25 мая 2009
3313

Сергей Максимов: Образование должно быть фундаментальным

Доктор экономических наук профессор Сергей Николаевич Максимов отрицает универсальность образования, выводит формулу хорошего продукта и лишает государство главенства на рынке образования.

- Сергей Николаевич, где в Петербурге можно получить профильное образование - стать девелопером?

- В нашем городе есть три вуза, которые готовят специалистов по управлению недвижимостью, - ИНЖЭКОН, Политехнический и СПбГАСУ. Причем последний готовит скорее технических специалистов, так что остаются две школы - С. Н. Максимова и Е. С. Озерова.

- Отношения между вами - конкуренция или сотрудничество?

- И то и другое. Больше, конечно, сотрудничаем, обмениваемся методическими наработками. Кроме того, я вхожу в состав экзаменационной комиссии "Политеха". Вообще же, исторически сложилась так, что у Озерова больше внимания уделяют оценке недвижимости, а в ИНЖЭКОНе учебный курс ориентирован на управление.

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке образовательных услуг в сфере девелопмента?

- Как неоднозначную. На современном этапе существуют совершенно разные по направленности, качеству и продолжительности учебные программы. Краткосрочные - их довольно много - реализуются или негосударственными образовательными учреждениями, или на базе отдельных предприятий. Примером таких НОУ может служить Институт недвижимости. Помимо этого есть программы, интегрированные в систему полноценного высшего образования, а также программы переподготовки и повышения квалификации в этих же вузах.

Одна из главных проблем заключается, на мой взгляд, в том, что программы изолированы друг от друга, не имеют взаимной "подпитки". Ведь образование - это прежде всего получение профессии. И для того чтобы этот процесс был полноценным, нужна определенная методическая база.

- То есть в образовании отсутствует универсальность, нет специалистов, одинаково грамотно действующих на рынках недвижимости и ценных бумаг, способных квалифицированно управлять любыми активами и финансовыми потоками компании...

- Я говорю не об универсальности, поскольку охватить все невозможно. Но фундаментальность в образовании должна быть. Хороший специалист, как хороший командный игрок, должен видеть ситуацию в целом и оказываться в нужном месте в нужное время. Именно фундаментальное образование и дает это умение. Конечно, право на существование имеет любой образовательный продукт, однако важно наличие единого "центра тяжести". Краткосрочные курсы, например, и не должны давать углубленное образование. Слушателю читают курс, дают чисто практические навыки, позволяющие ему работать агентом, - и этого вполне достаточно.

- Как бы вы сформулировали составляющие качественного образовательного продукта?

Я всегда считал, что хорошее образование должно сочетать в себе фундаментальность, научную достоверность и прикладные рекомендации. При отсутствии фундаментальности в образовании каждая новая проблема вызывает затруднения, поскольку специалист не может своевременно реагировать на изменения ситуации.

Обеспечение научной достоверности возможно в том случае, если те, кто разрабатывают и используют учебные программы, занимаются наукой, постоянно следят за отраслевыми и рыночными тенденциями, а в идеале - участвуют в научных исследованиях.

Наличие же практических рекомендаций обеспечивается участием преподавателя в работе над конкретными проектами, накоплением практического опыта.

Я выступаю за то, чтобы эти три составляющие сближались.

- По каким программам готовят девелоперов?

- Полагаю, что в Петербурге нет программ, ориентированных на подготовку именно девелоперов, кроме преподаваемой у нас программы MBA. В Москве разработаны несколько учебных программ, ориентированных в том числе на подготовку специалистов по управлению недвижимостью и активами.

- Это российские разработки? Или они созданы на основе западных аналогов?

- Трудно сказать определенно. Например, моя книга "Девелопмент" - западная. В том смысле, что перед тем как ее написать, я изучил несколько изданий западных авторов. Очевидно, что проблематика отрасли в Нью-Йорке и Петербурге примерно одна, только в Америке больше инструментов и вариантов их применения. Российский девелопмент пока выглядит более простым. И у нас, и за океаном есть три-четыре ключевые проблемы, общие для отрасли: давление государства, плохая работа проектировщиков, недобросовестность некоторых подрядчиков и т. п.

В целом же - любая образовательная программа в этой сфере опирается на западный опыт, но с учетом российских реалий. Бессмысленно, например, говорить о разнообразных финансовых инструментах, если их нет в России. Сначала их нужно создать.

- Насколько существующие программы гибки и учитывают современные рыночные тенденции?

- Система высшего образования по своей природе консервативна. Нельзя, да и нет смысла делать, например, программу "Девелопмент в условиях кризиса". Все равно 90% ее будут составлять базовые элементы, посвященные девелопменту, и лишь 10% - посвященные кризису. Впрочем, более короткие программы мы пытаемся адаптировать к текущим реалиям, в том числе привлекая действующих на рынке специалистов. Скажу больше: раньше практики рынка неохотно шли на контакт с образовательными учреждениями. А сейчас управляющие проектами сами предлагают как-то поучаствовать в учебной программе. Так что кризис - это новые возможности в том числе.

Кстати, я думаю, что одним из направлений, которые будут развиваться у нас в России, станет подготовка специалистов по согласованиям с правительством, отношениям с государственными органами (Government Relations).

- Существуют ли сегодня единые стандарты оценки качества образования?

- Таких стандартов нет, и это очень серьезная проблема. Для их разработки необходим союз профессиональных объединений, саморегулируемых организаций и учебных заведений. Сейчас в отдельных профессиональных объединениях есть внутренние стандарты. Например, у оценщиков и в Ассоциации риэлторов разработаны системы сертификации.

В квалификационных справочниках, выпускаемых Правительством, указаны профессиональные требования, предъявляемые тому или иному специалисту: что он делает и должен знать. Исходя из этого можно определить, чему нужно учить человека, чтобы получить того или иного специалиста. Такой порядок должен быть распространен и на всех специалистов сферы девелопмента. А для этого профессиональное сообщество должно сформулировать квалификационные требования к профессиональному девелоперу, определить, какими он должен обладать знаниями и навыками. И уже на основании этих требований можно разрабатывать образовательные программы.

Сейчас же программы в высших учебных заведениях зачастую создаются путем мозгового штурма разработчиков, имеющих свое представление о содержательной части обучения. Хорошо, если все это соотнесено с практикой - тогда больших глупостей они не напишут. Важно понимать, что вузы - это исполнители-подрядчики, значит, должен быть заказчик. До сих пор централизованным заказчиком было государство, но в условиях саморегулирования оно должно отойти на второй план и передать эту функцию профессиональным объединениям строителей, инвесторов, оценщиков. Именно они должны сформулировать требования к готовым специалистам и утвердить учебную программу.

Первые программы обучения риэлторов в Петербурге я разрабатывал совместно с коллегами. Это было в середине 90-х годов прошлого века - тогда было "модно" сертифицировать риэлторскую деятельность. Эти программы были рассчитаны на определенные уровень рынка и категории специалистов. Сегодня с некоторыми изменениями их преподают в Институте недвижимости, и этом нет ничего плохого. Печально лишь то, что такая программа одна, нет сопредельных учебных курсов.



Досье

Сергей Николаевич Максимов

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН).

Ученая степень: доктор экономических наук.
Ученое звание: профессор (с 1996года).

Родился 1 октября 1956 года в селе Отрадно Новгородской области.

В 1979 году закончил экономический факультет Ленинградского государственного университета по специальности "Политическая экономия", в 1985 году - аспирантуру при этом же университете.

Работал преподавателем в Петрозаводском государственном университете имени О. В. Куусинена, затем профессором в СПбГУ.

С 2002 года - профессор в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете, с 2003 года - декан факультета региональной экономики и управления, заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости.

Автор научных исследований, посвященных проблемам экономического реформирования, развитию рынка недвижимости в России, управлению собственностью, региональной экономикой, экономикой города.

Принимал участие в разработке Стратегического плана развития Санкт-Петербурга, концепции управления недвижимостью Санкт-Петербурга, ряда законопроектов по управлению собственностью и инвестициями.

Опубликовал более ста научных, учебных и методических работ.

25.05.2009

www.bn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован