На прошлой неделе не был ратифицирован общеполитический договор между россией и украиной. Две бывшие братские страны не договорились, как им жить дальше. Украина хочет всего и сразу - флота, денег, газа и поблажек. Россия вяло отбрехивается.
Украинской политики у нее нет.
Краткая история 187 метров российской федерации для детей, юношества и иного сознательного населения.
Девять лет назад в николаевский судостроительный завод имени 61 убиенного по случаю гражданской войны коммунара зашел советский ракетный крейсер "слава", самый смертоносный пароход во всем черном море. 16 установок для крылатых ракет космического наведения, 64 зенитные ракеты среднего радиуса действия, 40 зенитных ракет ближнего радиуса действия, 130-миллиметровая пушка, два пятитрубных торпедных аппарата и две реактивные бомбовые установки. Водоплавающей братоубийственной машине весьма кстати был плановый капитальный ремонт - поизносились двигатели, притупились вооружения, осыпались интерьеры, то да се. Пароход ошвартовали к стенке и принялись починять. Думали управиться за год.
Но с 1990 года - вы, наверное, уже слышали - довольно многое успело произойти. Ботинки, как выяснилось, - не обувь, а взуття.
Николаев - нерусский город мiколаев. На заводе имени 61 покойного работают отнюдь не наши товарищи, а их громадяне. И вообще следует говорить не "на украину", а "в украiну", поскольку речь в общем-то идет не о галушках, а о великой морской державе.
Боевой советский пароход, напротив, сделался русским, и на борту его зародилась новая, доселе неведомая жизнь. По случаю разверзшихся перспектив первым делом отменили политработников и особистов - сотрудников ненавистных секретных служб. Потом, конечно, поменяли несколько капитанов, а боеприпасы вывезли в неизвестном направлении. Ну и корабль, понятно, ремонтировать перестали. А со временем к тому же еще выяснилось, что у новой родины нет пока официально утвержденного надежного врага, еды и денег на зарплату. Так что экипажу бывшей машины войны пришлось принять все сладостные тяготы мира на себя.
Население флагмана черноморского флота пробовало для разнообразия пить, морально разлагаться и приторговывать, чем бог пошлет, на чужеземном украинском берегу. Корабельными медиками были даже отмечены отдельные яркие успехи переходного периода - несколько случаев триппера и лобковой вшивости. По рядам же николаевских девушек прошлась ветрянка нелегитимных военно-морских зачатий. Но, как известно, педикулез и беременность не в силах помешать нашей родине поступательно двигаться вперед. 25 июня 1995 года крейсер назло надменному соседу переименовали из "славы" в "москву", 12 июня 1997 года подняли на нем исторически верный андреевский стяг, а восемь месяцев назад назначили на корабль одного из самых знаменитых боевых командиров черноморского флота, капитана первого ранга валерия куликова.
Теперь крейсер живет неясными, но твердыми видами на будущее. Скоро россия или лично мэр москвы юрий михайлович лужков, испытывающий к "москве" особую нежность, раздобудут где-нибудь денег и выкупят пароход у украины (только за стоянку корабля николаевский завод просит теперь 60 тысяч долларов в месяц).
Однажды ранним утром в бухте появятся буксиры и поведут усталый пароход вперед, домой, в севастополь, в базу российского флота. И офицер вернется в семью, и мичман починит родным унитаз, и николаевская девушка заплачет слезой разлуки, и станет тогда счастье.
А пока корабль стоит, намертво прикованный канатами к стенке. В шесть часов утра через мощные военно-морские динамики он выстреливает в спящую украину государственным гимном рф и песней игоря талькова "россия", затем поднимает андреевский флаг, ест отварные яйца, хлеб, масло, тушенку, макароны, крупы и жидкие постные борщи, отрабатывает приемы ведения боя на неработающем оборудовании, учит матчасть, драит помещения и в 23.00 ложится спать. Все еще грозный, неисправный, обиженный, но неунывающий фрагмент нашей несравненной родины. Примерно пять этажей металла в высоту и 187 метров в длину.
Гордость. Если, положим, ударить кого-нибудь молотком по голове, то особенной гордости за родину от этого не происходит. Хотя сам по себе молоток вполне вправе рассчитывать на уважение и преданность соотечественников. А что? вещь вроде дельная. Можно гвоздик ею забить, а можно и по башке кому-нибудь съездить.
Когда я увидел гвардейский ракетный крейсер "москва", вполне законная гордость посетила мое дряблое правосознание. Я даже не особенно гнал ее от себя. Подумал, правда, что так, мол, и так - гуманизм, цивилизация, сухая попа - счастливый малыш. Хорошо ли это - стирать америку с лица земли? но потом как-то быстро успокоился: какая уж там к черту сухая попа. Вот он стоял передо мной, красивый, громадный, бесчувственный механизм, способный наделать больше злодеяний, чем весь вместе взятый турецкий военно-морской флот. В принципе, на нем даже не обязательно выходить в море. Достаточно поставить крейсер у причальной стенки в севастополе, и он будет держать на прицеле стамбул или, упаси господи, киев. На расстояние ближе 600 километров к нему не стоит даже приближаться.
Можно ли не гордиться такой штуковиной? 16 лет назад миллионы человек в этой стране работали на нее. Узбек, татарин, ингуш, молдаванин, русский, украинец, еврей, якут и остальные пошли, накопали железа, расплавили его, постучали молотками, посверлили дырок, почесали хорошенько голову и за восемь месяцев собрали страшную нечеловеческую машину. У каждого из них была жена, капризная любовница, сопливые дети, хронический тонзиллит, сомнения, выговоры, гениальные мысли, анонимка, счастье и плоскостопие. И все это слилось в один братоубийственный корабль.
И были эти чувства настолько сильны, что их хватило на весь оставшийся мир.
Когда в сентябре 1983 года крейсер впервые вышел в плавание, он привел осведомленное человечество в состояние шока. За первый месяц в море его 930 раз облетала разведывательная авиация.
Легенды также доносят, что командир английского авианосца "инвизибл", повстречав наш корабль, нарушил все мыслимые правила секретного поведения и передал на борт флажным семафором следующую телеграмму: "восхищен. Командир". Даже спустя 16 лет обездвиженный военный пароход "москва" вызывает смутное чувство страха и уважения. Он похож на престарелого местного хулигана, укрывшегося на краю деревни, поруганной врагом.
Николаевский судостроительный завод, на котором в свое время работала треть города, практически бездействует. Ветер носит по его улицам промерзшие прошлогодние окурки. У одной из стенок мучительно умирает ракетный крейсер "адмирал флота лобов", точно такой же серии, как "москва". Украина пыталась в свое время достроить его самостоятельно, но из-за отсутствия денег и сил не смогла вдохнуть в него душу. По бортам "лобова" ползут трупные пятна ржавчины. Груда бессмысленного холодного железа мокнет в равнодушной воде. Так что российский корабль - единственное живое существо, оставшееся на предприятии имени 61 казненного коммунара.
Внутри пароход выглядит, как пионерлагерь в эвакуации.
Основные приборы управления кораблем зачехлены брезентом, жгуты проводов оторваны от них и болтаются по воздуху в плавном суицидальном ритме. Но стены уже покрашены в бодрый желтый цвет.
По корабельному радио бесконечно передают отчаянные звонки и команды строиться. В аквариуме офицерской кают-компании старательно плавают лупоглазые украинские рыбы, пойманные в местной речке ингул. В строевой части писари высекают из реликтовых пишмашинок планы воспитательной и боевой подготовки личного состава.
Иногда даже кажется, что стоит прокрасться к командирским рычагам, дернуть за какую-нибудь нужную пипку - и пароход вздрогнет, взвоет, и стены его начнут колотиться в лихом ритуальном танце. Для этого ведь теоретически нужно немного.
Приказ и горючее - примерно столько же, сколько требуется трем областям украины на всю посевную кампанию. Все остальное у парохода есть. Это небольшая и совершенно автономная страна, в которой живут около 300 человек. Рабочие, средний класс, корабельная элита и руководство. Плюс, разумеется, крысы и четыре кошки. Рассказывают, правда, что имеется еще и кот феликс. Он живет за границей, на судне, которое обеспечивает корабль электричеством. Питается там только свежей рыбой, толстеет и не знает никакого горя. Но раз в год, весной, он приходит к кошкам на корабль, чтобы выполнить свой священный долг перед родиной. Как, впрочем, и положено каждому честному человеку.
Долг. Помимо кота феликса долг родине на корабле отдают еще и матросы. Не в смысле интереса к кошкам, а в смысле двухгодичной срочной службы. Будучи по сути дела рабочим классом своей страны, матросы всю недолгую жизнь на корабле проводят на нижних палубах в душных кубриках, на стенах которых масляной краской написано, как и с кем надо перестукиваться, когда отсек будет объят пожаром или, напротив, водой. В каждом кубрике также имеется боевой листок с надписью "из расположения части не выносить" и рукописной сердечной поэмой старшины со словами типа "вот мы и попали с тобой, дружок, служить на боевой ракетный крейсер. Не могу передать тебе простыми словами, насколько это хорошо".
Как и положено, руководство имеет слабое представление о том, что на самом деле происходит с его рабочим классом. Особенного мордобоя и поножовщины вроде бы нет, да и хорошо. Хотя негласные корабельные традиции, кажется, существуют. По мере прохождения службы матрос называется сначала молодым, потом карасем, потом годком, а потом и вовсе гражданским человеком. После приказа министра обороны об увольнении очередного призыва в запас демобилизующиеся каждый день демонстративно отказываются в столовой от своей пайки масла и отдают ее молодым. А ночью идут на камбуз и трясут хлебореза, чтоб он им все-таки дал по-человечески поесть.
Командование пытается наладить употребление масла в урочное время. Потому что при общении с рабочим классом у властей, как известно, три основные задачи: накормить, помыть и заставить работать.
- А то говоришь с ним, бляха муха, а у него глаза стеклянные, - делился со мной впечатлениями командир корабля. - Дети перестройки - одно слово. Рабоче-крестьянская армия. Откуда они все ко мне идут? из деревень, из рабочих семей. Вот купили им тарелки нормальные, для первого, для второго. А он из одной ест. Я ему говорю: что ж ты, сынок? а он отвечает: да у меня дома, товарищ командир, только одна тарелка и была. И та алюминиевая.
Жалуется командир и на то, что матросов присылают теперь служить слишком худыми и недокормленными. Но на корабле, к счастью, за этим следят. Велено даже взвешивать матросов каждую неделю и докладывать о результатах. Многие поправляются. И это не может не радовать.
Кстати, в поисках не просто хороших привесов, но и других аспектов человеческого счастья я побеседовал со старшиной первой статьи николаем валерьевичем давыдовым, то есть, собственно, с колей из москвы, который отслужил на крейсере уже полтора года и весной поедет домой. Небольшой крепкий коля не был многословным.
- Служить хорошо. Кормят замечательно, - вот вам краткое содержание нашей взволнованной общественно-политической беседы.
В кубрике у старшины есть специальная бумажная лента, на которой ручкой в столбик написаны цифры. Каждое утро старшина первой статьи отрезает ножницами одну цифру. Оставшиеся показывают ему, сколько дней осталось до приказа министра обороны об увольнении его в запас.
Сундуки. Возможно, это будет для вас тяжким откровением, но на российских военно-морских пароходах встречаются сундуки.
Сундуками на флоте называют мичманов, самую динамичную и проворную часть корабельного человечества, средний класс, фактически пароходное мещанство. Мичман отличается от обычного населения тем, что у него всегда есть ключ от какого-нибудь важного помещения и знакомая в городе. Глаза мичмана подвижны, речь напориста, местонахождение неизвестно. В доме у мичмана, как правило, живут шесть попугаев, собака, две кошки и сын неопределенного возраста с усами. Большая комната мичманской квартиры называется залом, а на кухне стоит сиденье под страшным кодовым названием "мягкий уголок". Собираясь на мягком уголке с товарищами и родственниками, мичман выпивает алкоголь и обсуждает доску поперечным сечением 10 миллиметров или по крайней мере лист фанеры метр семьдесят на девяносто.
На крейсере "москва" жизнь подарила мне встречу не просто с мичманами, а с двумя старшими мичманами - корабельным фельдшером валерием южицей и кок-инструктором юрием сахаровским по кличке цукерман. Обе выдающиеся личности живут на крейсере в стоматологическом кабинете. То есть, строго говоря, именно в их каюте стоит пожилая бормашина дореволюционного образца. Чинить ею человеческие зубы, судя по всему, мучительно страшно. Как и положено военной медицине, справедливо освоившей пока только два диагноза: "ранен" и "убит". Впрочем, для военно-морской стоматологической операции в каюте имеется надежное обезболивающее. Как только истязаемый начинает скулить, кок-инструктор юрий сахаровский по кличке цукерман высовывает с полки свое лицо и кричит им на военнослужащего нечеловеческим голосом:
- малча-а-а-а-а-ть!
многим помогает, потому что это, доложу я вам, заметное лицо. С пышными седыми усами, глазами цвета корабельной стали и розовыми следами работы на гражданских предприятиях общественного питания.
К счастью, в момент знакомства с населением стоматологической каюты сострадания к ближнему там не наблюдалось. Мичманов я застал за обсуждением смелого коммерческого плана. Кок-инструктор сахаровский по кличке цукерман и фельдшер южица рассматривали возможность открытия на корабле ларька по продаже настойки боярышника. Тут же имелся действующий образец - маленький пузырек 70-градусного спирта, отдающего сеном.
- Ну что? расширяет сосуды, восстанавливает сердцебиение, нормализует сон, - старший мичман южица задумчиво вглядывался в мутную склянку. - 52 украинские копейки. По рублю пойдет. Штук шесть купил, водичкой еще разбавить... И нормальное сердцебиение.
За боярышником, собственно, и случились первые откровения.
Кок-инструктор сахаровский занят на корабле обустройством камбуза. Крейсер пару месяцев назад отлучили от заводской столовой, и мичман по приказу командования начал готовить матросам на корабле. Он умудряется доставать морякам фрукты, печь торт "наполеон" и готовить чебуреки. Имеет мечту - завтра же наделать пирожков на обед.
- Договорился с женщинами в столовой. Разрешили попользоваться их печкой, - при воспоминаниях о договоренности с женщинами глаза кок-инструктора сахаровского приобретают цвет отборной сельди пряного посола. - А что? очень даже хорошо, когда пирожки.
Оба мичмана служат на флоте уже никак не меньше 12 лет. За этот подвиг родина расплатилась с ними нешуточным благосостоянием. У кок-инструктора сахаровского есть кожаная куртка и белый шарф. В них он с удовольствием посещает николаевское кафе "прохлада".
Старший мичман южица, проведший в общей сложности два с половиной года в открытом море на боевых дежурствах, владеет магнитофоном "hitachi", поношенными джинсами, импортными женскими солнцезащитными очками и туфлями на каблуках, которые, впрочем, тоже принадлежат его жене валентине. Единственная благодарность, которая удерживает южицу на корабле, - трехкомнатная квартира в севастопольском доме, который русским морякам построил юрий лужков на московские деньги. Таких домов, впрочем, несколько - целый квартал, который моряки называют лужниками.
- Я вот смотрю иногда в телевизор, а там, допустим, лужков, - говорит южица. - Я ему тогда подмигиваю и говорю: давай, папа, мы с тобой! и рукой ему машу.
Телевизора, впрочем, в каюте нет. Только склянка с боярышником и антикварная бормашина.
Командир. Венцом человеческой мысли на корабле, естественно, является его командир - капитан первого ранга валерий куликов. Безо всякого преувеличения обязательно следует сказать, что он - реальный герой. Настоящий русский народный воин, ошеломляюще похожий на василия ивановича чапаева. В черных сандалиях и расстегнутой форменной рубахе командир ходит по своей каюте, пьет кофе, курит сигареты и сладострастно матерится.
- Нет, блин, политработники, а? - повествует он об офицерах, именуемых в войсках "воспитателями" по случаю официального отделения армии от политики. - Восемь рыл. Добрые души, комсомольские сердца. Да хоть бы они сказали мне, что есть такая наркомания. Меня в академии этому не учили. А то приводят матроса, а он весь вялый какой-то. Я начал искать на руках проколотые вены, как в кино. А он, оказывается, между пальцев себе эту дрянь колол.
Вот ведь, твою мать...
Лукавые карие глаза командира выдают в нем безнадежного бродягу или по меньшей мере истового скитальца. Время от времени он останавливается у довольно крупной картины, отображающей военно-морскую баталию. На куске брезента масляной краской нарисован 1987 год. Посреди 1987 года сторожевой корабль "беззаветный" таранит в правый борт американский крейсер "yorktown", зашедший в советские территориальные воды. Но изобразительное искусство, видимо, из-за нехватки брезента не доносит до нас окончательной правды - на картине не видно, что делает командир куликов, служивший в момент воспетого тарана старшим помощником капитана "беззаветного".
Впрочем, и капитан не щедр на подробности. Приказали - протаранили. Вот его рассказ. Гораздо интереснее ему подробности появления художественной картины. Как-то собрался он арестовать трех политработников, выпускников киевского училища, за то, что они курили в кубрике. Политически корректные воины предложили командиру разумную альтернативу - к утру изобразить подвиг "беззаветного", руководствуясь легендами и фотографиями. Ну и поскольку холста, кистей и красок на корабле не было, куликов согласился. Стоит ли говорить о всепобеждающей силе искусства - к утру картина была готова.
Судя по всему, капитанская память хранит множество похожих поучительных рассказов, поскольку, прежде чем дать ему право командовать ракетным крейсером "москва", родина учила его воевать пятнадцать лет подряд. Американский командир корабля такого класса является весьма дорогостоящей личностью. Известна даже точная цифра - он получает 12 тысяч долларов в месяц. Валерий куликов в месяц получает 200 - больше всех на корабле. Из других заслуг у него имеются два боевых ордена "за службу родине" и "за военные заслуги", а также восемь наручных именных часов, врученных начальством в торжественной обстановке.
- Восемь ли? нет, точно восемь, - говорит командир. - Всех родственников обеспечил. Теща у меня носит, дети, жена...
Я смотрел на капитана и задавался, собственно, одним-единственным вопросом, который вызывает особый интерес у моих любознательных современников. Почему до сих пор армия в нашей стране не нанесла ракетный удар по руководству родины? в целом это было бы вполне зажигательно и отчасти справедливо. Ну нельзя же в конце концов девять лет держать людей запаянными в железной коробке. Это не то чтобы не гуманно, но даже как-то унизительно.
Такие примерно соображения посещали меня еще до поездки на крейсер "москва". Но за те три дня, что я там провел, сомнения рассеялись. Я смотрел на капитана и совершенно явственно понимал - если ему и вовсе перестанут платить зарплату, он станет еще крепче любить свою страну.
Потому что пятнадцать лет она учила его ориентироваться, отдавать команды, терпеть качку, взвешивать матросов, арестовывать политработников и есть отварные яйца только для одного сладостного момента - по сигналу тревоги выйти в море и погибнуть там за нее.
Попасть в окружение и не вернуться оттуда. Найти врага и исчезнуть вместе с ним.
Какие деньги? кто сказал деньги? мы ж не американцы какие-нибудь. Родину нельзя любить за 12 000 долларов в месяц.
Родина не блядь. От нее следует получать не ласки и подаяния. Из ее могучих рук можно с честью и благодарностью получить только одно - смерть. Желательно наиболее мучительную.
Но где же смерть? где враги? - спросите вы. Повсюду - отвечу я вам. Каждый день, начиная с 6.00 утра до 23.00 вечера по местному времени, командир ракетного крейсера "москва" ведет нескончаемые боевые действия. Он на переднем крае. У него кругом хохлы! вероятность вспышки эпидемии гриппа! холера! немытые руки!
худые матросы! случаи распадения семей офицеров из-за плохой морально-нравственной стойкости последних! а борт еще не покрашен. Не надраена какая-то медная хреновина. Да вы что, вашу мать? в атаку!
товарищ командир, привезли картошку!
ложись! окопаться! кто струсил? кто, я спрашиваю, намерен дезертировать? разгружать ее! до последнего клубня! дежурный!
включить гимн россии! россия! родина! москва! ура!
ура. Что тут еще можно сказать?
http://nikofe.ru/nik/Sudba_paroxoda_sergei_mostovsikov.html