Российская армия - опора нынешнего Российского государства или один из многих, и, к сожалению, несовершенных институтов власти? Снова остро встает вопрос: какой должна быть современная Российской армия? Улучшит ли ее контрактная система, искоренится ли "дедовщина"? Есть ли необходимость призывать в армию поголовно всех юношей?
Об этом и многом другом мы говорили с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, капитаном запаса С.И. Дубровиным.
Выдающий российский военный реформатор генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин в 1874 году писал, что для успешного проведения действительно реформаторских преобразований в армии в качестве обязательных необходимы три условия: во первых, наличие средств и, прежде всего, финансовых, ведь реформы - дело дорогостоящее; во-вторых, желание и воля правительства выделять необходимые для развития армии и флота средства; и в-третьих, безусловная поддержка армии в обществе, причем общество должно осознавать необходимость армии.
- Вы уверены, что эти условия в современной России есть?
- Пусть с натяжкой, но, думаю, что можно сказать - да, такие условия есть. Вот уже три года Государственная Дума увеличивает бюджет Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, Россия, впервые за последние 15 лет, реально переходит от слов к делу: повышается зарплата военнослужащих, строится жилье, воинские части получают новое вооружение и обмундирование, бензин, продукты питания в нужном количестве. Летчики снова летают, а не мечтают о полетах в учебных классах.
Я считаю, что, не вмешиваясь в секретные, чисто военные траты, Государственная Дума должна открыто утверждать социальные статьи бюджета Вооруженных Сил: на увеличение зарплаты генералам, офицерам, сержантам и солдатам (контрактникам), пенсий военным пенсионерам, утверждать отчисления на медицинское обслуживание и на строительство жилья для военнослужащих. Стратегических секретов такая гласность не раскроет, а вот авторитета российским военнослужащим прибавит, как и желания служить в армии, быть профессиональным военным.
Если бы моральный дух нашей Армии зависел только от уровня заработной платы! В настоящее время военные пенсионеры весьма обеспеченные люди по сравнению с другими слоями нашего населения. Но ставить их в один ряд по патриотизму, по верности Родине с нищими калеками Великой Отечественной войны в тех же пятидесятых-шестидесятых годах ХХ века, было бы откровенной натяжкой.
Выступая перед депутатами Государственной Думы на "Правительственном часе", в феврале прошлого года министр обороны С.Б. Иванов говорил о недостатках в воинских частях, назвал возможные пути их искоренения. Это его работа. Но и мы не должны быть сторонними наблюдателями: что общество воспитает в молодых людях до 18 лет, то станет их опорой при службе в армии. Воспитание начинается с семьи. Одно дело, когда отец рассказывает сыну об увлекательных похождениях в самоволке, другое - о преодолении трудностей армейской службы, о своих победах и воинском долге, покажет воинские значки, а может быть и правительственные награды . В школе учитель истории может заученно протараторить нечто о военных победах России, а может увлеченно поговорить с классом, как тихоновский герой из фильма "Доживем до понедельника".
Роль учителя, а особенно учителя истории, незаменима в процессе воспитания. Этих людей мы должны постоянно поддерживать, учить, давать им возможность развиваться. Не случайно Бисмарк после победы под Седаном сказал, что в той "победе главная заслуга учителей". Можно добавить - простых школьных учителей, сумевших воспитать в каждом солдате любовь к Родине и готовность самопожертвования ради нее.
Считаю, что преподаватель военной подготовки в школе по уровню заработной платы должен быть приравнен к заместителю директора, да и обязанности его должны быть расширены. Поколение молодых людей 60-х - 70-х годов воспитывали военруки, прошедшие Великую Отечественную войну. Они не всегда были интеллигентны, как учителя тех лет, но военное дело знали, любили Родину, и все это передавали своим ученикам.
Сегодня военруков готовят в ВУЗах. И это правильно. Но учиться там должны парни, прошедшие воинскую службу и показавшие себя там не кичливыми "дедами", а старослужащими, имеющими организаторский и воспитательский талант. Они должны передать старшеклассникам свой опыт, подготовить к тяготам похода, дать навыки выживания в полевых условиях, научить владеть оружием. Кроме всего этого современный военрук должен уметь спеть под гитару хорошую песню, так рассказать у костра о прочитанной им книге, чтобы его ученики пошли за ней в библиотеку. Он должен быть лидером, завоевывать души ребят. Такой учитель сможет повести за собой ребят, увлечь их военно-спортивными играми. Кстати, военно-спортивные игры "Зарница" и "Орлёнок" не прекращались на большинстве территорий нашей области. И время доказало, что это правильно. Здесь наши ребятишки получают навыки допризывной подготовки, улучшают свои показатели в спорте.
Немаловажно и то, как мы проводим призывника в Армию. Проводы не должны быть очередным поводом для пьянки всей семьей и с друзьями, с обязательной дракой после застолья. Проводы на службу в Армию - это праздник вхождения юноши во взрослую жизнь. И он должен быть обставлен соответственно.
На призывном пункте за организацию свободного времени до середины 80-х годов прошлого столетия отвечал комсомол. Устраивали для призывников концерты, лекции, спортивные соревнования. При отправлении эшелонов дарили подарки. Сегодня этого нет. А надо бы возродить. Бывая на областном призывном пункте, я вижу - "это ребятам надо".
- В очередной раз в России сокращен срок обязательной службы. Теперь он почти условный. За один год можно на хорошем уровне освоить воинскую специальность. Но когда же служить?
- Да, в связи с уменьшением срока службы в Армии и на Флоте, на первый план выходит подготовка к ней. Подготовить допризывника - это не только дать ему военную специальность, но закалить его духовно и физически.
Помню, как укрепилась и расцвела система ДОСААФ ( предшественник РОСТО ) в 70-ые - 80-ые годы. Со всей области призывники приезжали в Иркутск, жили в специальных общежитиях, получали армейские и флотские специальности. Как в армии, у них были командиры подразделений. Из среды курсантов уже тогда выделялись парни, которые затем, уже в Армии, становились сержантами. За ходом службы своих выпускников следили преподаватели, получали отзывы из частей, и редко когда отрицательные.
Учебные заведения, РОСТО в допризывной работе должны объединять Военные комиссариаты. Не красивые цифры о весеннем и осеннем призыве должны быть у них главной задачей. Оценкой работы военкомата должна стать подготовленность ребят к службе в армии.
- Вы полагаете, что сокращение срока службы сократит количество неуставных взаимоотношений, поскольку они происходят с первогодками, не готовыми к службе? Что изменение системы подготовки уменьшит число пострадавших от "дедовщины"?
- Для того, чтобы не творилось беззаконие нужен постоянный и действенный контроль за поведением военнослужащих. Да, сегодня есть офицеры призванные решать эти задачи, военная прокуратура, военные священники, наконец. Но, ликвидировав в 90-е годы институт политработников в Армии и на Флоте, военное руководство взамен ничего путного не придумало и не дало. Нынешние заместители командиров войсковых частей по воспитательной работе присутствуют на службе с 9.00 до 18. 00. Они не живут в казармах, а лишь изредка туда наведываются.
Я говорю о большинстве. К счастью, знаком и с теми, для кого служба - их судьба. И относятся они к ней соответственно. Но это, по большому счету, исключения, лишь подчеркивающие истинное положение дел.
Отношение к прокуратуре в обществе, и к военной прокуратуре в частности, недоверчивое. С открытой душой туда обращаются редко. Один из солдат - жертв дедовщины - выразил, наверное, мнение большинства, когда на вопрос: "Почему за защитой он не обратился к военному прокурору?", ответил: "Но ведь прокурор защищает государство, значит моих военных начальников, а не меня, и помощи я не получу".
Вот так, человек не ассоциирует себя с государством, а государственные институты - со своими защитниками. Да и редкий солдат обратится за помощью к воинскому начальнику с большими звездами на погонах. К своему лейтенанту - да. Но тот, в большинстве случаев, тоже в казарме до 18.00.
- Но в Армии появились священники? По крайней мере, их демонстрируют в СМИ.
- Военные священники сегодня есть не во всех военных частях и чаще всего исполняют функции духовников, а не защитников. К тому же Армия многоконфессиональна. Поэтому контроль за ее внутренним состоянием, кроме названных неразвитых, но призванных исполнять эти функции, органов власти, должны нести советы солдатских матерей, журналисты, знающие проблемы, а не обращающиеся к ним от случая к случаю, депутаты и местные органы власти.
Воинское общество не должно быть замкнутым само в себе: любая замкнутая структура непонятна, она держится на своих тайных положениях и понятиях, скрытых от граждан страны. А мы должны жить в России не "по понятиям", а по законам.
Нынешние руководители поднаторели на общих фразах, на призывах жить честно и праведно. При этом, как ни правят законодательство последние 15 лет, оно, мягко говоря, не вполне стимулирует жизнь по законам и "без понятий".
- Что же все-таки государство в лице его руководства должно сделать для соблюдения законов в Армии?
- Считаю, что в должностные обязанности заместителей глав по социальной работе от района до области включительно должны быть записаны положения о поддержке допризывной подготовки и взаимодействии с воинскими подразделениями на своей территории. Шефство над воинскими частями, расположенными на подведомственной территории, должно перестать быть формальным. Радости и трудности надо делить поровну, тогда и ситуация в воинских частях изменится к лучшему.
Они должны возродить традицию оказания помощи, поддержки и уважения родителям, чьи ребята ушли на службу. Не надо ничего выдумывать, надо просто вспомнить, как раньше помогали в ремонте жилья, в доставке дров, наконец, просто поздравляли с праздниками. Руководителей предприятий, из которых ребята ушли на службу в Армию, профсоюзные комитеты нужно обязать интересоваться: как идёт служба у их парней, заботиться о них.
Пребывание депутата или руководителя района, города в казармах не должно быть чем-то непонятным для военнослужащих, не должно проводиться "для галочки". Их там должны знать, иметь возможность обратиться за помощью или за советом. Всю эту работу надо начинать сегодня, пока еще не вступили в права, подготовляемые в военных институтах военные воспитатели.
Мне могут возразить: какой умный, а сам что сделал?..
- Может быть, в более деликатной форме, но вы угадали общий смысл моего следующего вопроса. Так все же?
- Я всегда уважал и уважаю людей в погонах. Знаю, что помощь им сегодня завтра вернется сторицей. Мы вместе боролись с всеобщим развалом и охаиванием Армии. Вместе отстаивали существование Поста N 1, не дали умереть "Зарнице", совместно проводили традиционное шествие по улицам Иркутска в День Победы.
Сегодня я шефствую над ракетным полком под Иркутском, над летной воинской частью, оказываю возможную поддержку другим воинским частям Иркутского гарнизона. Мой депутатский статус помогает ставить назревшие вопросы и в Министерстве обороны: по выделению средств на ремонт помещений, о повышении заработной платы, о решении проблем военных пенсионеров, о переводе в гражданские поселения военных городков.
Надеюсь, если мы оказываем помощь военнослужащим здесь, на Иркутской земле, то где-то в другом городе России помогут нашим землякам, служащим в Армии. Если каждый из депутатов Государственной Думы возьмёт шефство над войсковой частью, а ведь кроме них ещё тысячи депутатов региональных Законодательных Собраний, то они помогут исправить ситуацию в лучшую сторону.
Мы, совместно с Департаментом образования Иркутской области, продолжаем убеждать Министерство Обороны, что у нас в регионе нет необходимости создавать отдельные центры профессиональной подготовки для получения солдатами и сержантами послевоинской профессии. Мы готовы предоставить для этого систему ПТУ, и по области она распределена хорошо, оборудованием и кадрами обеспечена.
- 18 лет - уже не детство, но по неформальному мнению нашего времени - еще и не вполне молодость. Забота о таких защитниках Отечества необходима. Но не превратит ли она служащих юношей и саму нашу Армию в подобие пионерских лагерей? Не потому ли так актуальна проблема контрактников?
- Депутаты Госдумы на встречах с Министром обороны ставят перед ним и подобные проблемы. Главная из них - занятость солдат, их обучение военному делу. Известно, что во время учений и манёвров резко снижается нарушение военной дисциплины - ведь солдаты, сержанты, офицеры делом заняты - учатся воевать, а это для них интересно и увлекательно.
Я не думаю, что контрактная армия решит все вопросы. Всегда российская армия была сильна связью со всем народом. Хотя во мнениях россиян сегодня наблюдается паритет между приверженцами сохранения всеобщей воинской обязанности (46%) и перевода армии на контракт (47%). И если создание контрактной армии поставлено во главу решения проблемы обороноспособности России, то считаю, что необходимо срочно быстрыми темпами провести ее перевооружение на новые образцы техники; решать социальные проблемы военнослужащих не на бумаге, а реально; изменить в соответствии с нынешними условиями подготовку офицеров в военных училищах.
Для меня до сих пор на сердце рана от того, что многие заслуженные, орденоносные, прославленные дивизии после распада СССР остались за рубежом. В том числе и наша Краснознаменная, Гвардейская мотострелковая Иркутско-Пинская орденов Ленина, Октябрьской революции, трижды Краснознаменная, ордена Суворова дивизия имени Верховного Совета РСФСР - " жемчужина Красной Армии", как ее называли.
Для молодых людей многое значит, где служить - в обычной части или в воинской части, имеющей славные боевые традиции. Это хороший и воспитательный, и моральный стимул. Теперь, уже в зарубежных странах, эти дивизии получают новые наименования, расформировываются. Думаю, стоит Правительству России вернуть боевые знамена этих частей на Родину и вручить их лучшим российским дивизиям. Почетно молодому человеку служить в "Стальной" или "Железной" гвардейской орденоносной дивизии, с почетными наименованиями от освобожденных городов, да и историческая традиция возродится.
Мне представляется, необходимо, хотя бы на переходный период, вернуться и к традициям Российской армии по формированию и наименованию полков по местности (например, Иркутский полк формируется в Иркутской области и называется Иркутским, а службу, естественно, может нести в любой части России). Для искоренения "дедовщины" немаловажным будет то, что призываются и демобилизуются ребята в одну местность.
Понятно, что все нынешние "перекосы" в Армии происходят от элементарного бескультурья. То, что мы дичаем, понятно всем. Но как-то не бросается в глаза, что наше правительство озабочено возрождением, если не национальной, то, ходя бы, кастовой культуры военных и учителей. Трудно отрицать, что большинство из наших знакомых офицеров по своей культуре ничем не отличаются от своих солдат. Откуда быть уважительным отношениям между военнослужащими?
В своём выступлении перед депутатами Государственной Думы Министр обороны С.Б. Иванов отметил, что "не только среди младших, но и старших и даже высших офицеров зачастую встречаются те, кто не может похвастаться ни качествами настоящего военного профессионала, ни высокой общей культурой и нравственной чистотой." В решении проблемы воспитания, приобщения к высокой культуре, подъему нравственности должно помочь гражданское общество: предоставив для военных бесплатно театры, музеи, библиотеки, хотя бы раз в месяц.
Это, вместе с возвратом к практике целенаправленной подготовки офицеров-воспитателей ротного и батальонного звена, изменением системы поощрения и наказания офицеров в зависимости от истинного положения в части поможет в искоренении неуставных отношений. Министр заверил и в изменении порядка подготовки и несения службы сержантами, в частности, об ускорении их перевода на контрактную службу.
В частности он сказал: "Я твердо уверен в том, что в нашей стране есть силы, которые не ставят перед собой цель нажить сомнительный политический капитал на существующих армейских проблемах, а искренне заинтересованы в их решении". Я согласен с министром, и считаю, что таких людей все-таки большинство.
Итак, возвращаясь к словам Д.А.Милютина, я могу сказать, что реформаторские преобразования в российской армии сегодня имеют твердую опору в первом условии - наличии финансовых средств. Укрепляя желание и волю правительства в необходимости выделения этих средств, группа депутатов Государственной Думы, среди которых бывшие министры обороны Николай Ковалев и Игорь Родионов, предложили законопроект о законодательном закреплении финансирования военных расходов государства на уровне 3,5 % ВВП. Они убеждены, что "при существующей и прогнозируемой на обозримую перспективу конъюнктуре на мировом рынке цен на нефть и газ и накоплений в Стабилизационном фонде российская экономика может эффективно развиваться при выделении на обеспечение обороны и безопасности государства такой суммы".
- Теперь, наверное, самая сложная проблема - есть ли осознание обществом необходимости в Армии? На первый взгляд, вроде всем все ясно. Но даже наш разговор доказывает, что успокаиваться рано. Кроме уже сказанного, нужно чаще и глубже информировать общество об армейской жизни.
- К сожалению, сегодня СМИ обращают внимание общества к проблемам нашей Армии только тогда, когда там происходят негативные явления. Безусловно, с негативом надо бороться всем обществом. Но и о повседневной жизни Армии, о положительных ее делах информация обществу тоже нужна. Это сделает более понятными для юноши, пришедшего на службу, законы армейской жизни. Не надо "глянцевать" армейскую службу, но и "страшилку" из нее делать не стоит.
Статьи в газетах и журналах, книги о воинской службе, кинофильмы не должны, как зачастую это представлено сегодня, быть пособиями по "дедовщине". Зато каждый молодой человек должен знать, что идти на службу он должен физически и морально подготовленным.
Вспоминаю свое детство - как много книг об Армии и Флоте издавалось тогда для каждого возраста! Армию учили уважать, а не бояться. Затем, потихоньку, под лозунгом "борьбы с милитаризацией общества", заявлениями типа "нам не от кого защищаться", военно-патриотическая работа была сведена на "нет". Само слово "патриот" в 90-е годы было чуть ли не ругательным. Считаю, что общая деградация российского общества в конце 80-х - 90-х годов сыграла злую шутку и с самой Армией, и с отношением к ней в обществе. Вышло, по словам Виктора Гюго: "Общество ненавидит две категории граждан - тех, кто на него нападает, и тех, кто его защищает".
Наша задача - исправить эту ситуацию. Армия - это часть нашего общества. Исцеляя общество, мы меняем его отношение к своей Армии, помогаем ей развиваться, а значит, совершенствоваться.
Недавно вышла в свет книга нашего земляка Валерия Хайрюзова "Воздушный меч России", рассказывающая о российской дальней авиации. Без помпезности, спокойным тоном и хорошим языком автор повествует о истории воинских частей, рассказывает о людях - героях и простых "воздушных работниках войны", о наших современниках, с честью выполняющих приказы Родины. Молодому поколению нужны герои - для того, чтобы было на кого равняться, "жизнь делать с кого". Прочитав эту книгу, я уверен, они их найдут.
Предыдущую книгу В.Н.Хайрюзова "Без меня здесь пусто" мы распространяли по всем школам, институтам и библиотекам на территории 84-го избирательного округа Иркутской области. И не по одному экземпляру. На встрече с автором ребята подходили к нему и спрашивали: "Где сегодня можно выучиться на летчика?" Как сказал Валерий Николаевич - "впервые за последние десять лет". Перелом в сознании в нашу пользу пошел. В отличие от сентября 2005 г. уже две трети россиян, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, полагают, что российская армия способна защитить страну от любого агрессора. Одновременно сократилась с 33% до 27% доля тех, кто сомневается в высокой обороноспособности нашей страны. Эти изменения мы должны поддерживать и развивать, создавая своего российского героя и в труде и в борьбе.
Государственная Дума Российской Федерации принимает сегодня закон об установлении дня воинской славы России - День Героев Отечества. В этот день - 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России до 1917 года широко и торжественно отмечался День Георгиевских кавалеров, когда чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий - от фельдмаршалов до рядовых солдат, матросов и казаков. Так традиция веков возрождается в нашей жизни, объединяя всю воинскую историю России.
Я благодарен редакции, что она поставила вопрос о состоянии Российской Армии. Сегодня именно носители духовности - писатели должны занять передовую линию борьбы за наши вооруженные силы. Их слово должно дойти до каждого гражданина, быть ему понятным и востребованным. Не напрасно были сказаны горячие слова писателей в борьбе с бездуховностью, с охаиванием России, в защиту и за сохранение озера Байкал.
Умирая и завещая престол своему сыну Николаю, император Александр III сказал:" Помни: у России нет друзей, ее единственные друзья - это ее армия и флот".
История многократно доказала правильность этих слов. И нам тоже необходимо поддерживать и развивать эту дружбу.
Опубликовано: Журнал писателей России. Сибирь. N 1 2007 год.
dubrovin.irk.ru
19.04.2007