с другой - в современной ситуации к ним относятся крайне негативно.
- Стройотряды - нормальная часть студенческой жизни. В мое время они давали хорошую возможность заработать, сейчас уже нет, но тем не менее нельзя недооценить их роль в плане сплочения коллективов. Сельхозработы сами по себе тоже не страшны, единственно, что действительно угнетало, так это откровенная бессмысленность труда. Но в целом у меня сохранились самые лучшие воспоминания об этих мероприятиях. И я не вижу причин, чтобы что-то радикально менять. Единственное "но": при условии, что это не создает помех учебному процессу, а работа имеет практический смысл.
- Уж если речь зашла о реформах, скажите, насколько они необходимы и в чем они должны заключаться?
- Реформа высшей школы не самоцель. Вообще, вузовская система - вещь очень консервативная и в этом нет ничего плохого. Административная реформа. Она обоснована, и так или иначе она проводится и будет проводиться. Правда, я хотел бы оговориться. Любые вузы не только консервативны, но и очень инертны. А потому рассчитывать на моментальные результаты просто нельзя. Плоды того, что делается сейчас, мы будем пожинать лет через десять, не раньше.
Досье
ВИКТОР АНТОНОВИЧ САДОВНИЧИЙ родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области. С 1956 по 1958 год работал на шахте "Комсомолец" в городе Горловка крепильщиком. В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ, который окончил в 1963 году. Потом - аспирантура и работа в родном вузе: доцент, профессор; заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, завкафедрой, проректор университета (1982), первый проректор (1984), ректор (с 1992 года по настоящее время). В 1997 году Виктор Антонович был избран действительным членом РАН по отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации. За цикл работ под общим названием "Обратные задачи спектрального анализа" в 1973 году Садовничий получил премию имени Ломоносова. За работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением космического корабля, в 1989 году Садовничему присуждена Государственная премия СССР, а в 2002 году он стал лауреатом Государственной премии в области науки и техники. Доктор физико-математических наук, профессор.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНОСТИ РЕКТОРОВ ВУЗОВ ПО МНЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЛИЦА". (Лица, 12.05.2004, Олег Братишко)
1 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
2 АНАТОЛИЙ ТОРКУНОВ, ректор Московского, государственного института международных отношений
3 АЛЛА ГРЯЗНОВА, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ
4 ЛЮДМИЛА ВЕРБИЦКАЯ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета
5 НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА, ректор Университета Натальи Нестеровой
6 АЛЬБЕРТ ВЛАДИМИРОВ, ректор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина
7 ИГОРЬ ФЕДОРОВ, ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
8 ЯРОСЛАВ КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики
9 АНАТОЛИЙ КАРУНИН, ректор Московского государственного технического университета "МАМИ"
10 МИХАИЛ ПАЛЬЦЕВ, ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Начиная обзор традиционного списка популярности по мнению читателей журнала "Лица", нельзя не обратить внимания на одно немаловажное обстоятельство. Поток писем, в которых наши постоянные читатели признавались в своих симпатиях ректорам тех или иных вузов, чрезвычайно велик: похоже, тема образования нынче в России никого не оставляет равнодушным. И очень приятно, что большинство наших читателей крайне положительно отзываются о качестве российского образования, отмечая, что это одна из немногих сфер, где славные советские традиции тесно переплетаются с высочайшими стандартами новой России. Одним словом, руководители вузов, оказавшиеся на высших строчках нашего нынешнего рейтинга, действительно занимают свои места по праву.
Возглавляет список симпатий ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Обучение в главном вузе страны по-прежнему вершина чаяний большинства абитуриентов, и заслуга Виктора Садовничего в сохранении традиций очень велика.
Кроме того, Виктор Антонович едва ли не самый популярный ректор среди студенческого и преподавательского состава своего университета. Ну а это лучший показатель качества его работы на высоком посту. На 2-й строчке в рейтинге популярности ректор МГИМО Анатолий Торкунов, превративший свой вуз из элитной кузницы по производству дипломатов в один из самых престижных институтов страны. Стараниями ректора в МГИМО была сохранена мощная преподавательская база, ведь для Анатолия Торкунова кадры действительно решают все. Одним словом, неудивительно, что с каждым годом растет число желающих учиться в МГИМО и что телепередача "Умники и умницы", поддерживаемая этим вузом, стала своего рода интеллектуальным символом нового поколения.
На 3-м месте в нашем списке оказалась Алла Грязнова, возглавляющая Финансовую академию при Правительстве РФ. И надо сказать, что ее соседство с такими зубрами от образования, как Виктор Садовничий и Анатолий Торкунов, совершенно неудивительно. Прошлый год стал для Финансовой академии юбилейным - ей исполнилось 85 лет. И почти 20 из них вузом руководит Алла Грязнова, чей авторитет в научных и образовательных кругах чрезвычайно велик. Своей главной задачей она считает создание в коллективе спокойной творческой атмосферы, которая позволяет решать самые глобальные задачи. Что ж, со столь нелегкой миссией Алла Грязнова справляется очень успешно. На 4-й строчке в рейтинге симпатий наших читателей находится Людмила Вербицкая, первая женщина-ректор в истории Санкт-Петербургского университета. Личное обаяние вкупе с умелым руководством одним из самых больших вузов страны - вот главные составляющие ее высокой популярности. И на 5-й позиции в нашем списке тоже оказалась женщина. Наталья Нестерова за относительно короткий срок превратила свое имя в узнаваемый брэнд: о ее университете сегодня наверняка слышали все, кто хоть немного вращается в образовательной сфере. Ну а студенты Университета Натальи Нестеровой, равно как и многие авторитетные эксперты, весьма лестно отзываются о качестве образования в этом вузе - кстати, единственном частном учебном заведении в нашем рейтинге.
Ректор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Альберт Владимиров и его коллега из Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Игорь Федоров известны своим высочайшим профессионализмом. Благодаря умелой работе этих руководителей их технические вузы занимают традиционно высокие позиции в ведущих независимых рейтингах, определяющих престижность и качество образования. Ярослав Кузьминов, Анаталий Карунин и Михаил Пальцев, замыкающие первую десятку рейтинга популярности среди читателей журнала "Лица", специализируются на разных областях образования - на экономике, автомобильном деле и медицине соответственно. Однако роднит всех троих ректоров умение грамотно управлять известными вузами, выбирая точную стратегию перспективного развития
Лица
Василий Гулин
http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2004-05-12_17-22.8fc122a
12.05.2004