Румянцева Е.Е. Оценка собственности в ходе проведения приватизации в России// Проблемы теории и практики управления, N 1, 2005. - С.117-121. Есть по крайне мере два веских довода в пользу того, чтобы как можно больше профессиональных экономистов включило в сферу своих научных и практических интересов разработку проблем, связанных с оценкой собственности. Первый - почти повсеместное неэффективное управление объектами собственности в России, составляющими основу нашей национальной безопасности - природными богатствами, жилищным фондом и др. Второй аргумент заключается в узком представлении о субъектах оценки и сложность, однобокость учебных материалов, ориентируемых на более подготовленную, но достаточно маленькую аудиторию слушателей. Практически во всех учебниках по оценке собственности, изданных к 2004 г., акцент делается на то, что данный вид работ могут проводить только специалисты - так называемые оценщики, оказывающие на платной основе этого рода услугу. С таким подходом нельзя согласиться. Оценка собственности - не элитарное знание, носителем которого являются только оценщики. Если только одна сторона разбирается в деталях оценки, всегда будет существовать реальная угроза завышения или занижения данной стоимости, предвзятости оценки. К тому же услуги оценщиков носят платный характер, поэтому обоснованы только в случаях, когда участие оценщиков обязательно и предусмотрено законодательством или же когда участие оценщика экономически оправдано. Оценка собственности является одним из механизмов повышения эффективности управления ею. Причем правильно определять размер принадлежащего ему имущества желательно уметь каждому. Речь идет о формировании такой системы знаний в рассматриваемой области, которая была бы доступна абсолютно всем - каждый человек должен быть подготовлен к проведению сделок с объектами своего движимого и недвижимого имущества. Чтобы вовлечь в обучение достаточно подготовленных (но являющихся реальными собственниками) слушателей, учебный курс по "Оценке собственности" ч. 118 требуется переработать. В частности, для достижения названной цели в нем наряду с разделами, которые предназначены для профессиональных оценщиков, следует выделить разделы, ориентированные на обучение всех желающих самостоятельно использовать механизм более эффективного управления собственностью. Данный учебный курс в системе высшей школы и дополнительного профессионального образования должен стать одним из наиболее динамично развивающихся и расширяющихся по объему осваиваемой информации Оценка собственности как механизм эффективного управления ею У каждого, кто намеревается реализовать свои права собственника, возникает ряд вопросов, важнейший из которых - о стоимости того или иного имущества. Оценка собственности имеет большое значение для: потенциального покупателя или продавца (физических и юридических лиц) при определении обоснованной цены объектов сделки - купли-продажи, мены, иного отчуждения; кредиторов - при принятии решения о предоставлении кредита; арендодателей - при установлении арендной платы в привязке к рыночной стоимости объектов аренды; страховых компаний - при возмещении ущерба; собственников земельных участков - например, при прокладке дороги по земельному участку, находящемуся в частной собственности, может потребоваться оценка изымаемой собственности, чтобы оспорить предложение властей о "справедливой компенсации"; государства и общества в целом - при проведении приватизации и для развития рынков соответствующих объектов стоимости. О том, как дефицит знаний по оценке собственности наносит ущерб российской экономике, свидетельствуют многочисленные примеры. Один из них - парадоксальная ситуация, сложившаяся в российском ЖКХ. Так, создаваемые в этой отрасли в течение десятилетий дорогостоящие основные фонды (недвижимость, определяющая уровень жизни и экономическую безопасность страны) управляются и эксплуатируются лицами, большая часть которых в силу ряда причин не имеет представлений о передовых технологиях, ресурсосбережении и т.п. Отсюда недопустимые, но, к сожалению, систематические нарушения технологий эксплуатации столь сложных объектов (в частности, регулярное повреждение крыш зимой во время их очистки от снега и льда), несоблюдение элементарных норм обслуживания и пр. Усугубляет ситуацию то, что в отрасли очень велика текучесть кадров. В жилищном хозяйстве она составляет более 50%, в коммунальном хозяйстве - около 40%. Фактически отечественный жилищно-коммунальный комплекс управляется и эксплуатируется случайными людьми, которые не очень заинтересованы в его сохранении. По моим расчетам, рыночная стоимость объектов жилищного фонда страны, приходящаяся на одного работника отрасли, сегодня превышает 1 млн.долл. Таким образом, временным работникам, получившим знания, как правило, в размере средней школы, доверяется собственность, которой могут эффективно управлять только высококвалифицированные, опытные менеджеры и которую могут обслуживать лишь специально обученные именно под эти вложные технические объекты рабочие кадры. Недостаток интеллектуального развития у исполнителей всегда будет препятствовать внедрению даже самых интересных и нужных решений. В условиях же, когда на уровне управления страной и регионами образовался дефицит в научных разработках и обоснованных решениях жилищно-коммунальных проблем, а в самой отрасли не сформировались лидеры, способные инициировать и лоббировать прогрессивные идеи, она оказалась в числе наиболее запущенных секторов экономики страны . Мировая практика проведения приватизации В основе приватизации как инструмента государственного регулирования экономики лежит оценка имущества и другие экономические расчеты, которые призваны выполнять соответствующие органы. Фактически определение стоимости государственного предприятия - первый этап в его приватизации. С. 119 Стоимость может быть определена исходя из доходов предприятий. Но в последнее время многие страны мира придерживаются другой методики расчетов стоимости - на основе возможностей получения прибыли в будущем. При этом некоторые хозяйственные единицы могут быть проданы и ниже их стоимости, если будет принята во внимание возможность, что они в течение ряда лет восстановительного периода будут нести убытки от своей деятельности . Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является по-степенность, в Германии - осторожность, в Италии - ярко выра?женный прагматизм. В целом развитые страны с рыночной экономикой рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. Именно смешанные компании признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах ха?рактерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. В настоящее время государственные предприятия в большинстве случаев используются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие образования. Основным побудительным стимулом приватизации является оз-доровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала. Обобщение мировой практики позволяет сделать вывод о том, что чаще всего используются следующие методы приватизации: o открытая продажа акций населению; продажа акций отдельным лицам; новые частные вложения в государственные предприятия; продажа правительственных активов или активов государственных предприятий; реорганизация (или разделение) на составные части; выкуп управленческим персоналом/наемными работниками; аренда и контракты на управление . Приватизация, как правило, проводится поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизи?ровать выручку от приватизации предприятия. Приватизация является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Поэтому в переходной экономике приватизация осуще?ствляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Особенности российской приватизации В отечественной экономической литературе выделяется три этапа приватизации в России: ваучерная - 1992-1994 гг.; денежная (основной механизм - денежные аукционы) - 1995-1998 гг.; приватизация образца 1999-2000 гг. А.Чубайс отмечает, что до проведения ваучерной приватизации в стране шло, по сути, "разворовывание общенародной собственности". Чаще всего работали две схемы захвата госсобственности. Первая - основные фонды казенного предприятия просто переписывалось как составная часть имущества вновь создаваемой компании. Один из наиболее скандальных примеров - передача производственных мощностей крупнейшего предприятия космического комплекса России НПО "Энергия" акционерному обществу "КОЛО". В качестве вклада в уставной капитал со стороны физических лиц-учредителей - их интеллектуальная собственность. Подобные преобразования были возможны только в результате отсутствия обоснованных методик и работающего на них законодательства, обосновывающих реальный вклад каждой из сторон в уставной капи- с. 120 тал. Вторая типовая схема стихийной приватизации российских предприятий - аренда с выкупом. Государственное предприятие бралось за символическую плату в аренду предприимчивыми хозяйственниками и через какое-то время переводилось в собственность . По мнению А.Чубайса, в 1992-1993 гг. ничего лучшего и нельзя было сделать, кроме как спасти страну от стихийной приватизации и пустить частный капитал. Главная идея массовой приватизации заключалась в том, что все граждане страны должны были получить льготный (бесплатный) доступ к собственности. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 тыс. рублей . Ваучерный этап закончился в июне 1994 г. Однако он не привел к реализации целей - ускорению передачи государственного имущества гражданам России и привлечению к процессу приватизации широких слоев населения. Отмечу, что на всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности. В начале 1992 г. приняты "Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации" . В соответствии с этим документом определение стоимости основных средств осуществлялось по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств. Таким образом, за базу брались многократно заниженные в условиях галопирующей инфляции стоимостные данные, не отражающие реальную рыночную ситуацию. Названные методические указания утратили силу лишь в конце марта 2003 г. , т.е. применявшаяся в России методологическая база в этой сфере на протяжении 11 лет противоречила принятым международным сообществом стандартам, определяющим в качестве основы оценки рыночную стоимость. Некоторые последствия занижения стоимости в ходе приватизации В открытой печати имеются многочисленные примеры того, как за бесценок приватизировалось то или иное предприятие. Например, московский завод им. Лихачева со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долл. был продан за 4 млн. долл., т.е. дешевле в 250 раз. Здания и сооружения Московского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности с рыночной стоимостью в 100 млн. долл. оказались проданными всего за 8 млн. руб. Сотрудница Института экономики РАН Э.Д.Матвиевская, из чьей книги взяты эти факты, приводит множество аргументов в пользу того утверждения, что приватизация в России имела больше негативных, чем позитивных последствий. Исследования показали, что государство из всей находящейся в его ведении собственности раздало в первую очередь самую высокодоходную. Как следствие, многие российские ученые и политики сходятся во мнении, что основная часть населения страны понесла потери в результате столь несправедливого перераспределения государственной собственности в руки небольшого числа граждан при приватизации, проведенной под контролем и при непосредственном участии представителей государства, призванных защищать интересы большинства общества. Такой же позиции придерживается и ряд независимых зарубежных экономистов. В частности, Джозеф Стиглиц - лауреат Нобелевской премии по экономике за 2001 г., - счита- с. 121 ет, что приватизация, в том виде, в котором она прошла в России, несправедлива и проведена неправильно. Это вылилось, во-первых, в отсутствие законности приватизированных предприятий, во-вторых, в социальное неравенство, обнищание населения. По его мнению, необходимо вернуть веру в законность права собственности и перераспределить доходы от пользования природными ресурсами, найти инструменты инвестирования в социальные нужды. По данным Минэкономразвития РФ, за 1993-2003 гг. в российскую бюджетную систему в результате приватизации 145 тыс. предприятий поступило лишь 9,7 млрд. долларов. Именно столько, по словам Сергея Степашина, российские туристы потратили за рубежом в 2003 году. По его мнению, рентные доходы, извлекаемые новыми собственниками из недооцененных активов, стали источником масштабной системной коррупции, огромного разрыва в уровнях дохода населения и породили общественное неприятие итогов приватизации в российском обществе", - констатировал глава Счетной палаты. Помимо потерь для бюджета, сверхконцентрация финансовых ресурсов в руках немногочисленного количества российских олигархов стала барьером для становления конкурентоспособной экономики . В 2004 г. Счетная палата, проверив только 140 российских предприятий, подготовила отчет, содержащий анализ итогов приватизации за последние десять лет. Из него следует, что не было проведено ни одной чистой сделки. Допущенные ошибки оцениваются в 45 млрд. руб. недоплаченных в государственный бюджет средств. Основная часть нарушений была связана с недооценкой активов при подготовке предприятий к продаже и с неисполнением инвесторами обязательств. Кроме того, зафиксированы множество фактов неоплаты активов после победы на конкурсе и отсутствие самой системы их учета. В качестве иллбстрации приведена ситуация на предприятии "Тулачермет", где в ходе приватизации не учтены два цеха . Думаю, что именно используемая в ходе разгосударствления в России многократно (от десятков до нескольких сотен раз) заниженная стоимость приватизируемого имущества обусловила неэффективность данного процесса. Так, за 1992-1999 гг. приватизировано 80% отечественного ТЭКа (2345 предприятий). Причем упущенная выгода из-за неправильной оценки продаваемой государством только нефтяной собственности составила 400 млрд. долл. *** Недооценка собственности ведет к обесценению материально-технической базы государства. А это в свою очередь влечет за собой: многократное недополучение доходов в государственный бюджет, а следовательно - недофинансирование бюджетной сферы и замедление темпов экономического роста; незаинтересованность новых собственников, получивших за бесценок какой-то объект собственности в ходе приватизации, в его эффективном управлении; углубление социального неравенства и рост социальной напряженности в обществе. Итак, можно сделать вывод, что отсутствие достоверной оценки стоимости собственности является сегодня препятствием на пути к эффективному управлению созданным предшествующими поколениями и накопленным к настоящему времени общенародным достоянием. Процесс оценки итогов приватизации в России в 1990-х гг. не закончен. Как и не завершена сама приватизация государственных предприятий. Поэтому по-прежнему остается возможность задействовать новые для России механизмы эффективного управления собственностью с использованием международных стандартов оценки стоимости.