Румянцева (Жоголева) Е.Е. Путь к мировому лидерству

Румянцева (Жоголева) Е.Е. Путь к мировому лидерству (из опыта США в развитии сельскохозяйственного производства)//Центр, N6/7 (14/15), 1994. Аграрная политика любой страны проявляется в том, какую долю занимает она в продаже сельскохозяйственных продуктов на мировом рынке. Эти данные позволяют в общей форме классифицировать модели аграрной политики раз?витых стран, с этих же позиций можно определить состояние и возможности сельского хозяйства России. После второй мировой войны Соединенные Штаты Америки заняли первое место в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией, сломав иерархию стран-экспортеров, которая начала складываться еще в 70-е годы XIX века. С 1870 года до начала первой мировой войны быстро рос мировой оборот продовольственного зерна (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес). Затем последовали спад в период Великой депрессии и новый рост после второй мировой войны. В конце XIX века Россия и придунайские страны (Венгрия, Румыния, Югославия и Болгария) обеспечивали более 50 процентов потребностей мирового рынка (особенно в поставках во Францию и Германию). США занимали второе место в мире, экспортируя зерновые (30% мирового рынка) в Великобританию, 10% приходилось на Индию. Канада, Аргентина и Австралия играли незначительнуюроль (4% мирового экспорта зерновых). Великая депрессия коренным образом изменила сложившуюся иерархию. Упала доля Соединенных Штатов, в течение нескольких лет они были даже импортером кукурузы. Появились новые экспортеры продовольственного зерна: Канада, Австралия и Аргентина, занявшие 60% мирового рынка. Одновременно доля СССР и придунайских стран сократилась до 10%. После второй мировой войны США быстро поднялись на первое место. В 1951-1954 гг. они обогнали Канаду и в 197.5-1977 гг. давали на мировой рынок половину продовольственного зерна и 80% фуражного. Доля стран Латинской Америки (в основном Аргентины) по фуражному зерну сократилась за этот период с 22 до 3%, Канады - с 30 до 6%. Австралии и Южной Африке удалось сохранить свои позиции. И, наконец, Европейский Союз стал благодаря французскому сельскому хозяйству чистым экспортером сельскохозяйственной продукции. Расширение рынков сбыта изменило структуру отраслей американского сельского хозяйства. Сегодня в США производство зерновых - это специализация номер один. Она определяет развитие средств производства для возделывания земли (машин, удобрений и т. д.). На долю овощей, фруктов и сахаросодержащих видов продукции приходится всего 5% сельскохозяйственных угодий. Преимущества страны, экспортирующей зерновые, вряд ли нуждаются в комментариях. Что же помогло американскому сельскому хозяйству быстро занять лидирующие позиции на мировом рынке? Это при том условии, что сельское хозяйство - низкодоходная и консервативная отрасль, она не может выйти на внешний рынок самостоятельно, без поддержки других отраслей - промышленности и торговли. Если Великая депрессия длилась десять лет (1929-1939), то кризис в сельском хозяйстве начался значительно раньше - в 1921 году и продолжался до 1940 года. Причем в разных странах аграрный кризис проявляется по-разному. В США, где сельское хозяйство ориентировано на внешний рынок, кризис проявился, наоборот, в виде большого перепроизводства и падения цен. Это обстоятельство заставило американских фермеров искать возможности удержаться в отрасли. Благодаря новой технике и рациональному ведению хозяйства многие из них сумели добиться снижения издержек производства. Интенсификация сельского хозяйства проявилась и в других направлениях: селекция и использование отборных и протравленных семян; борьба с вредителями сельского хозяйств: улучшение животноводства: рационализация кормов, хороши уход за скотом и т. д. Однако переход на более высокую техническую ступень ей не мог вывести из кризиса, лишь помог фермерам выжить. Расхождение между издержками производства и ценами на получаемую ими продукцию грозило им разорением. И здесь, на наш взгляд, в значительной мере по-могло общеэкономическое положение США в 40-50 годы. После войны, когда экономика европейских стран была разрушена и требовала внешних источников финансирования, Соединенные Штаты Америки смогли занять лидирующее положение на мировом рынке. Война почти не коснулась Америки, более того, Бреттон-Вудсское соглашение признало доллар единственной стабильной валютой. Все это не могло не способствовать укреплению американской экономики в целом. Кроме того, сельскохозяйственное производство США с давних пор адаптировано к открытой экономике. Уже три столетия внешняя торговля является здесь важным источником доходов государства. Сначала экспортировался табак, затем -. рис, индиго, зерно, мясопродукты, хлопок. Заметим, что в отличие от США, в России отсутствуют традиции ведения внешнеторговых операций. Еще не так давно большинство советских предприятий существовало в условиях закрытой экономики. Хотя в послевоенный период для Америки сложилась благоприятная общеэкономическая обстановка, без соответствующей аграрной политики эти возможности остались бы нереализованными. Система государственной поддержки сельского хозяйства возникла еще в 1929 году, тогда же были разработаны первые законодательные акты, касающиеся системы цен. Но еще раньше, в конце XIX века, Министерство сельского хозяйства США начало выполнять контрольные функции в отношении качества продукции. В 1890, 1891 и 1906 гг., например, было принято не?сколько законодательных актов о системе контроля за качеством мяса, в 1917 г. - закон "О контроле за продовольствием и его производством" и т. д. Таким образом, государством устанавливались жесткие "качественные" рамки для производителей, и это несомненно способствовало повышению культуры сельскохозяйственного производства, его ориентации на внешний рынок. В 1933 г., когда к власти пришел Франклин Рузвельт, начавший переход к регулируемой рыночной экономике, создается система регулирования фермерских цен. Для воздействия на уровень рыночных цен была организована Товарно-кредитная корпорация (ТКК), осуществляющая выдачу кредитов под залог сельскохозяйственной продукции и государственные закупки сельскохозяйственных товаров. Центральное место в механизме функционирования Товарно-кредитной корпорации занимает система выплаты за?лога. Это позволяет сельскохозяйственным производителям заключать контракты с этой организацией на поставку продукции в течение девяти месяцев. Если цена, предусматриваемая контрактом, ниже рыночной, то фермер имеет право продать свою продукцию на свободном рынке и возвратить в ТКК полученный кредит, про-цент за него и расходы по хранению продукции. Если же рыночная цена ниже цены кон?тракта или целевой цены, то сельскохозяйственный производитель отдает свой урожай корпорации и оставляет в своем распоряжении полученный аванс. Как видим, этот механизм очень гибок, ибо, даже участвуя в программе, фермер имеет возможность самостоятельно реализовать продукцию на рынке, а при неблагоприятной рыночной ситуации получить хотя бы какой-то доход. Таким образом, в США создана система перераспределения риска от сельскохозяйственной деятельности за счет государства. Целевая цена ежегодно устанавливается конгрессом США и определяет нижний уровень фермерских доходов. Второй показатель - цена реализации продукции. И, наконец, третий - это компенсационная ценовая надбавка, выплачиваемая в виде прямых правительственных платежей. Система двух уровней поддержки цен - целевых (высший уровень) и залоговых цен (низший уровень) -позволяет конгрессу и отчасти министру сельского хозяйства не только поддерживать уровень фермерских доходов, но и прогнозировать соотношение источников финансирования на каждый хозяйственный год. Таким образом, залоговая цена служит инструментом регулирования рыночных цен, а целевая цена - непосредственным инструментом регулирования доходов фермеров. Учитывая большие объемы торговли США на внешнем рынке зерном и хлопком, нетрудно убедиться, что конгресс фактически воздействует на уровень мировых цен на эту продукцию. Мы рассмотрели систему государственной поддержки сельскохозяйственных цен в Соединенных Штатах Америки. Возникает вопрос: правомерно ли применять опыт ценообразования страны с развитыми рыночными отношениями в на?шей экономике? Думаю, что да. Рассматриваемая система государственной поддержки сельскохозяйственных цен формировалась в условиях кризиса американского сельского хозяйства. Как отмечают многие зарубежные экономисты, она полностью себя оправдывает в условиях увеличения сельскохозяйственной продукции, а при ее уменьшении значительно удорожает производство. Отсутствие системы поддержки цен увеличивает разрыв в доходах между фермерами и нефермерами. Опасно пустить на "само?тек" развитие столь важной отрасли экономики. Вмешательство государства тут объектив?но необходимо. Вот почему полезно проанализировать ценовую политику правительства США, опыт вы?хода этой страны в мировые лидеры по производству сельскохозяйственной продукции.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован