Или так, чтобы поднимать экономику, или - распихивать все по карманам" - считает наш земляк, начальник сводно-аналитической инспекции счетной палаты Российской Федерации.
- Сергей Васильевич, сегодня очень много говорят о том, что власть необходимо жестко контролировать.
- Когда съезд народных депутатов упразднил народный контроль, а вслед за этим ушел в небытие и партийный, страна осталась без какого бы то ни было серьезного контролирующего органа. Мы входили в рынок, полагая, что это - система свободно- и саморегулирующаяся, зачем кого-то контролировать? все сами. Но государство, особенно наше, - система сложная. В экономически развитых странах государственные органы пристально следят за экономикой. А что у нас? вот началась приватизация, и сразу же нашлись желающие растащить предприятия буквально на части. И растащили бы, не появись такой независимый контролирующий орган, как счетная палата. Должна, должна быть в доме кошка, чтобы мышки ее боялись, а она их ловила.
- Даже президента страны вы можете контролировать, раз независимы?
- и президента, и его администрацию, и правительство, и государственную думу... Когда в 1993 году счетная палата создавалась, многие сомневались, что президент допустит существование органа, не подотчетного ему. Но, тем не менее, все получилось. Как сегодня распоряжаются бюджетными деньгами и имуществом, как проходит приватизация промышленных гигантов - это вопросы нашей компетенции.
Вот только один пример: бывший председатель госкомимущества альфред кох, когда приватизировали одну из крупнейших нефтяных компаний, взял да изменил условия проведения конкурса. Изменил таким образом, что заранее было известно, кто станет новым собственником компании - честной приватизации не получилось. Государство вместо трех с лишним миллиардов "новых" рублей получило жалкие 145 миллионов, из которых в бюджет попало и вовсе менее ста миллионов.
Мы все эти нарушения закона выявили в результате своих проверок, но все пока закончилось отправкой писем в генеральную прокуратуру. Ждем, какое она примет решение.
- И долго будете ждать? деньги бюджетные "ушли", имущество - тоже. А кох не будет сидеть в тюрьме?
- счетная палата, к сожалению, не наделена полномочиями отменить, например, воровскую приватизацию. По закону мы должны результаты проверок направлять в генпрокуратуру. Если бы у нас было право своим решением возвращать собственность государству, мы бы того же коха давно обязали возместить бюджету растраченные деньги. А из бюджета деньги могли бы пойти на выплату пенсий, зарплат и пособий. Пока же мы забрасываем прокуратуру письмами.
Хотя масштабы "вредительства" некоторых чиновников потрясают: только по итогам пяти проверок счетной палаты можно набрать украденных денег, в сумме составляющих весь (!) федеральный бюджет.
- Счетная палата вот так сидит и ждет, что же там решат в прокуратуре?
- по-моему, все уже давно поняли, что без контроля власть оставлять нельзя. Необходимо формировать систему, при которой наказание было бы неотвратимо для зарвавшегося чиновника, пусть сидящего в самом высоком кресле. Ждать, что эта система как-то сама собой появится и начнет действовать - нельзя.
Пусть полномочия счетной палаты пока не так велики, как хотелось бы, но мы пытаемся, вопреки народной мудрости, прыгать выше головы.
- И удается?
- удается, когда мы идем на неординарные меры. Например, дело компании "Росгосстрах". Наверняка у каждого второго Кузбассовца, как и у большинства россиян, есть полис госстраха. Так вот, счетная палата в ходе проверок обнаружила незаконную приватизацию этой крупнейшей страховой организации.
Но проверкой мы не ограничились. Мы все-таки добились через арбитражные суды, чтобы государству возвратили в собственность эту компанию. Иначе многие россияне, и Кузбассовцы в том числе, пополнили бы ряды обманутых вкладчиков, а из бюджета государства утекло бы полтора миллиарда рублей.
Или возьмем материалы проверки крупнейшего химического комплекса "азот" в череповце. Собственник, во-первых, не выделил инвестиций предприятию как обещал, во-вторых, вследствие этого (отсутствия инвестиций) начались увольнения, перестали платить людям зарплату, и в-третьих, налоги в бюджет, естественно, не отчислялись. Счетная палата просто вынудила (иначе не скажешь) правительство, чтобы через суд "азот" вернули государству.
- Создается впечатление, что в счетной палате работают ярые противники приватизации.
- Мы - не против приватизации, но ведь государственную собственность можно приватизировать по-разному. Или так, чтобы экономика получила импульс к развитию. Или - распихать Госимущество по карманам своим и своих друзей, как зачастую бывает.
Помните, сколько копий было сломано, начиная с 1989 года, в дискуссиях о том, как перестраивать угольную промышленность? в конце восьмидесятых некоторые горячие головы всерьез хотели полной самостоятельности шахт и разрезов, были в состоянии эйфории - рынок же! мало кто тогда задумывался над простыми вопросами: кто будет дотировать предприятия, обновлять устаревшее оборудование?
я еще тогда неоднократно публично заявлял о том, что шахты и разрезы должны входить в систему крупных объединений, концернов. По схеме - от забоя или шахты до электростанций и металлургических комбинатов. Это позволило бы снизить затраты и поддержать шахты нерентабельные, но добывающие ценные марки угля. Словом, не самостоятельное существование, а объединение угольных предприятий. Плюс серьезный государственный контроль.
В прошлом году по инициативе депутата от кузбасса нины александровны останиной госдума поручила счетной палате проверить законность и целесообразность проведенной в области приватизации угольных предприятий. Мы проверку провели и выявили ряд серьезных нарушений. К примеру, необоснованно сокращались рабочие места, в результате - прямой ущерб государству. Сейчас по результатам той проверки работают правительство и прокуратура. Необходимо привлечь виновных, дабы выправить ситуацию в этом секторе экономики кузбасса.
Подчеркну еще раз: вся проблема приватизации в том, кто он, этот новый собственник? как работает? если он управляет неэффективно - есть долги в бюджет, по зарплате, то такого собственника нужно менять. Под обязательным государственным контролем. Иначе, хозяева будут меняться, а ситуация - нет.
- Но если механизм контроля за властью отработан, почему же скандальных дел по приватизации, по управлению собственностью не убавляется?
- да, уже сложилась система контроля - это счетная палата. Но необходимо создавать и систему наказания. Чиновники, предприниматели, банкиры должны понимать - их будут контролировать. Кто проворовался - не откупится, а пойдет под суд. В обществе должны быть законы, перед которыми равны все, в том числе и власть. Без этого страна обречена на самоуничтожение.
Беседовал Николай Осипов.
www.b-mbp.ru
24.08.2009