08 декабря 2008
5445

Сергей Комков: Духовный пастырь эпохи российской бездуховности

90-е годы стали переломными не только в политической, но и в духовной жизни граждан России. Конец эпохи СССР означал собой не только окончание безраздельного господства марксистско-ленинской идеологии, но и крушение всех нравственных идеалов, навеянных той эпохой. Переход от партийно-административной номенклатурной системы к демократии западного образца стал для России настолько болезненным, что большая часть населения страны, сразу после того, как прошло опьянение первыми успехами ельцинской "демократизации", впало в нравственную кому. Но эта кома очень быстро сменилась агрессивной депрессией, и простые граждане России начали бросаться из одной крайности в другую, пытаясь найти свое место в этом изменившемся мире. Очень быстро все основные сдерживающие нравственные барьеры были сломаны и, так же как в 1917 году прозвучала команда: "Грабь награбленное". Только теперь этот грабеж происходил на двух уровнях. Основную часть государственной собственности между собой начали активно делить приближенные к власти проходимцы. А то, что оставалось внизу начали активно делить различного рода преступные элементы. Фактически оказались полностью попранными все общечеловеческие нравственные законы. Свою зловещую роль в этом процессе сыграли и прибывшие в Россию в огромном количестве иностранные (в первую очередь - американские) советники и консультанты. Которые вместе со своим эгоцентрическим прагматизмом завезли в Россию совершенно чуждые для нашего народа идеалы и убеждения. Многие из этих "советников" даже не скрывали своих истинных целей - окончательно уничтожить духовный и нравственный потенциал России, сломить её дух и заставить полностью следовать в фарватере западной политики. Все это полностью соответствовало духу и букве Директивы Совета национальной безопасности США N 20/1 от 18 августа 1948 года и принятому Конгрессом США в 1987 году "Русскому проекту". Главной задачей и того, и другого документа являлись полное и окончательное уничтожение России как самостоятельной мировой державы. И российское правительство, возглавляемое тогда группой, так называемых, "младореформаторов", оказалось полностью под влиянием своих заокеанских наставников. Следом за политическими и экономическими "советниками" в настежь распахнутые российские двери хлынули и различного рода политические мошенники и "духовные" пророки. Причем, не только с Запада, но и с Востока. Именно в это время на всех уровнях и во всех средствах массовой информации начинается пропаганда новых религиозных течений и формаций, не только не имеющих никакого отношения к традиционной российской культуре и нравственности, но и вообще находящихся в полном противоречии с нашими национальными традициями.

Так после своей поездки в страны Юго-Восточной Азии тогдашний вице-премьер Олег Лобов завез в Россию слепого японского "проповедника" Сёку Асахару, который с легкой руки новоявленных представителей российской власти с утра до ночи зомбировал население нашей страны. Ему были предоставлены неограниченные возможности на ведущих телеканалах. Под его секту были сданы самые престижные помещения в центре Москвы, и даже несколько зданий детских садов. Через некоторое время вообще выяснилось, что данный "проповедник" - опасный криминальный преступник. Но это никого из представителей тогдашней российской власти, по большому счету, не волновало, так многие из них сами были не в ладу с законом.

Кроме зарубежных "проповедников" в России, как грибы после четвергового дождичка, начали произрастать свои собственный "оракулы" и "целители", активно затуманивающие мозги простому российскому обывателю.

Резкому падению уровня нравственности способствовала и перестройка всей воспитательной системы в российской школе. Покончив с наследием коммунистического прошлого и запретив в школах деятельность любых политизированных детских организаций, руководство страны ничего взамен не предложило. Школа превратилась в унылое, скучное заведение, лишенное каких-либо возможностей оказывать воздействие на формирование нравственности подрастающего поколения. И этот духовный вакуум очень быстро дал о себе знать. Уже в середине 90-х годов Россия получила всплеск давно забытого явления - детской беспризорности. Десятки и сотни тысяч неприкаянных, брошенных на произвол судьбы детей заполнили собой дворы, вокзалы и улицы городов и поселков. Казалось, еще немного - и волна эта полностью накроет и похоронит под собой Россию.

Именно в такие периоды развития общества особую роль приобретают духовные наставники и лидеры, способные дать народу осознание своей роли в истории. Но, самое главное, именно в такую пору рождаются будущие великие исторические личности.

Алексей Михайлович Ридигер оказался на Московском патриаршем престоле отнюдь не случайно, как это пытаются сегодня утверждать некоторые ангажированные западные "историки". Он прошел большой и многотрудный жизненный путь от мальчишки, прислуживающего батюшке в алтаре, до руководителя одной из самых непростых епархий.

Только сегодня, с высоты понимания весьма сложной политической ситуации, складывавшейся все годы существования Прибалтики в составе СССР, можно понять, насколько непростой была духовная миссия архиепископа Эстонского и Таллинского Алексея Ридигера. Фактически это была сложнейшая миссионерская работа по сохранению традиций православия в условиях враждебного окружения. И эта сложнейшая духовная деятельность закалила будущего духовного наставника всей России.

7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви Алексей Ридигер был избран Патриархом Московским и Всея Руси, а 10 июня 1990 года вступил на патриарший престол под именем Алексия Второго.

В самый трудный для России переломный период этот человек принял на себя земное бремя духовного окормления людей, потерявших жизненные ориентиры, разуверившихся во всем и во вся, отчаявшихся найти на этой Земле свое место и свой путь.

Сегодня многие критики деятельности Алексия Второго укоряют его в попытках найти общий язык с властью. Но он никогда с этой властью не заигрывал. Благодаря ему Русская Православная Церковь обрела, наконец-то, свое подобающее место в общественной жизни государства Российского. Сегодня мало кто может себе представить, каково это было в условиях засилья американской прагматической идеологии, пронизавшей насквозь все властные институты, повернуть эту самую власть к собственной культуре и к собственной истории. Но Алексей Ридигер это сделал.

Уже в 90-е годы начался активный процесс возврата церкви утраченных в годы советской власти духовных ценностей: монастырей и храмов. А вместе с ними начался и процесс возврата простого русского народа к своим исконно традиционно русским ценностям. И в первую очередь, это коснулось подрастающего поколения россиян.

С благословения Святейшего именно в 90-е годы, в период разгула экономического, политического и криминального беспредела, в России были возрождены православные школы, гимназии, лицеи. Только в Москве их появилось более 10. Учредителем многих из них стал Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, во главе с его долгим бессменным руководителем (ныне - архимандритом) отцом Иоанном (Экономцевым). Появилась прекрасная традиция проведения ежегодных Рождественских образовательных чтений, на которых порой доставалось не только своим иереям, но и руководителям министерства образования. Уже в конце 90-х годов Русская Православная Церковь, по благословению Алексия Второго, начала борьбу за введение в школах курса "Основы православной культуры".

Этот предмет, созданный как целостный культурологический курс, должен был хотя бы минимально компенсировать духовный и нравственный вакуум, возникший в школе в пореформенный период. Но эта абсолютна здравая и взвешенная позиция неожиданно натолкнулась на дикое сопротивление со стороны чиновников от образования разного уровня. И мудрость патриарха состояла в том, что он спокойно, без каких-либо резких революционных заявлений продолжил работу с руководством страны по внедрению столь важного предмета в стенах школы.

Не осталась без его внимания и проблема воскресного образования подрастающего поколения. Практически при всех храмах и монастырях были открыты воскресные школы, в которых на добровольно основе преподавались основы православной веры. По всей России зазвучали церковные колокола, на зов которых теперь собирались не только старики, но и молодежь. По благословению Святейшего уже на рубеже 20 и 21-го веков появилось значительное количество молодежных православных клубов и объединений. Причем, они поставили перед собой задачу не только знакомство молодежи с православием, но и приобщение её к изучению славной российской истории.

История нашей страны долгое время различными политическими и общественными деятелями толковалась по-разному. И особенности её толкования были связаны с тем, что практически все 20-е столетие наш народ жил, разделенным на два враждебных друг другу лагеря. Все это явилось следствием трагических событий начала 20-го века. Эта незаживающая рана передавалась из поколения в поколение и не позволяла, наконец-то, преодолеть последствия тех страшных трагических событий.

Русская Православная Церковь первой протянула руку дружбы своим соотечественникам за рубежом. И именно Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй явился инициатором объединения двух русских православных церквей: РПЦ и РПЦЗ. В 2007 году произошло историческое событие: подписание договора между этими ветвями Русской Православной Церкви о каноническом общении. Почти вековой вражде между русскими людьми, разделенными в свое время по политически соображениям, был положен конец.

История все рано или поздно обязательно расставляет на места. Так произойдет и с определением роли в ней, несомненно, великой личности - Алексия Ридигера, который взял на себя непомерную ношу духовного попечительства над людьми, почти потерявшими веру в свои собственные силы в эпоху великого перелома.

И это ему воздастся сторицей и там - на Небесах, и здесь - на Земле.

08 декабря 2008 г.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован