ОМСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ВТОРОЙ ЭТАП РЕФОРМ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ
Предисловие
В последнее время появились симптомы медленной и неуверенной консолидации организаций агропромышленного комплекса (АПК), который начинает постепенно осознавать свои корпоративные и классовые интересы. Однако потребность в консолидации у них не очень велика, поскольку практически в каждом регионе страны давно сложилась практика тесной связи крупных сельскохозяйственных организаций и власти, решения проблем каждой такой организации через нужного "одариваемого" чиновника. Эта практика многих вполне устраивает и как давно заложенное правило сегодня объясняет, на наш взгляд, существование в каждом региональном АПК проблемы институциональных ловушек. И это при становлении демократического государства в реалиях посткоммунистической эпохи, когда должен быть обеспечен процесс возрастания веса всей совокупности общественных институтов, принадлежащих к гражданскому обществу.
В настоящее время российская политическая власть начинает пристально вглядываться в начавшейся процесс становления гражданского общества на селе и прилагает усилия к его поддержке, тем самым вызывая подозрения в желании контролировать постепенно появляющиеся многочисленные общественные организации в АПК. Ведь нередко за интересами политической власти скрываются интересы традиционной региональной бюрократии, которая сегодня не менее сильна, чем прежде, и может представлять серьёзную опасность как для развития регионального агропромышленного комплекса, так и для демократического развития на селе. Все эти вопросы представляют общественный интерес, поскольку, во-первых, идея гражданского общества широко распространена в мире, во-вторых, являются важными с точки зрения развития государственности и дальнейшего проведения настоящих реформ в агропромышленном комплексе, способных быстро дать реальную отдачу.
В последние время о гражданском обществе говорится у нас в стране как о само собой разумеющемся; эта проблема активно обсуждается в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Поэтому раскрытие темы второго этапа реформ в омском агропромышленном комплексе и связанного с этим процесса становления гражданского общества важно как с теоретической, так и с практической стороны. Нас данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос поставил много проблем.
Известно, что любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. Сегодня в общественном сознании россиян отсутствует цельное представление об обществе, которое мы хотим построить. В результате особенностью социальной позиции в России последних лет является ярко выраженное противоречие между социальными надеждами и чаяниями населения и социальной политикой государства, явно игнорирующей современный мировой опыт и российское экономическое наследие.
В настоящей брошюре поставлена цель изложить суть второго этапа реформ в омском АПК, существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день для региональной экономики.