Экономические преобразования в России и Монголии, в частности реформы в железнодорожной отрасли, хорошая основа для активного развития международного сотрудничества наших стран. Внимание к совместным российско-монгольским и монгольско-российским предприятиям нам представляется очень показательным. Именно деятельность совместных предприятий является убедительным доказательством полезности совместных усилий и важнейшей формой проявления реального партнерства.
Как любое новое направление деятельности, совместные предприятия возникают не сразу, надо пройти очень непростой путь организации и становления, найти себя на товарном рынке и обеспечить рентабельную работу. Сегодня в Монголии создано и работает более 400 различных совместных предприятий. Значительная их часть сориентирована на экономические контакты с регионами России и Сибирью, в частности.
Хотелось бы отметить последовательность усилий в этой сфере, развиваемых генконсульством Монголии в г. Иркутске, которое, начиная с 2003 года, собирает руководство и представителей студенчества вузов и активизирует внимание на важнейших вопросах международного сотрудничества:
- в 2004 году на базе Иркутского государственного технического университета прошла научно-практическая конференция "Наш вклад в решение актуальных вопросов развития Монголии";
- в 2005 году на базе Иркутского государственного университета - "Россия и Монголия: современное состояние и перспективы развития сотрудничества";
- в 2006 году на базе Байкальского государственного университета экономики и права - "Экономическое сотрудничество России и Монголии: проблемы и пути их решения".
В этом году встреча прошла в Иркутском государственном университете путей сообщения под названием "Российско-монгольские совместные предприятия: вчера, сегодня и завтра".
Не посчитайте меня рекламистом! Но мы явно можем наблюдать тенденцию к конкретизации международного сотрудничества. Совместные предприятия были вчера, есть сегодня и будут завтра!
Задачи высшей школы в этих процессах всегда связаны с подготовкой кадров. Иркутский государственный университет показывает эффективные формы сотрудничества с Улан-Баторской железной дорогой.
ИрГУПСом за 12 лет сотрудничества подготовлено для УБЖД 120 специалистов. Многие из них вышли в структуры современного бизнеса в Монголии, что, кстати, совпадает и с идеями ОАО "РЖД": железная дорога должна активно завязаться с экономикой региона, войти в реальные экономические отношения структур бизнеса. В связи с этим, существенно возросло и число специальностей в университете, который готовит сейчас специалистов для различных сфер деятельности. Думается, в этом плане был смысл поработать над расширением форм международного сотрудничества, может быть и в такой, когда ИрГУПС и другие вузы будут готовить наших выпускников для работы в Монголии по контрактам. Конечно, это потребует некоторой корректировки учебных планов, усиления подготовки по иностранным языкам и т.д. Но это представляется выполнимым. Существуют и другие, как мне кажется, новые формы и направления международного сотрудничества, которые могли бы быть поддержаны в нашем регионе.
В работе конференции приняло участие около 80 человек, сделано 20 докладов, среди которых большой интерес вызвали доклады ректора ИрГУПС, профессора Хоменко А.П., зам. генерального директора совместного предприятия "Эрденет", д.экон.н. Б. Дашням.
О важности рассмотрения поднятых вопросов говорит и тот факт, что в его работе принял участие и выступил с приветствием наш депутат ГосДумы РФ С.И. Дубровин. Кстати, буквально через два дня итоги нашей конференции Сергей Иннокентьевич доложил на заседании межпарламентской группы Россия-Монголия в Улан-Баторе и наши предложения об активизации работы в энергетической сфере Монголии и улучшении преподавания русского языка вошли в итоговый документ парламентариев двух стран.
По результатам работы конференции было принято решение об издании научного сборника материалов. Можно с уверенностью утверждать, что сотрудничество состоялось и будет развиваться.
Проректор ИрГУПС С.В. Елисеев
Опубликовано в газете "Байкальские Вести"
dubrovin.irk.ru
29.05.2007