Он не верит в драконов и рыцарей. Век нынче не романтический. Гораздо легче представить, как космические корабли бороздят просторы чужих галактик. Или как человек по имени Антон Городецкий лепит из сумрачной силы огненные шары и швыряет их в вампира. И еще проще представить, что дело происходит в заброшенной парикмахерской в Свиблове. Наш город большой, но дикий, здесь все может случиться. В вероятность подобного хода событий зрители могли поверить, когда на экраны вышел первый фантастический фильм `Ночной дозор`, снятый по одноименному роману, пожалуй, самого известного российского фантаста Сергея Лукьяненко.
Первый `Дозор` уже собрал за 11 дней проката 8,5 миллионов доларов! И это рекорд не только среди отечественных фильмов. `Троя`, `Послезавтра`, `Человек-Паук-2` - все остались позади. А тут и второй `Дозор`, оказывается, уже на подходе, о чем рассказал сам Сергей Лукьяненко в интервью `МК`.
- Еще до того, как начались съемки фильма, вы говорили о том, что вас `смущает скудость бюджета`. Ваши опасения подтвердились?
- Тогда продюсеры собирались снимать четырехсерийный фильм с бюджетом 50 тысяч долларов. То, что можно снять на эти деньги, ужасно. Я не хотел вампиров с клыками
из магазина приколов.
- Но вы согласились...
- Согласился, поскольку надо было начинать. У нас не снимали кинофантастику лет пятнадцать, кто-то должен был отдаться на поругание. Когда дело перешло к команде Первого канала, стало ясно, что бюджет будет больше, спецэффекты - лучше и актеры именитые. Я доволен результатом, причем доволен больше, чем многие читатели `Ночного дозора`.
- Какова доля вашего участия в проекте, кроме написания сценария?
- Консультации. Материала сняли ощутимо больше того, что вошло в киноверсию. Мне пообещали, что все остальное выйдет на DVD. Мы задумывали, что все операции Ночного дозора предваряются действиями на макете Москвы, который стоит в кабинете Гесера. Хотя я не знаю, для чего нужны модельки в век компьютеров.
Мы сняли красивую сцену в финале, когда бились светлый маг Игнат, которого играет Гоша Куценко, и ведьма Алиса в исполнении Жанны Фриске. Получился танец: Игнат дрался мечом из неоновой трубки, а Алиса очень изящно доставала из-за пояса дамасский клинок. Игнат побеждал, но из-за галантности, подав Алисе руку, погибал. Но мы не могли убить его в первой части, увлеклись...
В конце фильма мы столкнулись с ситуацией, когда у нас получилось два финала. Первый - снятие воронки проклятия, второй - бой на крыше и история Егора. Мы долго думали, обсуждали; появилась идея сделать Егора потерянным сыном Городецкого, от которого он приходил избавляться к колдунье. После паузы кто-то сказал: `Но ведь он же приходил избавляться от чужого ребенка`. - `Так она же колдунья, она же сволочь, она ему соврала! Ребенок был его!` С одной стороны, мы пошли на поводу у законов жанра, с другой - это классика интриги. Вспомните `Звездные войны`...
- Вы согласны с выбором актеров на главные роли?
- В нескольких случаях я высказывал опасения. Жанна Фриске и Илья Лагутенко смотрятся вполне органично. Лагутенко совершенно на своем месте: он прирожденный вампир. Выбор Меньшова на роль Гесера я воспринял с большим удовольствием, потому что получился образ не просто мага, а советского мага. У меня нет претензий к игре Хабенского, он прекрасный актер, хотя трактовка образа и отличается от книжной. Городецкий получился более рефлексирующим, чем в книге. Это режиссерское прочтение и попытка показать его характер в развитии.
- А вам не обидно, что персонажи Дневного дозора получились `братками`?
- Да, я согласен с вами. Завулон ведь по книге человек скромной наружности, а Игорь Вержбицкий сыграл совершенно демонического персонажа. Да, они выглядят более пальцевато-карикатурно. Но, с другой стороны, я боялся мифологизации в положительную сторону Дневного дозора. Это сделано для того, чтобы они не выглядели лучше, чем есть на самом деле.
- Почему вы не показали сумрак так подробно, как в книге?
- Он показан в момент, когда в него впервые входит Егор. У нас не прошло изображение сумрака в первых сценах фильма, когда сквозь него мир выглядит размытым, движение замедляется. Мы и хотели так сделать: это просто и недорого. Но вышел `Властелин колец`, и оказалось, что когда Фродо надевает кольцо на палец, он входит в сумрак. И если бы мы так сделали, нас обвинили бы в том, что мы содрали все с `Властелина колец`.
- Вы считаете, что сможете стать в России тем, чем стал Стивен Кинг в Америке?
- В принципе в России такая ситуация возможна: есть специалисты, есть актеры, будут бюджеты. Проводить аналогии не хочется: я считаю себя самим собой и хочу остаться Сергеем Лукьяненко. Сейчас для экранизации куплены почти все мои книги - осталось пять романов. Как это получится - другой вопрос.
- Как вы относитесь к тому, что вас обвиняют в подражании?
- В свое время Борис Стругацкий сказал: `У любого романа, который вы напишете, будут тысячи поклонников, тысячи ненавистников, но всегда помните, что миллиарды людей даже никогда о нем не услышат`. Это самая правильная рекомендация. Хотя недоброжелателей у меня много. На последней встрече с читателями в Питере кто-то распылил перцовый газ из баллончика. Поймать гаденыша не удалось. Но это - крайний случай.
- Чтобы писать научную фантастику, необходим определенный объем знаний?
- Научная фантастика в самом ее крайнем проявлении существует. Ученый выдумывает интересную гипотезу (уникальную планету, в самом дурном варианте - автоматическую газонокосилку) и со знанием дела пишет роман. И если идея действительно оригинальна, ученый обладает литературным талантом, мы получаем хорошую научную фантастику, вроде Хола Клемента. Я работаю в более вольном жанре - ближе к социальной фантастике. Мне интереснее люди. Я большой реалист, прагматик, мне нужно какое-то обоснование происходящего. Поэтому писать о том, как рыцарь запрыгнул на дракона, а тот взмахнул крыльями и взмыл в небо, мне невыразимо трудно. Я представляю себе эту кожистую чешуйчатую тушу с маленькими крылышками и начинаю улыбаться. Я не знаю, как летает космический корабль, и даже если попытаюсь это описать, получится наукообразное, а не научное объяснение. Но, все-таки, это будет не мистика и не сказка.
- В ваших книгах есть общая линия - поиски свободы. Это ваша личная тема?
- Мне кажется, эта проблема стоит перед любым человеком, потому что все мы выбираем. Мы всегда выбор так или иначе делаем.
Московский Комсомолец
от 22.07.2004
Маша ДАВТЯН.
http://nvolgatrade.ru/