31 марта 2003
2657

Сергей Адамчик: При обращении с РАО на АЭС существуют отдельные проблемы

С заполнением емкостей для хранения радиоактивных отходов на АЭС дела обстоят более или менее благополучно, но существуют отдельные проблемы, которые требуют от атомных станций более интенсивной работы, сообщил Nuclear.Ru начальник Управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью АЭС Госатомнадзора России Cергей Адамчик, комментируя итоги заседания коллегии ГАНа, состоявшегося на прошлой неделе. Один из вопросов, который рассматривался на коллегии - обеспечение безопасности при обращении с РАО на АЭС. По словам С. Адамчика, за последние годы этот вопрос впервые рассматривался отдельно и детально. Кроме начальника Управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ГАНа на коллегии выступили заместитель технического директора концерна "Росэнергоатом" Н. Давиденко, главный инженер Кольской АЭС В. Омельчук и главный инженер Нововоронежской АЭС В. Жбанников. "На этих станциях проблема обращения с РАО обстоит достаточно сложно, поскольку там решаются вопросы с продлением сроков эксплуатации энергоблоков", - пояснил С. Адамчик. Первоначально спроектированные на этих АЭС хранилища были рассчитаны на определенный срок эксплуатации - 30 лет. Поэтому на коллегии ГАНа обсуждался вопрос, насколько сегодня система хранения и переработки радиоактивных отходов на этих объектах позволяет принимать решение о продлении сроков эксплуатации.

Говоря о нормативном обеспечении безопасности при обращении с РАО на АЭС, Сергей Адамчик отметил, что сегодня существует достаточно много нормативов в этой области, но нормативов ведомственного и межведомственного уровня (санитарного надзора, Госатомнадзора). Он также напомнил, что 7 лет назад был разработан закон, регулирующий отношения при обращении с РАО. Он был рассмотрен Госдумой, но затем отложен, и пока к нему не возвращаются. По мнению С. Адамчика, это связано с тем, что существует много проблем, которые в большей мере касаются не атомной энергетики, а других сфер деятельности, а именно - оборонного комплекса и ядерного топливного цикла. Другая проблема нормативного регулирования связана с тем, что атомные станции и хранилища, которые на них создаются - это система временного хранения. Однако, как отметил С. Адамчик, нормативно не определено, что такое временное хранилище и когда закончится временный срок хранения - через 50, 100 или 200 лет. Поэтому необходимо установить определенные пределы хранения РАО, как временные, так и по объемам. "Если атомные станции временно хранят и накапливают отходы, то должна быть создана система переработки этих отходов и их захоронения или передачи на долговременное хранение", - сказал С. Адамчик. - А поскольку такой схемы сегодня нет, то это создает определенные трудности, как для эксплуатации, так и для решения вопросов последующего снятия с эксплуатации объекта".

С .Адамчик также сообщил, что на коллегии было рассмотрено состояние дел по каждой АЭС: количество накопленных отходов - твердых и жидких, работа "Росэнергоатома" по кондиционированию и уменьшению объемов РАО. При этом он отметил, что предусмотренные проектом объемы заполняются, свободные емкости существуют, и атомные станции в последние годы проводят большую работу по снижению интенсивности накопления РАО, что, безусловно, является положительным фактором. Например, на Белоярской АЭС заполнение хранилищ жидких РАО составляет 66 %, на Балаковской АЭС - 65 %, на Калининской АЭС - 62 %. Однако, как отметил С. Адамчик, существуют отдельные проблемы. Например, на энергоблоке No 1 Калининской АЭС есть хранилище ЖРО, емкость которого заполнена полностью, то есть на 100 %, и надо решать, что с делать дальше: консервировать или перерабатывать РАО. Или, например, на Ленинградской АЭС есть свободные объемы, но возникают проблемы с хранением отработанных ионообменных смол. "То есть, по общим цифрам дела обстоят более или менее благополучно, но существуют отдельные позиции, которые требуют от атомных станций более интенсивной работы", - подчеркнул представитель Госатомнадзора.

Что касается переработки РАО, то первоначальные проекты АЭС не предусматривали каких-либо кардинальных систем или установок. В последнее время "Росэнергоатом" приступил к оснащению атомных станций системами переработки, как твердых, так и жидких РАО. Например, на Балаковской АЭС введен комплекс переработки ЖРО, подобные работы ведутся на Ленинградской АЭС и Кольской АЭС. Однако, по мнению С. Адамчика, "эти работы надо было вести 10-15 лет назад, тогда сейчас ситуация была бы намного проще". Он также сообщил, что с точки зрения самого хранения РАО, за последние годы не было каких-либо нарушений: попаданий в грунт и т.д. Однако, по его словам, объем жидких РАО на АЭС несоизмерим с объемом отходов, например, на ПО "Маяк" (объем ЖРО на АЭС составляет примерно 1 % объема ЖРО на "Маяке"). По мнению С. Адамчика, создание на АЭС системы переработки РАО позволит увеличить объемы и обеспечить более безопасное хранение. АЭС и сегодня перерабатывают РАО теми средствами, которыми они располагают, и по сути дела на всех станциях уже создаются установки по более интенсивной и углубленной переработке РАО. "Это позволит снять остроту проблемы, но вопрос о том, где хранить переработанные РАО все равно нужно будет решать", - подчеркнул С. Адамчик, добавив, что с точки зрения эксплуатации АЭС проблема свободных емкостей для хранения остро не стоит.

По итогам заседания был подготовлен проект решения коллегии Госатомнадзора РФ, который, в частности, касается работы по улучшению действующих нормативов и по введению новых. Как пояснил С. Адамчик, в 2000 г. был утвержден ряд нормативных документов Госатомнадзора, связанных со сбором, переработкой и обеспечением безопасности при обращении с жидкими, твердыми и газообразными РАО на АЭС. Эти документы ступили в действие в 2001 г., и сегодня требуется ряд организационных мер для того, чтобы они эффективно применялись, как системой Госатомнадзора, так российскими АЭС. С. Адамчик также сообщил, что темой одной из запланированных в 2003 г. коллегий станет обращение с ОЯТ и, в частности, со сборками от реакторов РБМК. "Поскольку сегодня экономически нецелесообразно перерабатывать ядерное топливо с РБМК, то на АЭС с реакторами РБМК созданы хранилища, и сегодня решается вопрос по созданию контейнеров для долговременного сухого хранения и вывоза в этих же контейнерах ядерного топлива с АЭС", - сказал С. Адамчик. По его мнению, этот вопрос должен быть решен в течение 4 лет. "Этот метод достаточно эффективный, хотя, наверное, не самый дешевый", - подчеркнул представитель Госатомнадзора.


http://www.energoatom.kiev.ua/ru/arch?_m=pubs&_t=rec&id=8608&fp=1045
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован