Повышение роли НЧК и его институтов, отмеченное впервые в СНБ РФ в 2021 году, полностью и ярко подтвердилось в ходе СВО уже в самые первые 6 месяцев. Качество военного управления и военнослужащих, возможности ОПК и промышленности в целом, прежде всего, зависели от наличия институтов человеческого капитала и их качества в ВС и ОПК. Так, при производстве ВВСТ в 2022 году главной проблемой стало уже не финансирование (увеличенное неизбежно в ходе СВО) и не промышленные площади, а наличие качественных человеческих ресурсов и возможности самостоятельного производства ВВСТ и оборудования.
Более того, в СНБ уделяется крайне мало места развитию институтов человеческого капитала – государственных и не государственных, а также созданию институтов противодействия таким враждебным зарубежным институтам. В ходе развития сценария военно-силового противоборства с Западом, в особенности в его наиболее острой фазе, когда против России было организовано массированное применение всех институтов – государственных и не государственных – развития человеческого капитала от СМИ до спортивных обществ и клубов любителей кошек, Россия не всегда могла противопоставить эффективный ответ, а также с опозданием стала реагировать на деятельность даже откровенных институтов. Представление об этом дают следующие данные. Отметим, что на 01.06.2022 в перечне, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации, находилось 90 экстремистских организаций, что явно не много и не идет ни в какое сравнение с периодом конца 90-х – начала 2000-х гг., когда деятельность таких организаций фактически не ограничивалась.
СНБ и эффективность госуправления в ходе СВО на Украине
Экстремальные условия реализации СНБ РФ, принятой в 2021 году, очевидно, выражались, прежде всего, в смене модели управления страной, экономикой и ВС, а также ОПК. Но в 2022 году не стали «кадровой революцией», что стало позицией В.В. Путина, о которой он заявил в октябре 2022 года. Последнее подтвердилось кадровыми изменениями 15 июля 2022 года, когда на смену вице-премьеру Борисову пришел Мантуров.
Между тем, изменения в СП и не только в стратегии РФ требовались в самых разных областях[1].
Неслучайно, ст. 106 СНБ гласит: «реализация настоящей Стратегии предусматривает совершенствование системы государственного управления и стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации»[2]. И дополнительные задачи на данном направлении уже сформулированы в уже упоминавшихся выше «Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»[3]. Этот документ предусматривает:
– формирование единой архитектуры документов стратегического планирования
– установление характера их подчиненности,
– порядка и последовательности их разработки и корректировки;
– обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам,
– а также координации стратегического управления и мер бюджетной политики.
Кроме того, поставлена задача создания единой цифровой аналитической платформы стратегического управления, основанной на единых исходных данных, рассчитываемых по унифицированной методологии целевых и предельно допустимых (критических) значениях показателей, общих подходах к проведению оценки, прогнозирования и моделирования состояния социально-экономического развития и национальной безопасности[4].
________________________________________
[1] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[2] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
[3] Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
[4] Путин В.В. Указ президента № 756 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в связи с Указом Президента от 19 октября 2022 года».// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190003?index=0&rangeSize=1