26 ноября 2004
1468

Российские автопромышленники обсудили в Чебоксарах вопросы качества

В рамках VI Республиканской научно-практической конференции "Культура качества - путь к благополучию" в Чувашии прошел практический семинар, посвященный проблемам качества в отечественном автомобилестроении. За круглым столом встретились все заинтересованные стороны. Помимо представителей ассоциаций и объединений автопроизводителей и производителей автокомпонентов, участниками встречи стали директора по качеству крупнейших предприятий российского автопрома - в их числе были и ОАО "АвтоВАЗ", и ОАО "КАМАЗ". Свой взгляд на проблемы автопромышленников смогли высказать и специалисты Поволжского клуба качества и АНО "Институт качества". Интерес к перспективам развития российского автомобилестроения проявили японские бизнесмены - о возможностях, которые предоставляет российско-японское сотрудничество в этой сфере говорил на семинаре глава представительства Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в Москве. Участвующие специалисты обсуждали самые острые проблемы автомобильного производства в России с акцентом на различные аспекты управления качеством в этой отрасли, требования и критерии, условия сертификационного аудита.

Количество выпускаемых в России автомобилей растет, многие предприятия отечественного автопрома имеют хорошие темпы роста производства, сообщил на семинаре руководитель технического комитета НП "Объединение автопроизводителей России" Игорь Коровкин. Параллельно увеличился ввоз новых иностранных автомобилей в ценовой категории 12-15 тысяч долларов - автомобили такого класса в России пока не производятся. Это дает автопроизводителям основание говорить о том, что у людей появляется больше возможностей покупать подобные автомобили, и у российской автомобильной промышленности хорошие перспективы. Главной проблемой остается качество как конечной продукции - автомобилей, так и комплектующих к ним. По мнению экспертов, до 70% неприятностей автопрома связаны с поставками некачественных комплектующих изделий. При низком качестве деталей поставщики комплектующих неоправданно завышают цены, особенно для совместных предприятий - автосборщиков. В результате перспективные клиенты проигрывают и в качестве, и в цене.

По словам представителя Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Вадима Егорова, российский автопром теряет свое главное преимущество - потребитель уже обращает мало внимания на невысокие цены на автомобили, российские авто воспринимаются преимущественно как не очень хорошие, не очень качественные машины. В совокупности эти факторы могут привести к тому, что конкурентную борьбу на рынке наши автомобили проиграют. И в этой ситуации не спасет даже внедрение на производстве более жестких систем управления качеством, если предприятия будут придерживаться их так же, как сейчас. Значительно повышаются требования к поставщикам комплектующих. Чтобы российские автомобили могли считаться действительно хорошими, производителям автокомпонентов нужно работать в разы лучше.

Проблемы усиливаются отсутствием значимых для производства знаний, информации и статистики, неумение ими пользоваться. Работа предприятий-автосборщиков с поставщиками комплектующих должна выходить на новый уровень, говорят участники семинара. Половина проблем и несоответствий в качестве автомобильных компонентов возникает из-за того, что у поставщиков нет представления о том, что от них хочет автосборщик. Сейчас начинается проявляться позитивная тенденция - некоторые предприятия-автосборщики анализируют собственное производство, внятно формулируют свои потребности и доносят их до поставщиков.

Потенциал рынка автокомпонентов гораздо больше, чем его реальные объемы. По данным председателя комитета по технической политике национальной ассоциации производителей автокомпонентов Рифата Салимгареева, в 2003 году было выпущено 1,5 млн автомобильных комплектов, в то время как их годовое производство может поднятся до 5-6 млн комплектов при экспортном потенциале около 30%.

Участники семинара были единодушны в том, что международные стандарты качества - не предел совершенства. Это лишь необходимый минимум для выхода на рынок. Именно повышение внутрикорпоративных стандартов качества позволило многим зарубежным автомобильным гигантам добиться отличных результатов и значительно опередить конкурентов. Особой темой прозвучало то, что необходимо очень внимательно следить за тем, насколько заслуживают доверия фирмы, которые предлагают консалтинговые услуги по внедрению на предприятиях систем качества и сертификационный аудит.

Представители предприятий делились своими наработками, как им удается повысить качество продукции и уменьшить процент брака. Среди наиболее эффективных способов решения - перевод коллективов предприятий на самоконтроль, когда каждый рабочий предприятия одновременно выступает контролером за качеством продукции. Такой подход к обеспечению качества очень распространен на японских автомобильных предприятиях. Глава представительства Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в Москве Ивао Охаси отметил, что для японских производителей качество - главный приоритет, даже прибыль не столь важна. Именно поэтому рентабельность японских компаний ниже, чем у американских и европейских предприятий, зато они имеют большую эффективность. Яркий пример - компания "Тойота", где каждый рабочий готов контролировать качество производимой им продукции и брать на себя ответственность за это. Через два-три года "Тойота" откроет производство в России. И это, по словам Ивао Охаси, станет катализатором революционных изменений в российской промышленности. Компания приведет на российский рынок новые технологии и свои автомобильные ноу-хау. За "Тойотой" последуют десятки японских автомобильных компаний, например, производящих автокомпоненты. И это может иметь гораздо большее значение для некоторых регионов России, чем размещение самого производства "Тойоты". Эти компании также имеют новейшие технологии, но пока не умеют заниматься бизнесом в российских условиях. Господин Охаси выразил надежду, что промышленность Чувашии сможет наладить эффективные партнерские отношения с японскими предприятиями, и сообщил, что японская сторона готова к сотрудничеству. По его мнению, есть множество возможностей для привлечения японских инвестиций и интереса со стороны компаний, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

www.regnum.ru
26.11.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован