Суммарные потери в 2005 году превысили 1,37 трлн. рублей, что составляет более 6,3% ВВП Российской Федерации. В 2005 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Более четверти погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Всего за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек.
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. О путях решения этой проблемы мы говорили с депутатом Государственной Думы РФ Сергеем Иннокентьевичем Дубровиным.
- Сергей Иннокентьевич, "дорожная проблема" в России находится в стадии постоянного решения, но никак не найдет своего окончания. Возможно ли разрешить эту проблему, что об этом думают в Госдуме?
- "Дорожная проблема" - это не проклятие России. Это способ для определенных кругов зарабатывают деньги. Судите сами: ежегодно выделяются из Федерального бюджета немалые средства, а проблема создания сети дорог, адекватных потребностям России, по-прежнему остается нерешенной. И это относится не только к дотационным субъектам Российской Федерации. Сегодня актуальным направлением повышения безопасности дорожного движения является существенное повышение требовательности к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту дорог и дорожных сооружений, установке технических средств регулирования, дорожных знаков и контроля дорожного движения, а также современное, полное подконтрольное финансирование этих работ. В 2005 году контрольные проверки хода строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог выявили более 38 тыс. нарушений порядка и правил производства работ. Необходимо усиление ответственности за соблюдение указанных порядка и правил.
О значении современных дорог говорит только один факт: строительство системы скоростных дорог в США ускорило социально-экономическое развитие страны, привело к росту производительности труда в американской экономике на 25%, сократило время в пути на междугородных маршрутах на 20-45%. Безопасность этой системы скоростных дорог обеспечивает экономию от сокращения ДТП в 17 млрд. долларов ежегодно.
Правительству РФ необходимо понять и притворить в жизнь то чему в развитых странах придается особое значение: организации дорожного движения а крупных городах. Для его оптимизации нужен ряд мер и главное это разработка, широкое обсуждение, принятие и выполнение генерального плана города, ориентированного на значительный срок в 15-20 лет; зонирование территории с различными ограничениями движения транспорта; развитие общественного пассажирского транспорта; развитие уличной дорожной сети.
В странах Европы, начиная с 70-х, а в США с 60-х годов, приняты национальные программы создания сети внеуличных скоростных городских магистралей, являющихся продолжением пригородных магистралей. Такая сеть дорог, обладающая высокой (практически неограниченной) пропускной способностью, вытягивает на себя до 80 % городского движения. Создание внеуличной сети городских дорог требует времени и средств, но альтернативы в решении транспортной проблемы города ей нет. Простое наращивание протяженности и пропускной способности уличной дорожной сети - путь, несмотря на колоссальные затраты, увы тупиковый.
Решая проблему транспортных "пробок" Иркутска, необходимо в первую очередь создать систему объездного кольца и запроектировать второе кольцо со строительством через 10-15 лет (с учетом возрастания транспорта количественно). Для связи с близлежащими городами и поселками нужна система скоростного (и не только автомобильного) транспорта. Для жителей Ангарска и Шелехова, в рамках грядущей агломерации, а для зоны туризма и отдыха в Листвянке - это должно быть сделано в ближайшие 5 лет. Перспектива - выход скоростного транспорта на Усть-Орду и Качуг.
- Сергей Иннокентьевич, решая проблему дорожного движения в стране, мы пытаемся создать что-то свое. Правильно ли это?
- Свое безусловно должно быть, но необходимо изучать и внедрять то, что уже получило признание в мире. Об этом и многом другом говорилось в ходе проведения последнего круглого стола "О совершенствовании нормативно-правового регулирования дорожного движения", организованного депутатами Госдумы. Начинать нужно ратифицировать международных правовых актов, регулирующих отдельные сферы дорожного движения. пакет европейских правовых актов принятый на Европейской конференции министров транспорта 5 июня 2002 г. Это - ключевые рекомендации по безопасности дорожного движения: резолюции - об обучении водителей; о ремнях безопасности; о мерах, требуемых для улучшения дорожного движения в ночное время; о мерах улучшения неотложной помощи в дорожном движении, об употреблении спиртных напитков как факторе в дорожных происшествиях; о вождении в погодных условиях плохой видимости; о распространении информации по дорожной безопасности и др.
Эти рекомендации обязательны для стран ЕС, они должны быть в безусловном порядке отражены в национальном законодательстве. Если же государства, входящие в ЕС, их не исполняют, на них налагаются достаточно большие штрафы. Законы о дорожном движении, в которых регулируются и вопросы обеспечения его безопасности, действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине, Эстонии. В Германии отдельно действует, кроме основного закона - "О безопасности дорожного движения", - "Закон о нарушениях правил дорожного движения", Кодекс положений о допуске к дорожному движению (он регулирует вопросы, касающиеся водителя и транспортных средств). Система дорожных штрафов изложена в достаточно объемном Каталоге штрафов. Определенный интерес представляет нормативно-правовая система в сфере безопасности дорожного движения Франции. Главенствующими документами здесь являются Правила дорожного движения (5 томов), Правила содержания и технического обслуживания автодорог, ведомственная инструкция по дорожным знакам и сигналам и Уголовный кодекс. В пяти томах французских Правил дорожного движения, которые подразделяются на законодательную и регламентирующие части, содержится комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением. Основной акцент в зарубежном законодательстве делается на материальную ответственность нарушителей дорожного движения. Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.
В большинстве государств законодательно приравнивают вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения к управлению автомобилем в пьяном виде (Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, США, Украина, Финляндия. Франция). Характерно, что тюремное заключение за вождение автомобиля в пьяном виде предусмотрено в Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими, - закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов.
-Мы подошли к самому главному: к изменению нормативно-правового регулирования дорожного в России. Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативные акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по организации дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация. Проекты нормативно-правовых актов по организации дорожного движения разрабатываются в Минтрансе России, в МВД России, в других министерствах и ведомствах, учреждениях, природоохранных, медицинских, образовательных и общественных организациях, юридическими и физическими лицами, связанными с производством, эксплуатацией, техническим обслуживанием транспортных средств и дорожной инфраструктурой, с подготовкой водителей.
- Вы правы. И практика нормативно-правового регулирования дорожного движения показывает, что разработка документов во многом осуществляется не систематизировано, слабо координируется на основе единых принципов, поэтому нормативная база в целом ряде случаев содержит внутренние противоречия. Положения актов, разрабатываемых различными субъектами обеспечения дорожного движения, дублируют друг друга, в них имеется много правовых пробелов.
Дублирование задач различных структур власти происходит не только в нормативно-правовых актах, но и в практике исполнения контрольных и надзорных функций. В контроле дорожного движения участвуют МВД России, Ространснадзор: Ростехнадзор во взаимодействии с Ростехрегулированием, специализированные ведомственные службы - автоинспекции Минобороны России и внутренних войск МВД России, службы безопасности движения автотранспортных предприятий, фирм и т.п. Практически идентичны задачи, функции, нормативная база и процессуальная деятельность Госавтоинспекции и Ростехнадзора. Различия касаются лишь объектов контроля при параллельной юрисдикции в отношении водителей и должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов и другой специальной техники. Не менее запутаны процедуры реализации других функций в сфере дорожного движения. Так, согласно действующему законодательству, экологические параметры технических средств могут контролироваться сотрудниками МВД, Минприроды, Минтранса, Ростехнадзора. В результате задача полноценно не выполняется ни одним из указанных органов. Федеральное законодательство, регулирующие вопросы работы пассажирского транспорта общего пользования, не отражает произошедших изменений в этой сфере деятельности. До сих пор не определены полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию деятельности частных перевозчиков. Минтрансом России подготовлен законопроект, определяющий основные правила транспортного обслуживания населения на регулярных маршрутах и соответствующие полномочия местных органов власти. Сегодня он обсуждается и в Иркутске.
Актуальным является также вопрос о внесении поправок в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части оформления ДТП с небольшим ущербом, так как после совершения ДТП транспортные средства нельзя перемешать с места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Это служит одной из причин возникновения "пробок". В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение. В настоящий момент назрела необходимость пересмотра всей нормативно-правовой базы в области дорожного движения. Необходимо принятие нового закона - "О дорожном движении", который бы регулировал совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения не только людей, но и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, требования и стандарты к качеству дорог, их инфраструктуре, дорожному сервису.
- Хочется отметить и то, что сфера безопасности дорожного движения на федеральном уровне регулируется 14 федеральными законами, 9 указами Президента России, 35 постановлениями Правительства Российской Федерации. Основополагающими из них являются: Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"; Закон Российской Федерации "О милиции"; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,; Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; Правила дорожного движения Российской Федерации. Анализ перечисленных правовых актов показывает, что их названия не всегда соответствуют содержанию. Документы между собой слабо согласованы, а предусмотренная в них ответственность для нарушителей Правил дорожного движения неадекватна опасности последствий для жизни и здоровья людей.
- Согласен. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до 20 км/час влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1/2 минимального размера оплаты труда, то есть 50 рублей. Для сравнения: на дорогах Франции за превышение лимита скорости на 5 км/час накладывается штраф в сумме 135 евро.
Другой пример - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1/2 минимального размера оплаты труда. А такое же нарушение на дорогах Японии оценивается в 420 долл. США, на дорогах Великобритании - 920 долл., а за проезд без остановки знака "Стоп" в Израиле лишают водительских прав пожизненно. Проекты нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения разрабатываются не только в МВД России. В этой работе участвуют и другие министерства и ведомства, аналогично разработке нормативных актов по организации дорожного движения. Оценка содержания, распределения и сочетания функций, реальных взаимоотношений, сложившихся между различными ведомствами, не позволяет считать связи между ними эффективно обеспечивающими безопасность дорожного движения. Просматривается стремление разнородных учреждений, привлекаемых в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов нормативно-правовых актов, тех или иных мероприятий, решать лишь те задачи, которые в наибольшей мере отвечают их ведомственным потребностям.
- А низкое качество нормативно-правовых документов, особенно главы 12 КоАП "Административные правонарушения в области дорожного движения", Правил дорожного движения, и недобросовестное исполнение своих обязанностей сотрудниками контролирующих органов, несовершенство правового механизма в сфере принуждения исполнения наказания привели к крайне низкой культуре поведения на дорогах всех участников дорожного движения. Не кажется ли Вам, Сергей Иннокентьевич, что должно быть особое внимание уделено образованию и просвещению всех участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
- Сегодня просто необходимо принятие мер по повышению уровня информированности водителей и всего населения России. Важное значение имеет также совершенствование системы подготовки водителей с повышением учебно-методического и технического оснащения автошкол, рост квалификации преподавательского состава. Необходимо совершенствование нормативной базы в области доступа к управлению техническими средствами, применяемыми для перевозки пассажиров. Следует пересмотреть программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автобусов в части существенного увеличения часов практического обучения вождению и ужесточения контроля над прохождением стажировки по месту работы. Повышение требований к уровню обучения водителей является тенденцией, характерной для развитых стран. Согласно выводам экспертов ФРГ, наибольшее количество ДТП среднестатистический водитель совершает в первый год своего вождения. Следующий пик приходится на период между тремя и пятью годами после получения водительского удостоверения. Далее, примерно до 10 лет, вероятность попасть в аварию ощутимо снижается. По истечении 10 лет большинство водителей-немцев, практически ежедневно находящихся за рулем, становятся участниками ДТП лишь в единичных случаях. Оценка приведенных показателей свидетельствует о том, что водители-первогодки попадают в аварии по своей неопытности, а те, кто преодолел трехлетний рубеж водительского стажа, - из-за самоуверенности.
В марте 2005 г. в ФРГ появилась специальная федеральная программа под названием "Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей". Она предусматривает добровольное вступление на новые курсы заканчивающих автошколу молодых водителей и выдачу им не постоянных, а временных ("пробных") водительских удостоверений с установлением испытательного срока не менее года. Молодые водители продолжают обучение, посещая теоретические и практические занятия, а также семинары по повышению водительской квалификации, один из которых является зачетным. Регулярное и активное участие в "обычных" семинарах дает право на досрочное получение постоянного водительского удостоверения без сдачи зачета.
- Да, система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных проишествий. А кроме этого необходимо обеспечить выполнение требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части проведения предрейсовых медицинских осмотров. Требуется определение порядка проведения обязательных медицинских освидетельствований и перечня медицинских противопоказаний, при которых запрещается управление транспортными средствами. Еще одна проблема о которой необходимо повторить: это неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Со своей стороны хочу поднять и еще одну проблему: техническое состояние транспортных средств. Сегодня оно не соответствует современным требованиям. В конструкцию автобусов зачастую вносятся несанкционированные изменения, резко снижающие уровень безопасности пассажиров. В технических средствах, эксплуатируемых на внутренних перевозках, не используются объективные средства контроля (тахографы, спутниковые системы) за режимом труда и отдыха водителей, соблюдением ими скоростных ограничений. Низкое качество топлива, используемого транспортными средствами в России и их техническое несовершенство приводят к значительному загрязнению окружающей среды. Уровень экологического ущерба оценивается в масштабах страны суммой в 100 млрд. рублей ежегодно. В настоящее время в США и ЕС действуют стандарты на автомобильное топливо, соответствующие стандартам Евро-4.
В России только 30 октября 2006 года введен стандарт Евро-2 для вновь выпускаемых или ввозимых автомобилей. Вся старая автотехника использует старые сорта топлива. Переход на Евро-4 предполагается с 1 января 2010 года. Да и уровень систем обеспечения безопасности, производимых в Российской федерации, недостаточен.
- Сергей Иннокентьевич, мы подняли с Вами все основные проблемы, мешающие развитию российского транспортного движения. Что предполагают сделать для их решения?
- Депутаты Госдумы с учетом мнения органов власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций транспортного комплекса обеспечить доработку при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации". Правительство РФ должно: Разработать концепцию законодательства в сфере дорожного движения как систему законодательных и подзаконных актов, основанной на едином терминологическом подходе и направленной на обеспечение эффективного и безопасного функционирования дорожно-транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в процессе дорожного движения; Ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу проектов федерального законов об общих принципах транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации"; Рассмотреть вопрос о целесообразности внесении поправок в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части оформления ДТП с небольшим ущербом. А главное опираясь на эти законы бюджеты всех уровней, и в первую очередь федеральный, должны быть направлены в полной мере на решение "дорожной" проблемы России. Как еще в советские годы сказал поэт Евгений Евтушенко, надо "объявить пятилетку дорог".
dubrovin.irk.ru
30.01.2007