Дмитрий Ендовицкий о демографической яме и вузовской системе
В последние десятилетия Россия оказалась в сложной демографической ситуации, а в условиях экономического кризиса это таит в себе серьезные риски для отечественной системы образования среди путей решения проблемы - консолидация интеллектуального потенциала российских вузов и развитие инновационных технологий.
Такое мнение в интервью газете "Берег" высказал проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий.
- Дмитрий Александрович, уже не первый год представители научного сообщества обсуждают влияние демографического кризиса на качество образования. В этом году мы как раз приблизились к "яме", и многие руководители вузов отметили недобор студентов. С какими результатами вышел из "жаркой поры" ВГУ?
- Совсем недавно Воронеж посетил руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев и в своем выступлении перед ректорами воронежских вузов сообщил, что на самое дно демографической ямы Россия опустится в 2017 году. По оценкам Минобрнауки, за последние три года численность выпускников школ сократилась практически на 50%. Спад будет продолжаться до 2017 года, к тому времени количество выпускников сократится по сравнению с текущим годом еще в два раза.
В результате количество вузов станет избыточным. В России их уже сегодня насчитывается около тысячи. Также у нас явное излишнее количество филиалов. Только на миллионный Воронеж приходится 40 вузов, что составляет примерно 130 тысяч студентов. Но если в благодатные годы такое количество желающих получить высшее образование набиралось, то теперь число поступающих все время сокращается, поэтому многие вузы в этом году почувствовали недобор. В первую очередь, проблема коснулась коммерческих вузов и отделений. Так, вузы РФ набрали чуть более 800 тысяч студентов, из них 535 тысяч - на бюджетные места. То есть фактически не было никакого конкурса. После этого, конечно, нельзя говорить о качественной подготовке студентов. Поэтому, как справедливо заметил в своем последнем послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев, негативные демографические тенденции должны быть замедлены. Только тогда можно будет говорить о решении задач государственного уровня. Что касается ВГУ, мы полностью выполнили план по бюджетному набору и набрали студентов-договорников на уровне прошлого года. Другими словами, сработали на отлично.
- Какие способы повышения качества отечественного образования вы бы предложили с учетом сложившейся демографической ситуации?
- Несомненно, создание федеральных университетов или, по крайней мере, консорциумов вузов. Об этом, кстати, также говорил Николай Булаев. В России уже имеется опыт формирования подобных научных институтов. Сегодня у нас два федеральных университета, Южный - на базе Ростовского университета, и Сибирский - на базе Красноярского. На их развитие за два года было потрачено 12 млрд. рублей. И это помимо основного бюджетного финансирования. Конечно, для вуза это грандиозные деньги, на которые можно купить отличное оборудование, переобучить людей, отправить специалистов на стажировки, укрепить материально-техническую базу, изменить систему вознаграждения сотрудников. Но, как говорят чиновники и профессионалы в сфере образования, модели искусственного объединения вузов на примере Южного и Сибирского федеральных университетов оказались нерезультативны: выявлены факты неэффективного использования средств, не гармонизированы научные коллективы - не получилось синергии, которая привела бы к инновационному прорыву или повышению качества образования. Кстати, одной из существенных проблем региональной системы высшего образования является параллельность в реализации многих образовательных программ.
- В Центральном Черноземье также планировалось создание федерального университета, ядром которого должен был стать ВГУ. Насколько эффективным был проект? Почему планы не осуществились?
- В 2008 году мы разработали проект Федерального университета, который получил хорошие отзывы. Руководитель департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко одобрил предложенную нами модель интеграции вузов, депутаты Воронежской городской Думы выслали на имя министра образования Андрея Фурсенко письмо о необходимости создания Федерального университета в нашем регионе. Предполагалось, что будут объединены четыре вуза: ВГУ, ВГТУ, ВГАСУ и ВГПУ. Ректоры обсудили вопросы интеграции, приняли общие решения, дело было только за подписью прежнего губернатора Владимира Кулакова. Но он инициативу почему-то не поддержал.
Теперь время упущено. Но Николай Булаев говорил, что необходимо не столько создание федеральных университетов, сколько консорциумов вузов, которые позволят устранить дублирование в подготовке кадров. Он и губернатор Алексей Гордеев дали поручение департаменту образования, науки и молодежной политики и совету ректоров Воронежской области подготовить документ, в котором будут закреплены новые принципы оптимизации структуры регионального высшего образования. В условиях демографической ямы, существенного сокращения бюджетного финансирования, повышенных требований к качеству образования и важности результативной научной работы интеграционные процессы в вузовской среде неизбежны.
- Насколько важны для повышения качества образования инновационные открытия?
- В статье "Россия, вперед!" президент Дмитрий Медведев написал: "Чем умнее, интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан..." Губернатор Алексей Гордеев, приезжавший в ВГУ уже четыре раза, словами и делами дает понять: инновационная среда и интеллектуальный потенциал воронежских вузов - одно из важнейших конкурентных преимуществ региона.
Что касается инновационных проектов, у нас действительно очень много прикладных разработок, но большая их часть, к сожалению, не прошла стадию подготовки к коммерциализации - не проработаны бизнес-планы, не проведена оценка рисков и эффектов от реализации, не исследован рынок инновационных разработок, не оценена потребность в конкретных инновациях. А ведь у нас имеются исследователи очень высокого уровня, такие как академик РАН Валентин Иевлев, член-корр. РАН Николай Чернышев, а также совсем молодые, но очень талантливые и известные в научном обществе химики, математики, биологи, физики. В наших университетах создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коммерциализации разработок ученых и коллективного пользования оборудованием.
- Какие разработки имеются в ВГУ?
- Университет, в котором обучаются более 20 тысяч студентов и работают свыше 3,5 тысячи сотрудников, способен генерировать идеи. У нас имеется много разработок в сфере нанотехнологий и материаловедения, биоэнергетики и инженерии живых систем, физико-математических исследований волновых и квантовых процессов, геологии и IT-технологий.
Важно создавать рынок идей, изобретений, открытий, новых технологий. Как сказал президент, важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Поэтому изобретатель, новатор, ученый, учитель, предприниматель, внедряющие новые технологии, так необходимы обществу, а технологическое развитие является приоритетной задачей развития страны.
- Как помогает молодым ученым подразделение, которое вы возглавляете?
- Это, скорее, экономическая служба, которая предполагает разработку перспективных экономических программ развития университета, поиск дополнительных источников финансирования, координацию связи с бизнес-сообществом. За последние годы мы подписали соглашения о стратегическом партнерстве с ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "Минудобрения", Нововоронежской атомной станцией, Воронежским механическим заводом и Конструкторским бюро химавтоматики, с крупнейшими банками, мировым лидером аудиторско-консалтинговых услуг КПМГ.
Очень многие предприятия начинают с нами полномасштабно сотрудничать в образовательной сфере, мы выполняем по их заказу хоздоговорные исследовательские разработки. Кроме того, создаем корпоративные магистратуры, которые комплектуются сотрудниками компаний.
Воронеж - признанный университетский центр европейского уровня, с уникальными вузовскими традициями и высокой концентрацией интеллектуального капитала. С приходом Алексея Гордеева у нашего региона появился реальный шанс на экономическое возрождение. Вузовское сообщество уже почувствовало прямую заинтересованность правительства Воронежской области в развитии университетского округа, личную поддержку губернатора в отстаивании интересов университетов на федеральном и региональном уровнях. Региональная власть четко понимает: вузовская система - это серьезное конкурентное преимущество нашего субъекта федерации. Все это в комплексе дает основание оптимистично смотреть в будущее системы вузовского образования Воронежской области.
Наталья Кокина
Справка
Дмитрий Александрович Ендовицкий родился 3 декабря 1970 года. Профессор, доктор экономических наук. С 1999 года - заведующий кафедрой экономического анализа и аудита ВГУ, с декабря 2006 года - проректор ВГУ по экономическому развитию и инновациям. Также является членом методологического совета Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету, членом президентского совета Липецкого территориального института профессиональных бухгалтеров, членом Ученого совета ВГУ;
Под руководством Ендовицкого Д.А. защитились 25 кандидатов и 3 доктора наук. Руководит информационным центром московского издательского дома "Финансы и кредит" при ВГУ. Является заместителем главного редактора московского научно-практического журнала "Экономический анализ: теория и практика". Директор Воронежского некоммерческого партнерства "Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу".
Имеет медаль Российской академии наук за цикл работ по экономике. Победитель конкурса молодых ученых-преподавателей, организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина. Лауреат всероссийского конкурса "Профессиональная команда страны" (I степени, федеральный уровень). Лауреат конкурса "Золотой фонд Воронежской области". Имеет Благодарность губернатора Воронежской области за активное участие в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Опубликовал 181 научную работу и 28 учебно-методических работ.
Автор известных учебников и монографий, изданных в издательствах "КноРус", "Финансы и статистика", "Юнити-Дана", "Проспект", "Эксмо", "Экономистъ". Заместитель генерального директора ООО "Научный центр "Аудит - Наука".
18.09.2009
Берег 15