Эксклюзив
03 февраля 2009
6791

Сергей Комков: Российский кризис - дело рукотворное

Выступление на слушаниях в Общественной палате РФ 29.01.2009 г.


Сегодня для многих российских экспертов совершенно очевидно, что взаимосвязь между мировым экономическим кризисом и кризисом, набирающим обороты в России, весьма опосредована. Российский экономический кризис имеет свои специфические особенности.

К ним относятся следующие факторы:
Отсутствие стратегии развития государства на протяжении более 20 лет;
Активный вывод капиталов из России, начавшийся в процессе приватизации госсобственности и продолжающийся по настоящее время;
Вывод за пределы страны государственного профицита, возникшего за счет высоких цен на энергоносители, и размещение Стабилизационного фонда в ценных бумагах американских финансовых пирамид;

Полное отсутствие государственных мер протекционизма по развитию среднего класса в стране.

Фактически, все это способствовало тому, что, наряду с чисто экономическими факторами, при развитии кризисной ситуации в стране большую роль сыграли факторы социально-политического характера.

Для всех экспертов совершенно очевиден тот факт, что винить во всех сегодняшних бедах самих граждан России - дело абсолютно безнадежное. Ибо, население страны является не субъектом, а объектом политики. Поэтому главными причинами любого социального кризиса являются системные просчеты правящей политической элиты.

В связи с этим, посмотрим, какие же системные просчеты допустила российская правящая элита за последние 8-10 лет.

Одним из главных просчетов явилась совершенно перекошенная социальная политика в отношении среднего класса. Вместо того, чтобы создать все необходимые условия для развития этого слоя населения, государство сделало все возможное для снижения общественного потенциала среднего класса.

В свою очередь, важнейшим параметром формирования среднего класса является доступность и качественность всех видов образования: от начального до высшего профессионального. И вот именно здесь мы получили полный системный провал.

Начиная с середины 90-х годов, российская система образования вступила в стадию медленной уверенной деградации. В первую очередь это было связано с разработкой и началом внедрения, так называемой, программы "модернизации российского образования".

Сегодня мало, кто вспоминает о том, что вся программа "модернизации" была разработана при непосредственном участии американских "советников" на базе Высшей Школы Экономики, созданной в 1992-м году на специальный грант Всемирного Банка. Именно там разрабатывались меры по переводу российской системы образования с классической фундаментальной основы на прикладные рельсы. Именно в рамках программы "модернизации" российского образования начался губительный процесс реструктуризации сельской школы, который, фактически, привел к полному уничтожению общего среднего образования на селе и привел к полному обезлюживанию огромных жизненных пространств России.

Но серьезнее всего "модернизация" прошлась по системе профессионального образования.

В процессе приватизации государственной собственности большая часть профессионально-технических училищ (ПТУ) была ликвидирована, так как они оказались "непрофильными активами", и новые собственники предприятий поспешили от них избавиться. Государство же не пожелало принять на себя заботу о сохранении ПТУ и не разработало соответствующих законодательных и экономических механизмов. Все это привело к резкому перекосу в системе профессионального образования, к ориентации всех выпускников средней школы в основном на высшее профессиональное образование. Поэтому именно во второй половине 90-х годов в России появилось огромное множество негосударственных вузов.

Одновременно с этим, все последние годы при небольшом абсолютном приросте мы наблюдали процесс значительного сокращения расходов на систему образования в относительном варианте к ВВП. Сегодня Россия занимает одно из последних мест среди развитых и развивающихся стран по расходам на нужды образования. Мы тратим на развитие образования не более 3,5% ВВП. В то время как страны Европы расходуют на образование от 7 до 8% своего ВВП, США - 11% ВВП, Китай - 12% ВВП, Япония - 14% ВВП, Финляндия - 16,4% ВВП, а Южная Корея - 23-25% ВВП. Это является свидетельством того, что, не смотря на все заверения российской правящей элиты, сфера образования так и не стала в нашей стране приоритетной.

Ситуация значительно усугубляется совершенно диким и бездумным "реформированием" системы образования все прошедшие годы. Бесконечное "реформирование" привело к тому, что сегодня система стала практически неуправляемой. Но, самое страшное заключается в том, что система образования перестала работать на качественное формирование среднего класса. Сегодня большая часть представителей среднего класса фактически отсечена от возможности получения полноценного профессионального образования. Ситуация значительно усугубится в 2009 году после введения нового порядка итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и зачисления в вузы на основании единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В текущем году, который будет самым сложным периодом развития кризиса в России, мы можем ожидать массовых молодежных выступлений. Более 100 тысяч выпускников могут остаться без аттестата об окончании средней школы и будут выброшены на улицу с "волчьими билетами", пополнив собой армию деклассированных безработных. К ним присоединится еще более половины всех выпускников, не сумевших поступить на обучение в вузы из-за четырех ступенчатого барьера, созданного министерством образования и науки. И это может стать настоящей национальной трагедией.

В годы "Великой депрессии" в США Франклин Делано Рузвельт предпринял ряд действенных мер по спасению страны от неминуемого хаоса. Одной из таких мер было расширение числа бесплатных мест в профессиональных училищах, колледжах и университетах. Понимая, что в условиях экономического кризиса у правительства нет возможности предоставить молодежи рабочие места, он предпочел дать возможность всей желающей молодежи получить профессиональное образование за счет средств бюджета. И это позволило избежать серьезных социально-политических последствий.

Похоже, что нынешнее руководство России решило идти другим путем. И это может привести к тому, что кризис экономический неминуемо перерастет в кризис социально-политический.

Какие же реальные выходы есть из сегодняшней ситуации?

Первое: необходимо немедленно объявить мораторий на все "реформы" в системе образования в целом и в системе профессионального образования, в частности.

Второе: срочно вернуть в Россию пока еще сохранившиеся в целости средства Стабилизационного фонда и вложить эти деньги в финансирование системы образовании.

Третье: воссоздать за бюджетный счет систему среднего профессионально-технического образования и восстановить уничтоженные ПТУ.

Четвертое: пока еще не поздно, перестроить систему работы министерства экономического развития и министерства образования и науки России с целью создания целостной системы прогнозирования и пропорционального развития российского рынка труда.

Предотвратить надвигающийся вслед за экономическим социально-политический кризис нам, конечно, уже не удастся. Но, только выполнение этих условий может позволить России несколько смягчить тяжелейшие последствия разразившегося экономического кризиса. Попробовать побороться с последствиями кризиса можно лишь исправив те самые системные ошибки, которые были допущены правящей российской элитой за прошедшие 10-15 лет.

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН,

03.02.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован