Президент Владимир Путин освободил Сергея Чемезова от должности главы "Рособоронэкспорта" и назначил гендиректором госкорпорации "Ростехнологии". Своим указом глава государства также определил состав наблюдательного совета последней. Кроме Чемезова в него вошли глава Минрегиона Дмитрий Козак, глава МЭРТ Эльвира Набиуллина, помощник президента Сергей Приходько, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Владислав Путилин, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, директор ФСВТС Михаил Дмитриев, заместитель начальника государственно-правового управления президента России Сергей Комиссаров и глава Минобороны Анатолий Сердюков. Последний возглавил наблюдательный совет корпорации. Таким образом, завершилось ожесточенное противостояние за ключевой промышленный актив РФ, которое длилось последние два года.
Впервые о проекте создания госкорпорации стало известно в конце 2005 года. Его разработку Сергей Чемезов поручил Алексею Алешину. Усилиями заместителя главы ФГУП был составлен вариант законопроекта, направленный на согласование в Правительство. Согласно документу, гендиректором госкорпорации должен был стать Чемезов, а наблюдательный совет бизнес-структуры - возглавить Сергей Иванов. Вице-премьер, занимая аналогичную должность в ОАК, зарекомендовал себя как эффективный лоббист, который, тем не менее, фактически не участвует в управлении компанией. На должность преемника Чемезова стали готовить Алексея Алешина - топ-менеджер досконально знал механизм создания "Ростехнологий" и мог эффективно организовать деятельность ее основного актива.
Тем не менее, проект столкнулся целенаправленным противодействием со стороны целого ряда групп влияния, что несколько изменило первоначальные планы Чемезова.
Противников было четыре. Сначала против "расширения" сферы деятельности госкорпорации выступили экс-премьер-министр Михаил Фрадков и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Однако после осенних перестановок в Правительстве их противодействие было значительно мимнимизировано: Фрадков покинул должность, а Христенко получил в замы представителя Чемезова в лице Дениса Мантурова. Также в Минпромэнерго был "десантирован" близкий к "Рособоронэкспорту" Андрей Дутов.
Третья угроза появилась в процессе прохождения законопроекта через Госдуму. В качестве очередного противника консолидировано выступили комитеты нижней палаты, контролируемые "Единой Россией". Парламентарии потребовали уточнить функции контролирующих органов госкорпорации и сферу ее деятельности. Здесь представителям "Рособоронэкспорта" при поддержке руководства РФ также удалось договориться.
Самым серьезным противником Сергея Чемезова стал новый глава Правительства Виктор Зубков. Так, в октябре на имя премьер-министра гендиректором ФГУП было написано письмо. В документе предлагалось существенно расширить сферу деятельности "Ростехнологий", передав ей функции Федерального агентства по поставкам военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). Последняя структура занимается обеспечением российской армии.
Побороться было за что: в 2007 году план поставок вооружений "Рособоронэкспортом" составит ,5 млрд, сумма же расходов за аналогичный период на закупку, разработку и ремонт вооружений для Минобороны равна ,4 млрд. (по текущему курсу). В целом же госпрограмма вооружения российской армии до 2015 года предусматривает траты в размере 4,93 триллиона рублей (или 2,5 млрд. по текущему курсу). Виктор Зубков согласился на передачу функций Рособоронпоставки госкорпорации, однако взамен премьер-министр стал лоббировать своего зятя Анатолий Сердюкова на пост гендиректора "Ростехнологий".
На прошедшей неделе собрание акционеров Сбербанка избрало Германа Грефа на пост председателя правления.
Само по себе решение неожиданностью не стало. Основная же интрига развернулась вокруг будущей "команды" главы финансовой организации. Дело в том, что опыта управления непосредственно банком у Германа Грефа нет. Данная должность была предоставлена экс-министру в качестве "компенсации" за "уход" из МЭРТ.
Его роль в компании, скорее, имиджевая. Экс-министр будет готовить IPO "Сбербанка" и отвечать за связи госструктурами. Непосредственно управлением станут заниматься его замы. От них во многом будет зависеть успех первичного размещения, и именно за эти должности развернулась ожесточенная борьба между федеральными группами влияния.
Следует отметить, что опыт крупномасштабной реализации собственных акций у "Сбербанка" есть. Так, в марте 2007 г. было завершено SPO (вторичное размещение акций) финансовой организации.
Прошедшему размещению предшествовала ожесточенная борьба между "Сбербанком" и ВТБ за право разместится первым. Ввиду избыточного предложения на фондовых биржах российских акций вообще и финансовых организаций, в частности, спрос на отечественные банки был несколько ограничен. В результате ценные бумаги первого должны были получить премию к рыночной стоимости около млрд.
Обе финансовых организации привлекли значительный административный ресурс для форсирования своего выхода на биржу. ВТБ поддерживали главы Минфина и МЭРТ, в то время как интересы "Сбербанка" лоббировали ЦБ и экс-премьер-министр Михаил Фрадков. Собственно усилиями последнего победу одержала структура Кузьмина.
Однако механизм, который был реализован при размещении, позволил говорить, что "Сбербанк" не стал рассчитывать на внешний спрос.
Условно основную массу акционеров СБ можно разделить на две группы. Именно они обеспечили спрос на ценные бумаги финансовой организации.
Первая группа - это сотрудники "Сбербанка". Эта группа является ключевым элементом проекта повышения внутреннего спроса на акции финансовой организации.
Когда усилиями ВТБ выход на внешний рынок "Сбербанку" был заказан, Андрей Казьмин столкнулся с достаточно неприятной проблемой размещения на российском рынке. Суть ее заключалась в том, что стоимость одной акции в 89 тыс. рублей была неподъемна для большинства "рядовых" граждан РФ, а спрос крупных портфельных инвесторов не мог покрыть всего предложенного объема ценных бумаг, что ставило SPO на грань провала. Провести же сплит (дробление акций) можно было только на собрании акционеров. А, учитывая, что последних несколько тысяч, размещение могло быть отложено на несколько месяцев.
В результате, Казьмин осуществил проект выкупа акций собственными сотрудниками.
На минувшей неделе Казахстан пообещал предоставить 17 млн т. добываемой в стране нефти для заполнения нефтепровода Бургас - Александруполис.
Таким образом, получило продолжение противостояние за энергоносители Каспия. Эта борьба началась еще в середине 1990-х годов, однако РФ в этом процессе до последнего времени занимала позицию стороннего наблюдателя.
Большинство трубопроводных проектов в Восточной Европе в той или иной степени зависят от нефтегазовых месторождений Казахстана и Туркмении. Не стала исключением и Россия.
На данный момент готовятся три инфраструктурных проекта, которые рассчитывают на нефть Средней Азии.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин направил следствию ходатайство об освобождении замминистра финансов РФ Сергея Сторчака из-под стражи.
"Дело Сторчака" первоначально рассматривалось как эффективное средство для ослабления позиций двух федеральных групп влияния. Прежде всего, непосредственного начальника задержанного Алексея Кудрина. В последнее время министр финансов существенно укрепил свои позиции. Ему удалось избавиться от конкурента в лице Германа Грефа, несколько расширить функции собственного ведомства, провести своего зама Татьяну Голикову на пост главы Минздравсоцразвития. Наконец, Кудрин в качестве вице-премьером стал курировать весь "экономический блок" Правительства.
Значительное усиление министра финансов вызвало раздражение, прежде всего, у "силовой" группы влияния, которая в последнее время тесно взаимодействует со Следственным комитетом Генпрокуратуры. Последний, кстати, и стал основным инициатором уголовного дела в отношении подчиненного Кудрина.
Второй удар в рамках "дела Сторчака" пришелся по бизнес-структурам Сергея Чемезова. Гендиректор "Ростехнологий" аффилирован со вторым фигурантом дела главой совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Вадимом Волоковым.
РАО "ЕЭС" заключило договор купли-продажи акций ОАО "Силовые машины" с компанией Алексея Мордашова Highstat Ltd. За пакет РАО объемом 25% плюс 1 акция Мордашов заплатил 486 млн. долларов.
Борьба за "Силовые машины" идет давно. Интерес к компании не случаен. Она производит турбины и генераторы для электростанций и имеет долю в 37% на рынке энергомашиностроения. Согласно инвестиционной программе РАО "ЕЭС России" на развитие электроэнергетической инфраструктуры будет направленно 3,1 трлн рублей. Эти средства и получил покупатель "Силовых машин".
www.ancentr.ru
02.12.2007