27 июля 2004
1265

Ринат Фатыхов: Равноценное партнерство

Main 2004071574
Вот уже год Нижегородская железнодорожная клиническая больница находится в свободном рыночном плавании, отказавшись от дотаций из отраслевого бюджета. Став самостоятельным негосударственным медицинским объединением, она, по сути, создала прецедент. Насколько он оказался состоятельным?

Тридцатитрехлетний главный врач больницы Ринат Фатыхов считает, что эксперимент удался:

- Вы можете спросить: означает ли преобразование нашего лечебного учреждения в самостоятельное юридическое лицо разрыв отношений с Горьковской магистралью? Ни в коем случае. Просто наши отношения ныне строятся несколько по-иному. Долгое время мы были государственной больницей, относящейся к МПС, но после создания `РЖД` вошли в структуру акционерного общества на правах дочернего предприятия.
К этому шагу коллектив был готов давно. Дело в том, что наше медицинское объединение не первый день на самоокупаемости, из казны ничего не получаем многие годы. Мало того, имеем достаточно высокую прибыль, позволяющую закупать оборудование, платить персоналу достойную зарплату.
К самостоятельности нас подталкивала сама жизнь. Несколько лет назад, когда я занял должность, ручеек средств из федерального бюджета практически пересох: он едва достигал пяти - семи процентов от потребности. И тогда встал вопрос: как дальше работать с Горьковской железной дорогой? Решили: в течение года действуем по реестру, выставляя управлению ГЖД счета за путейцев, прошедших у нас курс лечения. Такая схема устроила всех. Дорога по-прежнему наш основной партнер, обеспечивающий 80 процентов доходов больницы. Однако мы заинтересованы и в том, чтобы подобные договоры с нами заключали и другие предприятия.

- Означает ли акционирование лечебного учреждения, что вам приходится оказывать какие-то особые услуги, чтобы выжить в конкурентной борьбе?
- Сейчас живем на так называемых `коротких деньгах` - основной объем средств вкладываем в то, что наиболее востребовано: стоматологию и косметологию. Хотя, подчеркну, не в ущерб другим сегментам лечебной деятельности.
Рынок медицинских услуг, и это очевидно, в ближайшие годы будет бурно развиваться - как это ни прискорбно, но рыночные катаклизмы существенно подорвали здоровье россиян. А потому без оснащения каждого отделения больницы самым современным оборудованием обойтись нельзя. Главное же - привлекаем высокопрофессиональных специалистов. К нам идут охотно, поскольку заработки в четыре раза выше, нежели в среднем по городу.

- Ринат Равхатович, не соблазняют ли врачей рынок, ориентированный на извлечение прибыли, занятия так называемой гипердиагностикой, надумывание несуществующих болезней, что, кстати, характерно для медицинских учреждений многих стран?
- Оговорюсь, что мы постоянно снижаем себестоимость услуг, иначе пациент к нам не придет. Что касается вашего вопроса, то действительно, добрая половина частных клиник, скажем в США, грешит гипердиагностикой. Но у нас в этом нет необходимости, пациентов и так хватает, практически в каждое отделение очередь расписана на два-три месяца вперед. Это обусловлено высокой репутацией больницы, а главное - тем, что многие виды медицинской помощи можно получить только у нас.

- И все же: иные современные медики, почувствовавшие вкус реформ, утверждают, что между врачом и пациентом должен быть слышен хруст денег. Так ли это?
- Подобного не приемлю. Мы работаем через страховые компании по системе добровольного медицинского страхования (ДМС). К сожалению, его рынок в Нижегородской области еще в зачаточном состоянии. У меня складывается впечатление, что отечественные предприниматели не любят своих работников, заинтересованы лишь в том, чтобы выжать из них все соки и потом выбросить на улицу. Мало кто из волжских бизнесменов предоставляет персоналу возможность пройти медицинский осмотр, поправить здоровье за счет фирмы. А ведь пресловутые два-три процента, которые нужно перечислять страховой компании, - мизер, который окупится сторицей. Кстати, Горьковская железная дорога давно поняла: возможность лечиться за счет предприятия - немалый бонус для его сотрудников...
Средний класс, который мог бы самостоятельно воспользоваться ДМС, у нас пока не сформировался. Да и психология нашего человека особенная: он считает, что с ним никогда не случится ничего плохого. И, к сожалению, без добровольного медстраха не будет ликвидирована та пропасть, на одном краю которой находится чисто условная помощь от обязательного медицинского страхования, а на другом - качественное лечебное обслуживание.

- Если другие возьмут на вооружение ваш опыт, в системе здравоохранения наступит благоденствие?
- Работать по нашей схеме сможет далеко не каждая клиника. Мы - корпоративное учреждение, входим в состав железнодорожного акционерного общества и в первую очередь осуществляем работу по его ведомственному заказу, что и дает львиную долю средств. Но то, что наш пример способен воодушевить многих, - это я прогнозирую. Будущее - за акционерными больницами.
Такой приватизации медицинской сети, какую сейчас проходят все дорожные лечебные учреждения, мы еще не знали. ОАО `Российские железные дороги` решило их все перевести в дочерние, но юридически самостоятельные предприятия. Нам предоставили возможность стать равноценными партнерами, самим зарабатывать на жизнь. И было бы ошибкой не использовать этот шанс.

Александр ШАРШУНОВ.
Нижний Новгород.
Ежедневная транспортная газета `Гудок`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован