5 июня в рамках Форума инновационных технологий состоялась Секция «Инвестиционный потенциал экономики России. Механизмы государственной поддержки и источники финансирования предпринимателей». Эксперты остановились на вопросах инвестиций, инноваций, государственной поддержки бизнеса, в частности мерах поддержки малого и среднего бизнеса.
Модератор заседания Гамза Владимир Андреевич, Председатель Комитета ТПП России по финансовым рынкам и кредитным организациям, призвал коллег сосредоточиться на поиске таких решений, чтобы поддержка малого бизнеса стала реальностью российской экономики.
Власова Наталья Юрьевна, Руководитель Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация «МСП», объяснила, что главная задача корпорации в 2018 году – это увеличение количественных и инновационных номенклатурных позиций, увеличение объёмов поддержки со стороны «Корпорации малого и среднего предпринимательства». Основные направления поддержки – это оказание финансовой поддержки, содействие участию в закупках крупных госкомпаний, имущественная и информационно-маркетинговая поддержка.
«Корпорацией «МСП» разработан специальный комплекс финансовых продуктов: независимая гарантия корпорации в объеме 70% от суммы кредита, кредит для быстрорастущих инновационных компаний до 500 млн рублей на срок до 7 лет с процентной ставкой 9,6%, лизинговая поддержка субъектов МСП, механизм реализации инвестиционного лифта.
Алексеев Валерий Андреевич, Руководитель проекта «За честные закупки» Общероссийского общественного движения «Народный фронт», обозначил ряд проблем, связанных с участием субъектов МСП в государственных закупках: до сих пор в процедуре существуют рабочие «серые схемы», которыми охотно продолжают пользоваться недобросовестные участники рынка, антимонопольное законодательство зачастую нарушается представителями бизнеса, стремящимися получить госконтракт, при этом вопрос участия в закупках единственно возможного поставщика никак не отрегулирован. Спикер предлагает разработать основные показатели эффективности для субъекта МСП, получающего в работу государственный заказ, и пересмотреть подход к поддержке разного типа предпринимателей: сегодня одинаковые преференции оказываются предприятиям с годовым оборотом и в миллиард, и в 100 тысяч рублей.
От имени предпринимательского сообщества выступила Фасахова Елена Александровна, Председатель межрегиональной общественной организации «Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг». По словам эксперта, бизнесмены сталкиваются с такими сложностями, как: низкий уровень информированности предпринимателей о доступных способах льготного финансирования в связи с отсутствием прозрачной доступной системы коммуникации с предпринимателями. Кроме того, не разработаны стандарты реструктуризации кредитной задолженности, наблюдается монополизация банковского рынка крупными игроками.
В связи с этим Елена Александровна считает целесообразным: создать автоматизированную информационную систему, где будут объединены не только банки-монополисты, но и другие финансовые институты; внести поправки в действующее законодательство в том, чтобы задолженность, не превышающая более 10 тысяч рублей, не могла быть препятствием к реализации финансовых прав предприятия; развивать не только банковский сектор, но иные финансовые институты; к решению проблемы реструктуризации кредитной задолженности привлечь Центральный банк, который мог бы смягчить требования в отношении кредитных организаций.
Пашаян Валерий Арутович, Заместитель директора по финансам ООО ПКФ «Элвин», уверен: «Льготы и преференции на внутреннем рынке нам не нужны. Важнее стабильные справедливые налоги и равные условия для всех участников рынка без исключения». Проанализировав каждый вид налогов, существующих в российской системе, докладчик пришел к выводу, что ни один из них нельзя назвать стимулирующим развитие экономики: «Социальные налоги, такие нужные и важные, но и самые вредные, когда их платит работодатель. Именно они в первую очередь не позволяют снижать цену на продукцию в период кризиса, убивая потенциал к импортозамещению. Именно эти налоги стимулируют движение в тень. Серая зарплата – это в абсолютной массе случаев вынужденная мера, а не прихоть предпринимателей. Налоговая система должна стимулировать развитие. Существующая система стимулирует лишь уменьшение фонда оплаты труда».
Александрова Ольга Аркадьевна, Заместитель директора ИСЭПН РАН по научной работе, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, напомнила, что главный инвестиционный потенциал – это платежеспособный спрос населения. Но в условиях нестабильной экономической ситуации и отсутствия доверия населения к государству этот потенциал в стране не используется. «Нам необходима политическая демократия, заставляющая власть вести себя добросовестно, а также независимый парламентский контроль. Людям должно быть выгодно платить налоги или инвестировать. Они должны понимать, куда идут их деньги», - подчеркнула спикер.
Иванова Наталья Васильевна, Senior advisor for Fetscherin – Consult AG, Switzerland, Член Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности, обратила внимание коллег на необходимость грамотной упаковки проекта: «К сожалению, у нас очень мало специалистов, которые умели бы правильно помогать предпринимателям упаковывать их продукт и сопровождать сделку. И сами предприниматели этого делать, конечно, тоже не умеют. Однако сегодня наши европейские партнеры, несмотря на санкции, очень хорошо и активно предлагают деньги российским предприятиям. Важно правильно проанализировать проект, предоставить все расчеты и финансовые документы».
Матросов Юрий Владимирович, Руководитель АО Титан Инвест (Сообщество Бизнес Ангелы России), в качестве основной назвал проблему взаимодействия новаторов и государства: «Государственная система выдвигает такие требования к инновационным компаниям, в которых иногда невозможно разобраться. И соответствовать всем критериям тоже не всегда реально».
Стреналюк Вадим Вениаминович, Главный эксперт инновационного развития и новых проектов ГК «Ростех», заявил, что современные тенденции в инновационной сфере – это серьезное развитие передовых производственных технологий, которые кардинально меняют процессы разработки, производства и потребления. И специалистам Корпорации удалось найти новые подходы к организации инновационной диверсификации с тем, чтобы выпускаемая гражданская продукция была инновационная, имела высокую добавленную стоимость. «Нам удалось выйти на рынок компетенций. Не конечных продуктов, а компетенций, которые являются основой для технологий. Продать технологию можно, но компетенция позволяет создавать различные технологии для производства различных продуктов», - пояснил спикер.
О механизмах поддержки внедрения инноваций на объектах Государственной компании «Автодор» рассказал Рюмин Юрий Анатольевич, Начальник отдела технической политики и инновационных технологий Департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Докладчик признал, что контракты жизненного цикла способствуют внедрению инноваций и более качественной работе в целом: «Концессионеры, исполнители долгосрочных инвестиционных соглашений, безусловно, как никто заинтересованы в качестве работ и эффективности тех дорожных проектов, которые они реализуют. Ответственность за результат будет лежать на исполнителе до конца жизненного цикла объекта».
Что касается взаимодействия корпорации с субъектами МСП, в компании используются следующие методы: система одного окна, максимальная цифровизация, чтобы в любом удаленном регионе компания-производитель могла предложить инновационные решения; четкое определение критерия, что считается инновационной продукцией.
Каджемонян Александр Аркадьевич, Эксперт по работе с клиентами АО «Российский экспортный центр», сообщил, что РЭЦ обеспечивает страхование рисков как экспортеров при внешнеэкономической деятельности, так и финансирующих их банков. Также имеется ряд финансовых продуктов: страхование лизинга, факторинга, страхование подтвержденного аккредитива, возмещение затрат на регистрацию товарного знака, на транспортировку продукта, на участие в международных отраслевых мероприятиях. Говоря о нефинансовой поддержке экспорта, спикер отметил, что Центр осуществляет консультационно-информационную поддержку на всех этапах экспортного проекта и при необходимости на определенных этапах сопровождает экспортный проект, занимаясь анализом внешних рынков, международным патентованием, сертификацией, логистическим сопровождением и продвижением на внешние рынки.
В ходе дискуссии эксперты обсудили такие вопросы, как:
Участники Секции «Инвестиционный потенциал экономики России. Механизмы государственной поддержки и источники финансирования предпринимателей» внесли в резолюцию Форума следующие предложения: