… мы, марксисты … признаем необходимость исторического … изучения каждой войны в отдельности[1]
В.И. Ленин
"При угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф"[2]
В. Путин
Позиция В.И. Ленина и В.В. Путина в отношении войны – идентична: как в военной доктрине коммунистов, так и современной России война является исключительным, но допустимым средством политики и её следует рассматривать в конкретном историческом контексте. Надо признать, что с конца 80-х годов в СССР стала формироваться не только научная, но и политическая позиция, которая предполагала недопустимость любых войн, вне зависимости от исторического и других контекстов. По сути, за такой «пацифистской» позицией сторонников М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина стоял западный либерализм, который неизбежно требовал не просто сокращения ОПК и ВВСТ, но и уничтожения военного потенциала страны, которые могли бы обеспечить противодействие глобализации.
Фактически это произошло в 90-е годы, когда российский ОПК был сокращен до 20%, а ВС РФ стали практически недееспособны. Контртеррористическая операция (КТО) на Северном Кавказе продемонстрировала как армия когда-то прежде великого государства длительное время не могла уничтожить бандитские формирования, численность которых не достигала 20 тысяч человек. К сожалению, опыт КТО был не изучен, а военачальники этого периода оказались мало востребованы позже, даже в период операции в Сирии, что обесценило даже то немногое положительное из накопленных знаний и опыта, что могло бы позже быть использовано на СВО.
Иными словами, военная мощь фактически была исключена Западом из средств защиты национальных интересов страны. Сначала СССР, а затем и России. Её использование в 2008 году против Грузии, например, носило заведомо ответный, частный, локальный характер, сопоставимый с КТО, проводившейся до этого на Северном Кавказе. В политической элите и общественном мнении сохранялась фактически политическая установка, сформированная с конца 80-х годов, о недопустимости использования военной силы в принципе, хотя именно это ограничение (не применение военной силы руководством СССР против сепаратистов и националистов) стало во многом важнейшим условием развала СССР. Вместо военно-силовых инструментов политики предлагались некие «политические» средства, эффективность которых оказывалась каждый раз недостаточной, что, однако, не смущало политическое руководство. Произошло де-факто замещение реальных силовых средств государства на некие абстрактные «политические» средства, которые, как оказалось, были не способны обеспечить безопасность СССР, а затем и России.
В СССР и России сознательно формировалось негативное отношение к военной мощи страны и патриотизму, без которых военная сила перестала быть эффективным инструментом политики. М.С. Горбачев не раз использовал политические приемы против руководства ВС СССР с целью ослаблен6ия этого важнейшего института. Кроме того, сознательно ликвидировались органы КГБ СССР и общественные организации, которые противодействовали иностранному вмешательству – АПН, Союз советских обществ Дружбы с зарубежными странами (ССОД), Комитет защиты мира (КМД), Комитет молодежных организаций (КМО СССР), Комитет за европейскую безопасность (КоЗЕБ) и др.
Огромное значение имела, в частности, ликвидация 5-го управления КГБ СССР, руководившегося многие годы Ф.Д. Бобковым, который был способен контролировать антигосударственную деятельность информационно и профилактически. Кстати, на ликвидации которого категорически настаивал Запад.
Это привело в итоге к тому, что в России не осталось институтов, которые должны были анализировать и пресекать антигосударственную деятельность зарубежных стран, которая уже в начале 90-х годов в СССР приобрела откровенно силовой характер. Так, на территории СССР в начале 90-х годов уже насчитывались тысячи незаконных вооруженных формирований, против которых фактически никто не предпринимал необходимых силовых мер[3]. Как, в частности, позже в 1991, 1993 годах, во время КТО и в 2014 году на Украине.
Надо признать, что прозападной политической советской и российской правящей элитой сознательно абсолютизировались «политические» средства решения конфликтов даже в тех случаях, когда применение военной силы было очевидно необходимо, как, например, при сепаратизме Армении, стран Прибалтики, Молдавии и Грузии.. Более того, искусственно ограничивалась деятельность специальных и правоохранительных структур по профилактике и пресечению антигосударственной деятельности на псевдоправовом основании[4].
Но защита страны не была обеспечена и правовыми силовыми (не военными средствами). С точки зрения законодательства – от Конституции 1993 года до отдельных ФЗ и нормативных актов – доминировали международные нормы и обязательства России (перед ОБСЕ и другими международными организациями), которые нередко прямо противоречили интересам России. Фактически России был навязан правовой режим, позволяющий западным странам свободно использовать свои государственные и общественные институты, прежде всего, НКО и СМИ, для подрыва внутриполитической стабильности и развала государства. Такая политика Запада стала очевидной для всех, включая США, в 2025 году, когда она приобрела откровенно скандальный характер, после признания того, что ежегодно США тратили десятки миллиардов долларов на внутриполитическую дестабилизацию зарубежных стран.
Это вмешательство длительное время давало достаточно сильный эффект не только в виде «цветных революций», но и в форме постоянного силового давления на правительства, которые вынуждены были действовать в соответствии с зарубежными рекомендациями. Откровенная деятельность в самые первые недели правления Д. Трампа, когда по его указанию ранее Госдепартамент США издал указ о приостановке работы по всем направлениям иностранной помощи, за исключением финансирования Израиля и Египта. Решение о возможной отмене директивы будет приниматься лично госсекретарём после пересмотра каждой из программ. Агентство США по международному развитию (USAID) также остановило проекты гуманитарной помощи Украине, в том числе поддержку школ и здравоохранения[5].
Очевидно, что после 2008 года использование антигосударственных сил против России Западом усиливалось, приобретены к 2014 году откровенно публичный характер силового давления, включая эскалацию санкций и политико-дипломатическое давление. Переговоры и уступки со стороны России в эти годы нередко носили вынужденный и принудительный характер, который сопровождался (как при Минских переговорах или «гарантиях» Януковичу в феврале 2014 года) откровенным обманом.
Россия очень медленно и неохотно реагировала на подобное развитие событий. Можно сказать, что её реакция была не только запоздалой, но и недостаточной. Тем более, она никогда не действовала «на опережение» и не инициировала сама какие-то шаги в области нейтрализации силового давления Запада. Эти действия всегда были ответными и вынужденными, демонстративно показывая возможность нормализации. Однако в 2021–2023 годы Россия пришлось значительно активизировать политико-правовую деятельность по защите своего суверенитета. Прежде всего, в области законодательства об НКО. Но не только.
Исследователь из Университета Прокуратуры РФ О.В. Боброва провела несколько глубоких анализов, предложив актуальные меры противодействия внешнему силовому влиянию. Так, например, 3 августа 2023 года Генеральная прокуратура России приняла решение о признании деятельности очередной иностранной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации. По результатам изучения поступивших материалов принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации «Центр европейских исследований им. Вилфрида Мартенса» («Martens Centre»), созданной в 2007 году в Брюсселе бывшим премьер-министром Бельгии Вилфридом Мартенсом под эгидой Европейской народной партии в качестве аналитического центра для формулирования новых вариантов политики странам ЕС[6].
Установлено, что с 2014 года под видом просветительской деятельности организуемые Центром мероприятия ориентированы исключительно на формирование негативного образа Российской Федерации, обоснование необходимости военно-политического и информационного противостояния с Россией, усиление санкционного давления с целью навредить экономическому развитию нашей страны. Приглашенными иностранными экспертами, имеющими российское гражданство и спонсируемыми из-за рубежа, продвигается тезис об экономических и конституционных реформах, якобы необходимых к проведению в случае смены власти в Российской Федерации.
Предпринимаются попытки создать негативное мнение о российских гражданах и событиях в России, кардинально отличающееся от реальных обстоятельств. После начала специальной военной операции ВС РФ на Украине Центром продвигаются идеи о необходимости введения дополнительных санкций в отношении Российской Федерации и ее народа, наращивания всесторонней, в том числе военной, помощи киевскому режиму[7].
Но ограничений на деятельность иностранных НКО шла крайне медленно, По состоянию на 03.08.2023 в Перечне иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации значатся только 100 организаций. Так, сотой стала организация Wild Salmon Center («Центр дикого лосося»)*. Организацию внесли в список на основании решения первого заместителя генерального прокурора Российской Федерации Разинкина А.В. от 17 июля 2023 г. По данным надзорного ведомства, организация действовала в интересах иностранных неправительственных компаний и лиц, вмешивалась во внутренние дела РФ и могла нанести ущерб безопасности России в экономической сфере.
Центр финансировался из средств частных коммерческих и некоммерческих структур, в том числе корпорации Google, а также со стороны американских правительственных структур», в числе которых, в частности, министерство торговли и МВД США, продвигала инициативы по созданию на Дальнем Востоке особо охраняемых природных территорий, чтобы ограничить рыбный промысел и блокировать добычу газа и нефти на Сахалине и что все это делалось «в интересах иностранных неправительственных компаний и лиц. Также эта НКО финансировала деятельность «Экологической вахты Сахалина»*, которая признана в России иностранным агентом[8]. Таким образом, формально декларируя заботу об охране природы, организация вмешивалась во внутренние дела Российской Федерации, что могло принести ущерб национальной безопасности России в сфере экономики[9].
Активнее стала действовать Генеральная прокуратура. Так, Генеральный прокурор на совещании «О подведении итогов работы органов прокуратуры в первом полугодии 2023 г. и исполнении ранее данных поручений», прошедшем 27 июля 2023 года отметил, что «…Важнейшей задачей прокуроров остается нейтрализация угроз конституционному строю, государственной и общественной безопасности, противодействие экстремизму и терроризму. Объектами особого внимания являлись иностранные и международные организации, подконтрольные правительственным структурам недружественных государств. Ряд из них для достижения своих деструктивных целей использовали российские некоммерческие организации, а также лиц, признанных иностранными агентами»[10].
Отметим, что 31 июля 2023 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся участия российских физических и юридических лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории РФ[11]. В итоге президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[12].
Обратим внимание, что Федеральный закон от 31.07.2023 N 409-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях» закрепляет, что органы публичной власти и (или) организации при проведении мероприятия с участием такой организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре, не имеющей зарегистрированного структурного подразделения – отделения, уведомляют о таком участии Минюст или его территориальный орган не позднее чем за 10 рабочих дней до проведения указанного мероприятия. Информация о проведении такого мероприятия подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
Напомним, что в силу ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Между тем, 3 августа 2023 года Правительством России внесен законопроект № 416441-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[13]. В частности, разработчиками указывается, что проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях установления особого порядка обработки персональных данных отдельных категорий лиц, определяемых Президентом Российской Федерации.
В настоящее время, в эпоху стремительного развития технологий, большинство из которых связаны с обработкой данных (включая искусственный интеллект), в том числе в условиях развития различных государственных программ и проектов, связанных с цифровой трансформацией, сквозными цифровыми технологиями вопрос обеспечения защиты информации об отдельных категориях лиц, содержащихся в информационных системах и (или) базах данных, становится наиболее актуальным. В связи с этим законопроектом предусматривается внесение в ряд федеральных законов изменений, предусматривающих совершенствование норм в области защиты персональных данных отдельной категории лиц, определенной Президентом Российской Федерации, путем создания особого порядка их обработки.
Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению: порядка обработки персональных данных отдельных категорий лиц, в том числе порядка взаимодействия оператора персональных данных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; порядка включения информационных систем персональных данных в реестр информационных систем, на которые распространяются требования проектируемой статьи 13¹ Федерального закона «О персональных данных». При этом установление порядка создания и ведения указанного реестра предполагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Кроме того, законопроектом предусмотрено право уполномоченных федеральных органов исполнительной власти направлять оператору информационных систем персональных данных требование о предоставлении доступа к информационным системам персональных данных, уточнении, извлечении, обезличивании, блокировании, удалении или уничтожении персональных данных, а также восстановлении уточненных, извлеченных, обезличенных или заблокированных персональных данных и дополнении ранее неучтенными персональными данными отдельных категорий лиц.
В настоящее время законодательными и иными нормативными правовыми актами указанные законопроектом нормы не урегулированы. В связи с отсутствием правового регулирования по указанному вопросу анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость внесения соответствующих изменений, не проводился. С учетом необходимости подготовки подзаконных нормативных правовых актов законопроектом предусмотрен отложенный срок вступления его в силу – 1 марта 2024 г.
Реальным примером борьбы с иностранным влиянием стало решение Мосгорсуда. который приговорил Алексея Навального к 19 годам колонии особого режима. Он был признан виновным в создании экстремистского сообщества и реабилитации нацизма. Вместе с Навальным на скамье подсудимых был второй фигурант – технический директор его YouTube-проекта Даниэль Холодный. Ему Мосгорсуд назначил наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии общего режима. Согласно приговору, Навальный был признан виновным по шести статьям – об организации экстремистского сообщества, реабилитации нацизма, создании НКО, посягающей на личность и права граждан, финансировании экстремизма, призывах к экстремизму и вовлечении несовершеннолетних в совершение опасных действий[14].
Подытоживая, можно сказать, что отказ руководства СССР и России от защиты национальных интересов силовыми (включая военно-силовые) средствами нанес огромный ущерб безопасности и развитию страны. Медленное возвращение военной силе того значения, которое оно всегда имело в истории государств, не компенсировалось политическими и дипломатическими инструментами, а силовые – правовые и административные – меры по защите интересов государства потребовали от руководства России существенной политической и правовой переоценки прежней политики. В итоге удалось после 2022 года медленно и не всегда вовремя исправлять эти ошибки, часть которых еще только предстоит исправить.
________________________________________
[1] Ленин В.И. Социализм и война (Отношение РСДРП к войне). Цит. по: Ленин В.И. Великая война. М.- Эксмо, 2024, с.296.
[2] Путин В.В. Обращение В.В. Путина 22 сентября 2022 года/ http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69390.
[3] В 1991 году, например, мною и коллегами была подготовлена специальная работа «Незаконные вооруженные формирования на территории СССР», которая откровенно была проигнорирована как в СССР, так и в России.
[4] См. подробнее: Боброва О, Подберёзкин А., Подберёзкина О.А. Специфика НКО и правовые основы их деятельности // Обозреватедь, 2021, № 8, СС. 17-48.
[5] Суд обязал Д. Трампа разморозить приостановку помощи зарубежным странам /Лайф, 13 февраля 2025 // https://life.ru/p/1727473
[6] Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография.- М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603 с
[7]См.: Подберёзкин А.И., Фатеев М.А., Боброва О.В. Некоторые аспекты взаимодействия органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и применения мер административного принуждения в вопросах зашиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве // Вестник университета прокуратуры Российской Федерации, № 4 (84) 2021, СС. 5–20.// https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=89391384 (дата обращения: 04.08.2023).
[8] По состоянию на 04.08.2023 в перечне таких лиц – 493 лица / https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-01-12-2022.pdf (дата обращения: 04.08.2023).
[9] Ст. 67 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[10] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=89251489 (дата обращения: 04.08.2023).
[11] http://www.kremlin.ru/acts/news/71867 (дата обращения: 04.08.2023).
[12] Федеральный закон принят Государственной Думой 20 июля 2023 года и одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года.
[13] https://sozd.duma.gov.ru/bill/416441-8 (дата обращения: 04.08.2023).
[14] Ведомости, 8 августа 2023 г.//https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/08/04/988586-mosgorsud-prigovoril-navalnogo-k-kolonii?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 04.08.2023).