31 марта 2005
1677

`Руслан` ждет загрузки

Проекту серийного производства Ан-124 не хватает миллиарда долларов
Россия и Украина составили бизнес-план реанимации производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Исходя из него первые 15 модернизированных "Русланов" будут построены на ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП". Серийное производство начнется в 2007 году. Между тем составленный бизнес-план не решает проблему отсутствия средств. Только на первом этапе организация серийного производства "Русланов" потребует более 1 млрд. долларов.

`Гэлакси` до `Руслана` не дотягивает

Производство самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 было приостановлено в 1992 году. У ульяновского авиазавода `Авиастар-СП`, где самолеты собирались еще с 1970-х годов, не хватало средств даже на оплату электричества. Мало кто предполагал, что уже через несколько лет рынок негабаритных грузов, в котором будет задействован `Руслан`, станет самым успешным сегментом грузовых авиаперевозок в мире. А его ежегодный объем будет оцениваться в сотни миллионов долларов. Даже через 13 лет после завершения серийного производства `Русланов` у российско-украинского тяжеловоза, способного поднимать до 150 тонн, так и не появилось достойного конкурента. Аналог `Руслана` - американский С-5В (`Гэлакси`) - уступает ему в грузоподъемности и практически не участвует в коммерческих перевозках.

С третьей попытки

Впервые идея восстановить серийное производство `Русланов` возникла в 2002 году. С таким предложением выступила авиакомпания `Волга-Днепр`. Правда, возобновить производство компания хотела не за свой счет, а с помощью бюджета министерства обороны США. Тогда речь шла о поставках 80 самолетов для военных нужд этой страны общей стоимостью 4 млрд. долларов. Однако контракт заключить так и не удалось. Позднее использовать `Русланы` американцам предложил украинский АНТК им. Антонова. Но также безрезультатно. В итоге все последние годы перевозчики были вынуждены обновлять свой парк `Русланов` за счет восстановления военных Ан-124 и достройки планеров, находящихся в цехах ульяновского авиазавода еще с советских времен.

Более серьезные шаги по возобновлению производства `Русланов` были сделаны в прошлом году. Для решения этого вопроса был создан специальный межведомственный совет, в который вошли представители авиазаводов, заинтересованных авиакомпаний, а также российские и украинские чиновники. В четверг стало известно, что участники проекта завершили работу над бизнес-планом производства `Русланов`. Как говорят в авиакомпании `Волга-Днепр`, серийный выпуск этих самолетов возьмет на себя ульяновский `Авиастар-СП`. На заводе сохранено необходимое оборудование и оснастка. Что касается киевского завода `Авиант`, который в советское время тоже выпускал Ан-124, то он будет поставлять только отдельные узлы для новых самолетов. Первый серийный `Руслан` по плану должен появиться уже в 2007 году. За счет новых двигателей он будет обладать увеличенной дальностью полета, повысится грузоподъемность самолета. Если раньше он был способен поднимать 120 тонн, то в новом исполнении авиагрузовик сможет перевозить до 150 тонн.

Миллиарда у перевозчиков нет

Пока неясно, кто будет финансировать проект. `Мы рассчитываем на привлечение бюджетных средств. Ведь восстановление производства `Русланов` заложено в программу развития российской авиационной промышленности до 2015 года, - говорит представитель `Волга-Днепр` Елена Елесеева. Собственных средств у заказчиков Ан-124 - авиакомпаний `Волга-Днепр` и `Полет` - нет. Как рассказал ГАЗЕТЕ заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Игорь Гаривадский, только подготовка ульяновского `Авиастара` к возобновлению производства `Русланов` потребует около 250 млн. долларов. Еще около 1 млрд. долларов понадобится для выпуска первых самолетов.

СПРАВКА

Украинский `Авиант` и российский `Авиастар-СП` за все время серийного производства выпустили 56 `Русланов`. Большая часть этих самолетов досталась армии. Оставшиеся попали в распоряжение трех авиакомпаний - российских `Волга-Днепр` (10 машин), `Полет` (7 машин) и украинского АНТК имени Антонова (8 самолетов). Учитывая, что рынок перевозок на Ан-124-100 продолжает расти на 15-20% в год, перевозчики считают, что спрос на `Русланы` сохранится еще как минимум 15-20 лет.


Андрей Ковалевский

31.03.2005

gzt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован