В течение долгого времени европейские политические движения правого толка ассоциировались исключительно с кошмарами нацизма. Ведь после победы над гитлеровской Германией и их итальянскими союзниками, практически все ультраправые движения были подвергнуты остракизму и вытеснены на периферию политической жизни Европы. В попавшей под крыло СССР, Восточной Европе подавлялось почти любое инакомыслие, а в Европе Западной либеральные власти подозрительно относились к правым движениям, опасаясь возможного фашистского реванша. Лишь в Испании и Португалии до конца 70-х годов просуществовали католические консервативные диктатуры авторитарного типа (Франко и Салазар).
Между тем, за последнее время в лагере правых произошло немало интересного. Философы и политики правого толка переосмыслили и существенно пересмотрели свой идеологический багаж.
Правая идеология, казалось, устоялась и сформировалась в первой половине ХХ века, когда праворадикальные режимы торжествовали по всей Европе. Помимо Германии, Италии и Испании, ультраправые правили или имели серьезное влияние в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Словакии, Бельгии, даже в таких цитаделях духа демократии, как Великобритания и Франция серьезным политическим весом обладали, соответственно, фашисты Освальда Мосли и ультраправая монархическая "Аксьон Франсез" Морраса. Однако современные правые подвергли существенной ревизии большинство основ правой идеологии и шагнули в новое тысячелетие серьезно обновленными. А со многими своими идеологическими предтечами они и вовсе резко порвали.
В настоящее время, в условиях намечающегося кризиса либерально-демократической системы ценностей, и серьезной дискредитации идей левого толка, реформированные правые движения набирают все больший политический вес по всей Европе. В Италии торжествует правый блок Сильвио Берлускони, французский националист Жан-Жак Ле Пен едва не становится президентом, население Австрии активно поддерживает Партию Свободы Йорга Хайдерра. И это только наиболее заметные примеры.
Чтобы разобраться с тем, что из себя представляют новые правые сегодня, необходимо отделить их старых правых, с которыми они имеют довольно мало общего и подвергают жесткой критике. Старые правые - это преимущественно закоснелые реакционные консерваторы, живущие идеями прошлого и видящие во всем новом призраки марксизма или масонства. Именно они, по мнению новых правых, дали толчок развитию, дискредитировавшему всю правую идеологию нацизму, и подарили миру реакционные режимы Греции (черные полковники), Латинской Америки (Пиночет, Стресснер) и пр.
Движение новых правых, испытав на себе влияние идей Ницше, Хайдеггера и Шопенгауэра самостоятельно оформилось лишь в послевоенные годы. Сам термин появился в 1960-е годы во Франции для того, чтобы сломать ассоциацию это движение от соотнесения его с наследниками Гитлера и Муссолини, а так же от монархистов пенсионного возраста. Другие названия, закрепившиеся за новой идеологией - традиционалисты и консервативные революционеры.
Философия новых правых базируется, прежде всего, на трудах двух титанов традиционалистской мысли - француза Рене Генона и итальянца Юлиуса Эволы. Оба этих философа разрабатывали концепцию Третьего Пути, отличного как от капитализма, так и от коммунизма. С одной стороны они выступают за возрождение древних традиций, обвиняя современный мир в бездуховности, с другой, смотрят в будущее, положительно оценивая научно-технический прогресс.
Эти философы жестко критикуют нацистов и фашистов за извращения правой идеи, обвиняя их в тоталитаризме и реакционности. Правда, Эвола, одно время консультировал правительство дуче по ряду вопросов, что не мешало ему подвергать резким нападкам многие начинания фашистов. Между прочим, в 30-е годы резко отмежевались от фашистов Муссолини итальянские националисты. По примеру своего лидера Энрико Коррадини они стали носить форменные голубые рубашки, чтобы их отличали от чернорубашечников дуче.
В 60-е и 70-е годы, когда новые правые оформились в самостоятельное движение, оно тут же раскололось на генонистов и эволианцев. Ведь, несмотря на множество точек соприкосновения и взаимное уважение, по ряду важных вопросов мнения Генона и Эволы расходились. Скажем, в поисках новой формы духовности последователи Рене Генона углубляются в наследие монотеистических религий: православия, католицизма и ислама, в то время как ученики Юлиуса Эволы возрождают древние языческие мистерии дохристианской Европы и активно штудируют ведическую литературу. Кстати, сам Генон принял ислам и был членом влиятельного суфийского ордена, а его российский последователь известный философ-геополитик Александр Дугин ищет истину в лоне старообрядческого православия.
Новые правые интересны России тем, что в настоящий момент они представляют собой мощный пласт западноевропейских интеллектуалов крайне позитивно настроенных по отношению к России. В публичной симпатии к Москве были замечены такие видные идеологи новых правых, как Ален де Бенуа, Гийом Фай и Жан Парвулеско.
Де Бенуа и Парвулеско уже приезжали в Москву, где совместно с рядом российских ученых и политиков участвовали в круглых столах, посвященных проблемам современной Европы. Большинство новых правых хотят видеть гарантом безопасности на евразийском континенте именно Россию, а не США. Кстати, и в самих Соединенных Штатах существуют представители этого движения, выступающие за дружбу с нашей страной, в свое время активно протестовавшие против политики американского правительства в Югославии и Ираке.
Большинство европейских новых правых тепло встретили приход Владимира Путина на пост президента России. По их мнению, его политика способствует возрождению России в статусе европейской сверхдержавы. Только на этот раз, в отличие от советской Империи, сильная обновленная демократическая Россия будет дружественна европейским странам и сможет занять среди них достойное место. Новые правые видят в России стратегического союзника, который вместе с другими европейскими странами должен выступить против политической и экономической экспансии Соединенных Штатов, а также остановить угрозу исламского экстремизма на континенте.
Новые правые резко выступают против Евросоюза, как структуры нивелирующей многообразие культур народов, населяющих Европу и способствующей процессу глобализации. По их мнению, на его месте нужно создать Конфедерацию свободных европейских государств, где каждый этнос получит большую свободу и право на самоопределение в рамках общего политического пространства.
Несмотря на то, что движение антиглобалистов носит преимущественно левую политическую окраску, большинство новых правых также отрицательно относятся к процессу глобализации и стоят на антиамериканских позициях. А француз Ален де Бенуа и его сторонники прямо призывают европейские государства к антиглобалистскому союзу с Россией и странами третьего мира.
Большим потенциалом, по мнению новых правых, обладает возможный геополитический союз Франция-Германия-Россия, который мог бы изъять Европу из-под влияния Соединенных Штатов и обеспечить мир и порядок на континенте. В этом триумвирате Франция и особенно, лишенная собственной сильной армии Германия могли бы опереться на все еще грозную военную мощь России и, в свою очередь, поспособствовать развитию российской экономики и притоку инвестиций в нашу страну. В случае тесного сотрудничества Европы и России и интеграции последней в семью европейских государств открываются большие политические и экономические перспективы для всей Евразии. Кстати, в противовес исламским фундаменталистам, многие новые правые активно ратуют за налаживание отношений с традиционным исламом, что позволило бы снять напряженность, наметившуюся в отношениях между Европой и мусульманским Востоком.
В любом случае, российской политической элите будет полезно наладить взаимовыгодное сотрудничество с европейскими новыми правыми, ведь в недалеком будущем возможно именно эти люди будут определять политику своих стран.
16 сентября, 2004
http://www.novopol.ru/