Эксклюзив
24 февраля 2009
6670

Сергей Комков: Гора как всегда родит мышь

Огромная бесформенная гора, которую у нас в России почему-то называют правительством, готовится к очередным родам. И как всегда в результате этой экстренной операции на свет появится очередная мышь.

По просочившейся в СМИ информации, экспертный совет при правительственной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, разработала доклад, фактически ставящий, как заявляют журналисты, жирный крест на всех реформах в системе российского образования. И это весьма символично, так как одной из ключевых фигур в российском руководстве, причастных к разработке и внедрению "реформ" в системе отечественного образования является как раз Игорь Шувалов. В соответствии с выводами его экспертного совета, в период обострения экономического кризиса нужно максимально задержать молодежь за партой, не дав им возможности пополнить уже в этом году армию безработных. Которая, кстати, в России растет как на дрожжах не по дням, а по часам. Цифры сегодняшней безработицы ужасают не только политиков, но и всех здравомыслящих граждан нашего государства. Правда, как всегда руководство страны пытается картину несколько приукрасить. Так министр социального развития и здравоохранения Татьяна Голикова утешает депутатов Государственной Думы, заявляя, что уровень безработицы не превысит в 2009-м году цифру в 2 миллиона человек. А в это же самое время формально подчиненное ей руководство Роструда грустно констатирует факт, что в России уже сегодня около 6 миллионов человек не имеют работы. И ситуация будет усугубляться день ото дня.

Но не стоит вдаваться в подробности разночтений и разноголосицы между чиновниками. Так бывало в России всегда. Здесь уже на протяжении многих десятилетий существует официальная статистика, которая значительно расходится с реальным положением дел. Меня, как эксперта в области образования и науки, волнуют явления несколько иного порядка.

На протяжении последних 10 лет в нашей стране активно проводилась, так называемая, "реформа образования". Но даже совершенно тупому было очевидно, что рано или поздно данная "реформа" приведет к трагедии общенационального масштаба. И эта трагедия, похоже, наступила.

В 2003 году Россия подписала конвенцию о вхождении в Болонский процесс. Само по себе желание вписаться в мировое образовательное пространство заслуживает уважения. Но наши чиновники никогда и ничего не умели делать грамотно. Поэтому из всего Болонского процесса руководителями российского правительства был взят лишь один параметр - двухуровневая система обучения: бакалавр-магистр. Видимо, именно данный параметр они посчитали определяющим главную суть "Болонской системы". При этом за скобками оказалось самое главное - согласование стандартов и критериев высшего профессионального образования, без которого фактически невозможно существование единого образовательного пространства. Однако в погоне за внешним эффектом наши "реформаторы" решили одномоментно поменять всю систему подготовки специалистов в системе высшей школы. Причем переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию не был обязательным условием при подписании Болонского Соглашения. Ибо, данное Соглашение предусматривает сохранение в странах-подписантах традиционной, сложившейся на протяжении многих десятилетий и уже полностью оправдавшей себя системы высшего профессионального образования.

Но кое-кому очень уж хочется встать в стойку послушника перед Европой и Америкой, выказав тем самым свою полную политическую лояльность. Даже вопреки собственным национальным интересам государства, которое они представляют.

И вот, не имея ни разработанных программ, ни стандартов, министерство образования и науки поспешило перевести все российские вузы на двухуровневую систему. И это в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса. Хотя еще несколько лет назад мы активно предупреждали, что выброс на рынок труда армии совершенно не подготовленных к новым условиям бакалавров станет настоящей социальной трагедией. Ибо, в условиях резкого обострения конкурентной борьбы все эти птенцы "Болонской системы" моментально превратятся в дополнительную армию безработных.

Сегодня резкое осознание надвигающейся социальной катастрофы моментально подвигло разработчиков этой самой "реформы образования" к пересмотру своих позиций. Именно поэтому шуваловский экспертный совет сделал вдруг "великое открытие" - предложил на период экономического кризиса приостановить внедрение "Болонской системы" и вернуться к пятилетнему обучению в высшей школе по программе "специалист".

Аналогичная ситуация сложилась и с другой "новацией", введенной руководством министерства образования и науки в плане проведения "реформы": ЕГЭ.

Совершенно очевидно, что в процессе углубления экономического кризиса и роста тотальной безработицы необходимо как можно большее число молодежи посадить на студенческую скамью и дать возможность получать полноценное профессиональное образование. Тем самым появляется возможность резко снизить уровень социального накала в молодежной среде. Но министр образования Андрей Фурсенко, уже не первый год одолеваемый зудом реформаторства, почему-то решил, наоборот, при помощи ЕГЭ поставить дополнительные барьеры для поступления выпускников школ в высшие профессиональные учебные заведения. Более того, в соответствии с Положением о проведении итоговой аттестации за курс средней школы в 2009-м году предусматривается, что все, кто получит на двух обязательных ЕГЭ (русский язык и математика) двойки, вообще будут лишены документа о полном среднем образовании. И, таким образом, - возможности поступать на обучение в вузы и техникумы. А это означает, что в самый пик экономического кризиса более ста тысяч выпускников средних школ будут выброшены на улицу с "волчьим билетом". Что моментально превратит их в неуправляемую криминальную массу.

Слава Богу, что шуваловские эксперты прозрели и здесь. По их заключению предлагается всем получившим в процессе итоговой школьной аттестации "неуды", все-таки разрешить обучаться дальше хотя бы на платной основе. Спасибо и за это. Но данное решение не устраняет главной причины всех наших провалов последних лет - самого ЕГЭ.

Практика показала, что ЕГЭ не может одновременно выполнять функцию итоговой аттестации за курс средней школы и вступительных экзаменов в вузы. И вообще тестовая форма оценки знаний не способна выполнять каких- либо самостоятельных функций. Кроме функции выкачивания денег из бюджета и карманов родителей. Об абсурдности ЕГЭ не один год говорят ведущие эксперты страны. Но, видимо, уже изначально министерские "реформаторы" настолько глубоко запустили руки в карман государства и выудили оттуда такое количество денег, что отвечать теперь за это не хочется никому. А речь идет, ни много ни мало, - о сотнях миллионов долларов.

И все-таки, с ЕГЭ придется покончить. Потому что совершенно нелогичным является создание дополнительных барьеров при поступлении в высшие профессиональные учебные заведения для выпускников средней школы в условиях обостряющегося экономического кризиса. И России, скорее всего, придется в данной ситуации прибегнуть к Сорбонской системе. То есть принимать на первые курсы вузов всех желающих без вступительных экзаменов с последующей селекцией после первого и второго учебных семестров. Но для этого, что совершенно очевидно, придется увеличить количество бюджетных мест процентов на 15-20. И разработать действенную систему образовательных кредитов. Ибо, те, кто будут не в состоянии подтвердить свой высокий уровень подготовки после первого-второго семестров, должны будут перейти на обучение в платном режиме. Но плата должна быть вполне доступной и разумной, не выходящей за пределы возможного.

Таким образом, складывается впечатление, что для российского правительства настал момент истины. И сегодня, вольно или не вольно, придется констатировать факт ошибочности всех реформ в системе образования и науки. Но чиновники признавать свои ошибки не любят. Поэтому, скорее всего, как обычно будет сделана хорошая мина при плохой игре. И на свет появится некое решение, которое объявят панацеей от всех бед. Уже сегодня в рекомендациях экспертного совета фигурирует цифра в 21 миллиард рублей, необходимых для осуществления антикризисных мер в системе образования. И это означает, что гора, как всегда, родит мышь. Потому что эти 21 миллиард рублей в пересчете только на общее количество студентов (7 миллионов человек) дает всего суммарно 3 тысячи рублей на человека. То есть, менее 100 долларов. При подобном подходе можно говорить разве лишь о некоторой косметической лакировке.

На самом деле, для того чтобы стабилизировать систему образования, необходимо принятие целого комплекса мер.

В первую очередь, пора раз и навсегда покончить с губительными для России "реформами" в сфере образования и науки. Необходимо остановить процесс превращения российских студентов в тупых "болонок" и продолжить обучение в вузах на основе отечественных разработок в области высшего профессионального образования.

Во-вторых, нужно срочно освободить российскую школу от абсурда ЕГЭ, не просто разрушающего отечественную систему образования, но и создающую условия для опасной социальной напряженности среди российской молодежи.

И, наконец, в-третьих, необходимо срочно вернуть в страну, так называемый, Стабилизационный фонд, который был "загнан" российскими "реформаторами" из правительства в американские финансовые корпорации и половина которого просто исчезла в связи с разразившимся экономическим кризисом. Эти пока еще сохранившиеся деньги нужно вложить действительно в Фонд Будущих Поколений. То есть, в систему образования и науки. Ибо, уровень сегодняшнего финансирования образования в 3,5% ВВП никогда и ни при каких условиях не сможет обеспечить России выход из кризиса и достижения передовых рубежей в развитии инновационных технологий.

И пора, наконец-то, запомнить одну непреложную истину: если гора постоянно рождает только мышей и стоит непреодолимой преградой на пути прогресса, то к её подножию рано или поздно приходят взрывники.


Сергей Комков - академик РАЕН, доктор философских наук, профессор

24.02.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован