Крупнейший столичный оператор "Комстар - Объединенные ТелеСистемы" (КОТ) все-таки получил прямой доступ к корпоративному рынку связи Петербурга: после ряда неудачных попыток взять под свой контроль политику компании "Метроком", в которой ему принадлежит 45 %, он приобрел игрока "Астелит". Последний также работает на рынках Нижнего Новгорода (Поволжье) и Липецка (Центральный регион). Между тем на петербургском рынке все активнее муссируются слухи и о скором появлении здесь еще одной марки "Системы Телеком", которой принадлежит "Комстар", - "Стрим", ориентированной на массового абонента.
"Комстар Объединенные ТелеСистемы" - крупнейший мультисервисный оператор связи столицы. Компания была создана в начале 2004 года на базе трех операторов - "Комстар", "МТУ-Информ" и "Телмос". Их объединяет общий акционер - "Система Телеком", которому также принадлежат активы в таких столичных телекоммуникационных компаниях, как "Голден Лайн", "МТУ-Интел" (в первую очередь известна своим масштабным ADSL-проектом "Стрим"), "Центр Телко". До объединения у компаний "Комстар", "МТУ-Информ" и "Телмос" был, в принципе, схожий бизнес: они активно работали на корпоративном рынке телефонии, дополнительно продвигая в этом же сегменте услуги доступа в Интернет, передачи данных. Сейчас объединенная компания обслуживает около 28 тыс. корпоративных клиентов, располагает крупнейшим ресурсом монтированной номерной емкости и емкости внешних международных Интернет-каналов (более 1 Гбит/с). Одно из дочерний предприятий оператора - ОАО "Московская городская телефонная сеть".
Слухи о приходе "Комстар" в Петербург муссировались давно - еще до слияния ее со своими сестринскими компаниями. Ближайшим претендентом на покупку или слияние называли "ПетерСтар": у компаний в свое время был единый акционер - американская Metromedia, которая в дальнейшем распродала свои активы различным владельцам. Тем не менее, приход "Комстара" в Северную столицу был вопросом времени: так, весной прошлого года КОТ объявила о старте своей региональной программы. Как отмечал на выставке "Связь-экспокомм-2005" гендиректор компании Семен Рабовский, в ближайшие пять лет она намерена потратить $55 млн на освоение новых рынков за пределами Москвы, притом Петербург был назван ключевым регионом (сейчас "Комстар" имеет представительства и зависимые компании в Нижневартовске, Сочи, Тольятти, Саратове).
Старт своего бизнеса в Петербурге "Комстар" связывал с покупкой 45 % акций местного оператора "Метроком", замыкавшего местную тройку лидеров - после "ПетерСтара" и "Голден Телеком" (см. выпуск новостей от 16 сентября 2005 г.). "Петербургский рынок фиксированной связи является вторым по значимости в стране, и мы не можем не присутствовать на нем, поскольку основной стратегией "Комстара" на следующие несколько лет является региональная экспансия. Мы твердо верим в значительный рост рынка современных услуг связи, который ожидается в регионах, и думаем, что начало этому бурному росту будет положено в Петербурге. Мы неоднократно пытались войти на этот рынок и очень рады, что наконец-то нам это удалось", - так комментировало сделку руководство "Системы Телеком" (см. выпуск дайджеста от 20 сентября 2005 г.).
Напомним, что бывшие совладельцы "Метрокома" - дочерняя компания группы "Менатеп" Antel Holdings - давно притормозила развитие своего телеком-бизнеса из-за финансовых проблем (Antel в свое время стал владельцем конгломерата операторов, входящих в ассоциацию "МирТелеКом", включая "Метроком", владельца магистральной сети Петербург-Москва "Раском", сейчас принадлежащего "Голден Телеком", столичного "Макомнет" и т.д.). Однако из-за противостояний с другим акционером "Метрокома" - петербургской администрацией - столичный оператор не смог приступить к активному продвижению на местном рынке. Затративший на этот $23,5 млн "Комстар" встретился с серьезными разногласиями по поводу развития "Метрокома". Из-за этого, в частности, в течение длительного времени КОТ не мог утвердить бизнес-план в Петербурге. В частных разговорах представители компании и учредителя - АФК "Система" - выражали недовольство своим партнером (см., например, выпуск новостей от 31 мая 2006 г.). А недавно появились слухи о возможной продаже этого пакета (см. выпуск дайджеста от 7 июля 2006 г.). Тем не менее "Комтсар" развивал в городе свои проекты, в частности сеть хот-спотов Wi-Fi, spbIT.ru первым обнародовал эту информацию (см. выпуск новостей от 24 мая 2006 г.). Недавно стало известно, что планы оператора включают создание до 50 хот-спотов в Петербурге.
В этом свете приобретение "Астелита" (компания получила контроль над 100 % уставного капитала компании этого ООО) - ожидаемый шаг. Данный оператор работает в нескольких регионах, однако руководство "Комстар" не скрывает, что одной из основных побудительных причин стало присутствие именно в Северной столице. "Нам интересен этот актив прежде всего возможностью получения платежеспособной стабильной клиентской базы в Москве и Петербурге, - говорит Семен Рабовский. - "Астелит" характеризуется высокими показателями ликвидности и финансовой устойчивости для оператора связи среднего масштаба, наличием широкой лицензионной базы и точек присутствия в регионах. Дальнейшее его развитие в составе "Комстар-ОТС" связано с реализацией проектов уровня NGN и расширением пакетов услуг его существующих корпоративных клиентов". Стоимость приобретения не раскрывается, но по оценкам аналитиков она, исходя из официально объявленной суммы выручки, могла составить в районе $8 млн.
ООО "Астелит" было создано в 1992 году при участии оператора Telecom Italia и уже не существующего московского НПО "Астра" (в дальнейшем владельцем пакета с российской стороны стало Министерство госимущества РФ, а затем неназываемая отечественная компания) и специализируется на оказании услуг для корпоративных клиентов. В 2005 году выручка этого оператора по стандартам US GAAP составила $4,4 млн (напомним, что оборот "Комстара" за этот период - $907,6 млн), показатель EBITDA - $1,4 млн. Имеющийся пакет лицензий позволяет компании предоставлять услуги связи на территории 51 региона России, правда, пока он реализован только в трех из них.
В Петербурге "Астелит" появился в 1994 году в качестве филиала московской компании и сейчас предоставляет услуги телефонной связи, доступа в Интернет, аренды каналов и передачи данных (в столице компания также эмитирует в ограниченном количестве карты интернет-доступа). Оператор имеет собственную волоконно-оптическую инфраструктуру связи, охватывающую центральные районы города. Телефонная сеть в Северной столице построена на базе АТС Ericsson MD-110. Также петербургский филиал имеет каналы до основной сети в Москве, которая присоединена к инфраструктуре Telecom Italia. Специфика его работы - существенная часть клиентов - иностранные компании, посольства и представительства. По оценкам петербургских игроков рынка, "Астелит" никогда не был активным игроком, фокусируясь на обслуживании своих существующих "специфичных" клиентов, количество которых было достаточно стабильно - более 100 (хотя компания активно работала и с рядом бизнес-центров города). "Однако имеющаяся лицензионная база позволит новому инвестору активно развивать инфраструктуру оператора и активно продвигать его услуги на более широком рынке. Думаю, что ближайшими шагами в Петербурге станет как раз техническая модернизация и расширение сети "Астелита", включая организацию "последней мили", - отмечает коммерческий директор компании "Объединенные Сети" Дмитрий Петров.
Вторым ожидаемым шагом на петерубргском рынке со стороны "Системы Телеком" является запуск здесь бренда "Стрим", под которым продвигаются услуги широкополосного ADSL-доступа в Интернет. Напомним, что в Москве его владельцем является "МТУ-Интел", и на данный момент это самый успешный пример продвижения широкополосных услуг на российском рынке. Этот сервис был открыт в сентябре 2004 года, за четыре месяца удалось подключить порядка 70 тыс. абонентов, а к концу года цифра составила 102 тыс. На конец 2005 года число стрим-абонентов достигло около 250 тыс. Планы на Петербург были озвучены руководством холдинга на выставке "Связь-экспокомм"2006". При этом называлось несколько путей развития бизнеса, включая самостоятельный выход на рынок или приобретение местных игроков. С технологической точки зрения компания рассматривает вариант фиксированных (ADSL или Ethernet, то есть домашних сетей) или беспроводных услуг ("Стрим" таким образом работает на одном из региональных рынков, основное отличие - предоставляется только услуга доступа в Интернет без дополнительного сервиса "Стрим-ТВ"). Понятно, что второй путь закрыт - эфир Петербурга и так сильно занят. Вариант с ADSL тоже маловероятен: местный телефонный монополист, который сейчас сам активно развивает этот вид услуг, за все время существования открытого рынка связи пустил на свои АТС только одного игрока, который аффилирован с ним. Таким образом, остается путь создания общегородской домашней сети, который скоре всего будет исполнен с помощью приобретения крупных существующих игроков. По слухам, на первом "Система" заготовила для этих целей около $15 млн.
12.07.2006
http://www.spbit.ru/news/n9409/