Эксклюзив
Гладченко Леонид Витальевич
26 мая 2016
2111

Россия и АСЕАН вступают в третье десятилетие партнёрского диалога

Есть предпосылки для дальнейшей проработки договора о зоне свободной торговли
Main orig 710x4001463749610aseansochikrasnaya polyana 14637496921

 

Итоги прошедшего в Сочи 19-20 мая саммита «Россия-АСЕАН» и   двусторонних встреч президента России с лидерами государств-членов Ассоциации, а также принятые на форуме документы – Сочинская декларация и Комплексный план действий сторон на 2016–2020 годы – вызвали заинтересованную реакцию политических, деловых и общественных кругов государств-членов АСЕАН, получили широкое освещение в средствах массовой информации, становятся предметом детального рассмотрения представителями экспертного сообщества. При этом активно обыгрывается тезис о том, что стороны вступают в третье десятилетие партнерского диалога «на встречных курсах».

В аналитических материалах, появившихся в преддверии саммита и по его завершении, оценка его непосредственных итогов сопровождается анализом процессов, характеризующих современное состояние и перспективы развития отношений Россия-АСЕАН. Так, в докладе сингапурской Школы международных исследований им. С.Раджаратнама, приуроченном к саммиту, развивается мысль о том, что подход России к выстраиванию отношений с АСЕАН следует рассматривать в русле политики «поворота на Восток», осуществляемой Россией при президенте Путине. К «внутренним» императивам этого курса, по мнению сингапурских исследователей, следует относить стремление российского руководства обеспечить ускоренное развитие Дальневосточного региона, объявленного «национальным приоритетом XXI века», путем создания здесь «территорий ускоренного развития» и «особых экономических зон» с льготными налоговыми и инвестиционными режимами с целью привлечения зарубежных инвестиций, в том числе из стран АСЕАН.

К  «внешним» факторам эксперты склонны относить свертывание отношений РФ с Западом, вызванное развитием ситуации на Украине и введением антироссийских санкций.

Особое внимание в документе уделяется оценке взаимоотношений между РФ и Китаем в условиях смещения фокуса мировой политики в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Подчеркивая, что КНР является крупнейшим экономическим партнером и стратегическим союзником России, авторы документа приходят к заключению, что проводимый Пекином курс направлен на превращение российского Дальнего Востока в «сырьевой придаток», призванный обеспечивать развитие северо-восточных районов Китая. В этих условиях, как считают сингапурские аналитики, в российском руководстве растет осознание того, что интересам РФ в регионе в большей степени отвечает курс на «многовекторное» взаимодействие с АСЕАН.

Члены Ассоциации, со своей стороны, также видят в России партнера по многим важным направлениям сотрудничества. Для ряда стран АСЕАН РФ традиционно выступает надежным поставщиком энергоносителей и современных вооружений. Выстраивание стратегического партнерства между Россией и АСЕАН в политической сфере, сформулированное в Сочинской декларации в качестве задачи на дальнейшую перспективу, значительно расширяет базу такого сотрудничества и поле для маневра АСЕАН в сложных отношениях с КНР и США. В частности, подтвержденный на саммите подход Москвы к формированию в АТР «надежной и открытой архитектуры безопасности» встречает поддержку со стороны стран АСЕАН, рассматривающих его применительно к противостоянию с КНР по проблеме Южно-Китайского моря. Многие члены Ассоциации разделяют и критическую позицию РФ в отношении претензий США на мировое лидерство и «нотаций Вашингтона по поводу нарушений прав человека» в различных странах.

Рассматривая возможные пути расширения сотрудничества России и АСЕАН, эксперты усматривают определенные возможности для этого в сфере интеграционного строительства в АТР и прежде всего на тех направлениях, где Ассоциация и входящие в неё государства утвердили себя признанными лидерами, а именно в создании зон свободной торговли.

Анализируя подписание в мае 2015 года соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, ставшее первым шагом в этом направлении, и его возможные последствия, эксперты из стран АСЕАН отмечают, что развитие производственных и кооперационных связей с СРВ открывает предпринимателям из России и других членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выход на динамично развивающиеся рынки стран АСЕАН. В настоящее время прорабатывается возможность заключения аналогичных документов и с другими государствами АСЕАН: Сингапуром, Камбоджей, Таиландом, Индонезией. В ходе сочинского саммита по инициативе российской стороны в повестку дня экономического сотрудничества сторон был включен вопрос о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН.

С учётом жесткой конкуренции на динамично растущих рынках АСЕАН со стороны ведущих индустриальных стран Запада приоритетное внимание на начальном этапе России рекомендуется уделять работе с группой менее развитых стран АСЕАН — Лаосом, Камбоджей и Мьянмой, в которых российская, а также белорусская техника и технологии пользуются устойчивым спросом. Особенно благоприятные перспективы открываются в отношении Лаоса, который в 2016 г. председательствует в АСЕАН и в этом качестве более открыт для контактов с целью проработки подобной инициативы.

В свете итогов сочинского саммита, как представляется, складываются объективные предпосылки для дальнейшей проработки договора о создании зоны свободной торговли в формате Россия–АСЕАН и ЕАЭС–АСЕАН, а также двусторонних соглашений с отдельными членами Ассоциации, которые были озвучены на саммите. Эксперты отмечают, что подобный подход лежит в русле усилий стран — членов АСЕАН, заключивших подобные соглашения с рядом внерегиональных держав. Он отвечает и интересам РФ, прежде всего в контексте планов ускоренного развития российских регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Вместе с тем обращают на себя внимание и выводы аналитиков из стран АСЕАН, касающиеся проблем на этом пути. В частности, эксперты отмечают, что нынешний объем товарооборота и взаимных капиталовложений, а также экспортный потенциал России и ее партнеров пока остаются недостаточными для создания необходимой базы долгосрочного сотрудничества и взаимодействия между обоими объединениями. Отмечая, что ЕАЭС представляет собой «региональное объединение стран со слабой экономикой», эксперты приходят к заключению о том, что развитие сотрудничества с подобной структурой будет для АСЕАН «менее привлекательным, чем, например, членство в ТТП или подключение к китайским проектам «Шелкового пути». Кроме того, поскольку АСЕАН не является таможенным союзом и не проводит согласованной политики в сфере внешнеторговых тарифов, сотрудничество с ЕАЭС, согласно оценкам экспертов, наталкивается на существенные ограничения.

Тем не менее, по оценке асеановских экспертов, всестороннее обсуждение выдвинутых на саммите инициатив и поиск возможных форм экономического сотрудничества между Россией, ЕАЭС и АСЕАН должны быть продолжены. Хороший повод для этого создаёт широко отмечаемое в нынешнем году двадцатилетие партнёрского диалога «Россия–АСЕАН».

Леонид Витальевич Гладченко

Сектор Азии
старший научный сотрудник РИСИ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован