Революция - это, в первую очередь, переворот. Переворот сознания, устаревших понятий, самой жизни. Хорошо если эти изменения выражаются не в кроваво-насильственных мерах, а, напротив, в четко обозначенном стремлении изменить свою жизнь и жизнь окружающих, личным примером показывая, как нужно жить и работать по-новому.
В Республике Дагестан у каждого из районов свои индивидуальные особенности: где-то уникальные народные промыслы, где-то неповторимая природа, где-то сказочные месторождения, где-то редкостные памятники старины. Предгорный Сергокалинский район, аккуратно вобрав в себя понемножку все достоинства и недостатки Страны Гор, - единственный в своем роде островок бережного отношения к истории родины - безотносительно к тому, славными ли сегодня называют ее страницы или не очень.
Колыбель Красного Дагестана
Районному центру - селению Сергокала - в этом году исполняется 162 года, по дагестанским меркам возраст детский. Но повидал он все же немало. Начинался как крепость, причем военный плац перед входом в нее трансформировался сегодня в площадь с аркой - своеобразный символ Сергокалы. Именно в Дешлаге (так называлась крепость) за 11 лет до питерского переворота нижние чины устроили свою революцию, захватив почту (!), телеграф (!) и оружейный склад. Правда, продержались недолго, дней десять. Но память местных жителей об этом событии царскому режиму стереть не удалось. Как безуспешны оказались и попытки постсоветских деятелей вычеркнуть из истории сергокалинцев семьдесят советских лет. В нескольких шагах от райцентровской арки - парк, в котором на почетном месте два мраморных постамента с бюстами: Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Памятники реконструированы. Газон у основания ухожен. Вряд ли взгляды вождей окажут вредное воздействие на мировоззрение сергокалинских детишек, а вот историю своей страны они будут изучать не только по страницам учебников.
В начале прошлого века поселение Дешлагар стало колыбелью дагестанской революции. Когда же она победила, жители из всех знакомых им вождей отдали предпочтение Серго Орджоникидзе, назвав его именем свое село. Глава Сергокалинского района Камиль Абдуразаков, хоть и избран на эту должность недавно, чуть больше года назад, хоть и провел за пределами своей малой родины четверть века - истинный любящий сын этой земли.
- Камиль Абдуразакович, вас не смущает, что район и его райцентр именуются по-советски?
- Нисколько. Руки свои Орджоникидзе кровью не запятнал, а как только начались репрессии, не выдержав разочарования в своих соратниках, покончил жизнь самоубийством. При этом за годы руководства тяжелой промышленностью страны создал систему, позволившую вскоре переиграть налаженное хозяйство фашистской Германии. Именно в Сергокале в сороковые грозовые проходили сборы на фронт мобилизованных со всех горных районов Дагестана. В Великую Отечественную Родину защищали более 2000 сергокалинцев, 1200 из них не вернулись. А в мирное время наш район 50 раз завоевывал переходящее красное знамя уже за трудовые подвиги.
- И все же на волне переименований не нашлось подходящей кандидатуры?
- Наш район - родина классика даргинской поэзии Омарла Батырая, композитора Магомеда Касумова, пятидесяти академиков и докторов наук, более 150 кандидатов наук, 40 мастеров спорта СССР и России. Но сергокалинцы рассудили, что земляки, конечно, люди достойные, но отменять принятое взвешенное решение - себя не уважать.
- Трудно потомками революционеров руководить?
- Ну, почему - потомками. Здесь местность такая - народ гордый, в обиду себя не дает. До революций, правда, не доходит, но свои права и на митингах могут отстоять, и в любой властный кабинет достучаться.
Светлый путь
Предвыборная борьба в этих местах ведется истово, но ее пыл не на баррикады расходуется, а на работу народных из бранников без выходных и праздников.
- Камиль Абдуразакович, никаких проблем?
- Проблем - море. Часть из них корнями уходит в перестроечные времена, какие-то проистекают из советских, не потому, что в СССР все плохо было, просто требования к качеству жизни сегодня несоизмеримо выросли. А у нас, к сожалению, пока даже газифицированы не полностью населенные пункты, проблемы с водой. Но благодаря поддержке республиканских властей - как законодательной, так и исполнительной - лед тронулся. Все больший размах в Сергокале приобретает строительство.
- Модная тема: инвесторы на ваши проекты находятся?
- В чистом виде вкладываются не многие, но мы ведем совместную деятельность с партнерами не только из Дагестана, но и из других регионов России.
- А социальная составляющая, моральный климат?
- Кажется, люди уже забывают, что были когда-то "суровые девяностые", может быть, еще и потому, что мы открыли центр психолого-педагогической помощи населению. Действуют реабилитационный центр для малообеспеченных и детей-инвалидов, комплексный центр социального обслуживания.
- Камиль Абдуразакович, развитие АПК - это приоритет района?
- У нас имеется хороший потенциал для наращивания темпов развития во всех сферах. Что касается АПК, то в минувшем 2007 году, несмотря на летнюю тяжелую засуху и суровую зиму, восемь из 14 хозяйств завершили год с прибылью. Традиционно здесь выращивают зерновые, кукурузу, картофель. Развито овцеводство. У нас ежегодно идет расширение пахотных земель. Есть сложности с землями на границе с Каякентским районом из-за высокого засоления. Но на других территориях, среди прочего, расчищаются места для новых виноградников. В районе работают два винзавода, молочный и пивоваренный заводы. Для переработки собственного зерна будет открыт хлебобулочный комбинат.
- А инфраструктура?
- Без нее - никак. Финансовой самостоятельности района, к чему мы стремимся, возможно добиться только с развитой инфраструктурой. Уже сейчас мы не только уповаем на помощь республиканских властей - в строительство асфальтированной дороги до селения Урахи, в газификацию сел Урахи, Махарги, Нижние Мулебки, Аймаумахи, в прокладку водопровода в Сергокалу уже в этом году нам удастся вложить часть собственных средств.
- Ваше отношение к малому бизнесу?
- Как ко всякой опоре - самое серьезное. Ведь именно за счет предпринимательства расширяется налогооблагаемая база района. Все возможные преференции - микро- и малому бизнесу, как в области производства, так и переработки, в этом едины и законодательная власть района, и исполнительная.
Сегодня родина пламенных революционеров вновь мобилизуется на борьбу - не с внутренними эксплуататорами и не с внешними захватчиками родины. На борьбу с бедностью и безработицей, которая на заре третьего тысячелетия актуальна не меньше, чем в начале века предыдущего.
Элеонора ШТОЛЬЦ
vvctriark.ru