Дорогая Надежда Чаушьян! Ваша статья «Право на жестовый язык» («ВЕС» №3, 2007) злободневна! Она созвучна духу нашего времени. Я полностью согласен с ней, голосуя двумя руками. Статья, действительно, всесокрушающая, потому что она выверена. Никто из 3 миллионов российских жестовиков не сомневается в великой роли жестового языка в жизни каждого глухого человека. Разговор об амплуа этого языка я поднял ещё в 1986 году на страницах журнала «ВЕС» (№8), принял участие в диалоге о жестовой речи с Минпросом СССР (это было освещено на страницах «ВЕС» №5, 1987). Прошло целых 20 лет! Что-нибудь изменилось? Ничего! И это было в ходе перестройки, а никаких сдвигов до наших дней нет.
Почему? От кого и от чего всё это зависело и зависит? От власти премьер-министра? А что же сам ЦП ВОГ? Что он сделал за 20 лет? «Молчим и все!», – резюмировали Вы! Выпуск педагогического брака, о котором как Вы говорили, так и я ещё на страницах «ВЕС» (№10, 1998; №1, 2000), стал по-прежнему нормой в наши дни. Почему? Кто виновник? Правительство? ЦП ВОГ? Отвечу учением Будды: «Глупо не знать, что бездействие происходит изнутри, и думать, что оно происходит извне». К примеру, мой резонанс на статью Г. Гавриловой «Нужен ли глухой воспитатель?» оказался не ко двору редакции «МГ» (октябрь 2006). О чём это говорит? Ведь Ваш вопрос очень кстати: «Мы у себя в Обществе много говорим о том, что школы выпускают неподготовленную к жизни, малообразованную молодёжь. Но кто-нибудь из нас предпринял какие-нибудь действия?». Да, никто!
Когда «аудисты» утверждают, что «жестовый язык мешает развитию речи глухого ребёнка», когда они и воговские чиновники как сторонники билингвизма спорят друг с другом, то кто из них виноват в выходе малограмотных ребят «с интернатским мышлением» из школы: тот, кто начал, или кто продолжил, поддержал, придал импульс к развитию обоюдонаправленной «агрессии»?
Безусловно, вина в большей или меньшей степени лежит на обеих сторонах противостояния, т.е. на Правительстве РФ и ЦП ВОГ! Разве важно потом, кто именно виноват, когда обе стороны придерживались иных взглядов, критиковали друг друга в пылу недовольства. Между тем недовольство – это лишь видоизмененное недовольство самим собой, но как редко мы осознаем истину данного факта и в подавляющем большинстве случаев ищем виновных вне нас самих, на стороне, ибо это самый легкий и распространенный способ «спрятаться» от «беспомощности» своих собственных помыслов, от пагубности своих собственных привычек, от собственного бессилия. Поднимали ли вопрос о выпуске педагогического брака председатели регионов у себя на местах перед департаментом образования, – вопросили Вы. Нет! Никто не поднимал! Почему? К примеру, наш председатель РО часто говорил: «Мы не можем вмешиваться в деятельность департамента образования. Это его прерогатива, а не ВОГа!». К тому сам департамент никогда не приглашал специалистов из ВОГа на «Круглый стол»! Почему? Уместна логика русской народной пословицы «Где вороне не летать, а все навоз клевать». Вмешиваться в чужие дела, в чужое мышление, заниматься морализаторством, осуждая поведение учителей, запретивших жестовый язык школе, поучая их «правильности» обучения глухого ребёнка значит совершать умственно-психическую агрессию. Другое дело, когда научиться спокойно на уровне министерства образования и науки РФ отменить «вредные» программы, запрет жестового языка. Тогда будет великое благо, залог того, что личность глухого ребёнка обретет обычное человеческое счастье в жестовом общении.
Сознание правительства или ЦП – ещё не монолит, ибо в понимании каждого человека, глухого или слышащего, сосуществуют разные уровни: официальный и неофициальный.
Если бы правительство Фрадкова было внимательно к своей собственной умственно-психической деятельности, то обнаружило бы, что его ум – это признание жестового языка государственным статусом.
Что язык глухого человека сам и есть наиглавнейшая проблема, требующая первоочередного разрешения, а обнаружив, возможно, глубоко осознало бы, что признание жестового языка на государственном уровне – это главнейшая, важнейшая, серьёзнейшая задача, стоящая перед ЦП, и, не решив этой задачи, рискует навсегда остаться биомашиной, неспособной обладать статусом человека разумного.
Ваш призыв к глухим написать о роли жестового языка в их жизни жизненно важен! Но этого мало!
Нужно созвать съезд ВОГ или конференцию ЦП, повесткой которой был бы вопрос о статусе жестового языка, об официальном обращении к Президенту и Правительству РФ.
Ещё в июне 2004 г. на внеочередном съезде ВОГ было распространено мое предложение о «Законе РФ о глухих», чтобы вносить его в Правительство РФ. Но увы, моя инициатива не получила никакой поддержки.
Почему? Я не утверждаю, но создается впечатление, что НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ слышащих и слабослышащих чиновников ЦП о проблемах жестового языка равнодушны к смыслам, целям, ценностям, интересам и инициативам рядового члена ВОГ, в первую очередь глухого человека.
За 20 лет демократического пути России не припомню ни одного крупного форума по жестовому языку. Мне кажется, что нужно измениться самому Центральному правлению в позитивном направлении, чтобы такое изменение проходило через коренное духовно-нравственное преображение каждого рядового глухонемого, т.е. судьба Общества находилась в каждом отдельном его члене. Иначе, получится только один пустопорожний разговор.
Может, на счёту ЦП было немало «важных» решений по ЖЯ, но они в основном слабослышащими и оглохшими чиновниками принимались за всех рядовых глухих масс и зачастую не отвечали их интересам и чаяниям.
В действительности, в составе ЦП нет ни одного истинно глухого от рождения, за редким исключением. Как объяснить факт объединения слабослышащих в Москве? Чем глухонемые и глухие от рождения хуже слабослышащих и говорящих? Почему слабослышащие и слышащие, хорошо владеющие языком жестов, выступали на всех собраниях и форумах ВОГ в подавляющем большинстве случаев только со звуковой речью? Зачем они вступили в члены Общества глухих? Не понимаю, почему наш председатель РО ВОГ С.Н. Уфалова, слышащая, дочь глухих родителей, прекрасно владея жестовым языком, работает в Обществе более 50 лет, выступает на собраниях ВОГ непременно со звуковой речью, в жестовом сопровождении другой переводчицы.
То же самое и с председателем МГО В. Базоевым. Ещё не понимаю нашего президента ВОГ, который выступил на 2-3х встречах с Президентом России только со звуковой речью, а не с жестовым языком! Разве В. Рухледеву стыдно жестикулировать перед В. Путиным? Вот это первейший корень зла! Его невозможно выдернуть, потому что жестового языка не видно ни на высшем уровне России, ни на столичном, ни на региональном уровне, вот, мол, ему не нужен официальный статус!
За всю историю ВОГ не было всенародного обсуждения вопроса об официальном статусе ЖЯ! Не было ни одного «Всероссийского года жестового языка», ни одного «Всероссийского года глухого человека»! Не возродился год пропаганды «Береги слух», не говоря о «Неделях ВОГ». Могут мне возразить: численность глухих в России – это 0,1%, точно капля в море. А надо сделать наоборот: 140 тысяч членов ВОГ – это «море в капле», тем более в самом правительстве РФ уже официально звучит цифра: «13 млн. глухих в России!».
Напрашивается вопрос, на каком же языке говорит это пресловутое полчище? Куда при этом смотрит Российское правительство?
Неужели оно предпочитает не заглядывать глубоко внутрь себя, не желая увидеть, осознать, признать реальным фактом существование информационной блокады для миллионов глухих не где-то в других людях, а непосредственно в себе самом?
Сплошь и рядом наблюдаются в неограниченных количествах семейные и социально-политические баталии по причине властолюбивых тенденций правительственного характера. Такие баталии насквозь пронизывают сообщество глухих, а истинным «корнем» такого положения дел является непонимание права на жестовый язык. «Во сне видел маковинки, так во сне и ешь», как гласит русская народная пословица.
Жизнь и язык глухого человека всегда сильнее воображаемого, иллюзорного, придуманного правительством.
Между тем, с зарождением первого человечества (впоследствии истребленного полностью 30 тысяч лет назад; второе человечество – это мы!) жестовый язык зародился на нашей планете 2,5 млн. лет назад, а звуковой – только 50 тысяч лет назад.
Жестовый язык как прапрародина звукового языка верховодит. Это живая связь времен. Именно над этими фактами работаю, исследуя материалы, в чём нуждаюсь в моральной поддержке ЦП и стимулировании… Так что Центральному правлению ВОГ нужно начать исправление с самого СЕБЯ!
Вы пишите: «Идешь в поликлинику или больницу, а там самим врачом в кабинет вызывается переводчик. Заманчивая перспектива?».
Привлекательно? Вроде бы да, но очень ОПАСНО! Опасно, потому что все, к примеру, наши переводчики жестового языка НИКОГДА не соблюдают медицинскую ДЕОНТОЛОГИЮ, т.е. не сохраняют все тайны болезней каждого глухого пациента и передали их любопытному председателю РО либо доверяли своим близким и родным, из-за чего тайны за семью печатями становились достоянием гласности буквально всех членов ВОГ! Нужен высококультурный и порядочный переводчик, но не из ВОГа, а с высшим медицинским образованием! Доверять интимные секреты обычному воговскому переводчику НЕЛЬЗЯ! Ещё не изжита неэтичность многих переводчиков жестового языка во всей России! Нет воспитания переводчиков…
ФИЛОСОФИЯ рядового глухого человека «с улицы» о ЖЯ сильно отличается от НАУЧНОГО понимания высшим эшелоном ЦП (состоящим, напомню, из оглохших и слабослышащих) тем, что идеи этой же философии (не путайте философию от науки!) выражают «душу» глухого народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния.
При всём при том ФИЛОСОФИЯ глухих открывает такие истины, которые слабослышащим и говорящим чиновникам ЦП, наделенным НАУКОЙ о ЖЯ (или «особенным глуховским Знанием», по выражению Мазаева), невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах рядовых членов ВОГ – глухонемых от рождения. Такие императивы не усваиваются, не передаются, не наследуются даже «книжным» путем!
Предлагаю ЦП внести через ВФГ в ООН моё предложение об объявлении 2008 года «Международным годом глухого человека». Цели и задачи этого мероприятия обширны и значимы! Объяснить их не нужно.
Ныне идёт год русского языка. Как с уста известного Евгения Мазаева в страницы журнала «ВЕС» подкрались окказионализмы типа «глуховский» вместо слова «глухой»! («ВЕС» №1, 2006, например).
Перефразируя завет классиков «Берегите русский язык», нужно ли говорить: «Сохраните в чистоте русский жестовый язык»? По этому поводу моя статья: «Речь или сообщение глухих?» (от февраля 2006), наверное, расценена как неактуальная! Ещё раз встречая слова Мазаева «Мордасти глуховского Интернета», начинаю думать о небрежении к русскому жестовому сообщению, сетовать на «порчу» жестового языка, потому что прежде всего тот, кто постоянно работает со словом «глухой», не имеет права обращаться с ним небрежно, бездумно, неряшливо. Приветствую дискуссию о праве на жестовый язык.
Говорят, что в спорах рождается истина. Однако к спорам о языке жестов этот общепризнанный афоризм как будто не подходит.
Эти споры вечны, как вечен сам живой жестовый язык в его бесконечных, неиссякаемых проявлениях. Культура ЖЯ находится, как ни грустно, на довольно низком уровне, и это не вина глухих, поведение которых исторически подвергалось и ныне в наш век подвергается поражению в гражданских правах. В Вашей статье красной нитью проходит новый феномен общественного сознания как история «угнетения» слышащими, как борьба против дискриминации, как укоренение морализаторства, чему способствует, как правило, идеологическое мракобесие в форме разделения людей на «полноценных» слышащих и «неполноценных» глухих (синдром неполноценности, по Вашей мысли).
Беда идёт от того, что у слышащих ещё до сих пор во все времена не очищается мыслительная деятельность от этой общечеловеческой дезинтеграции, ещё не осознается бикультурная компетентность глухих, дающая им возможность использовать разные языки, нормы и стереотипы поведения в разных референтных группах.
Не будь Закона РФ о глухих в наши дни, глухой по-прежнему остается в неравных условиях со слышащими. Глухой имеет право на защиту от злоупотреблений и унизительного обращения, но воспользоваться этим правом он не может по многим причинам. Ещё живучи у чиновников всех уровней психические отклонения от нормы. Только совместными усилиями бороться за право глухих на жестовый язык, добиваться создания Закона РФ о глухих, тогда откроется широкая дорога перед всеми глухими, может успешно решаться социально-культурная и кадровая политика.
Владимир Матвеевич Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, член Московского клуба глухих историков, отличник здравоохранения России, отличник Всероссийского Общества глухих, глухонемой с детства.
Составлено в 2007 году.