Для справки: капитан Криштоп Максим Сергеевич в 2003 году окончил Краснодарское военное училище летчиков. В город юности приехал с женой и уже воспитывают сына дошкольного возраста.
- Максим, а тебе не хочется все бросить и уйти из военной авиации, например, в гражданскую авиакомпанию?
- Да, я понимаю, о чем идет речь. С момента окончания военного училища прошло шесть лет, то есть уже закончился мой первый пятилетний контракт. У нас есть летчик, у которого закончился контракт и он хочет уйти в гражданскую авиацию. С ним особый случай: после школы он не смог поступить в учебное заведение гражданской авиации и у него путь к осуществлению мечты прошел через военную авиацию. Но я в гражданскую авиакомпанию не хочу, и заключил контракт еще на пять лет. Долгих раздумий не было для принятия такого решения. Мне нравится моя профессия: военный летчик это не только романтика, но и тяжелый ответственный каждодневный труд, который неплохо оплачивается государством. Здесь сплоченный коллектив, люди хорошие, всегда придут на помощь, окажут поддержку в трудную минуту.
- А как ты практически понимаешь "придти на помощь, поддержать в трудную минуту"?
- Именно практически все и ощутил в отношении себя. Первый свой вылет на этом военном аэродроме я запомнил. Все произошло сразу же после окончания военного училища. К полету готовился, прокручивал в голове все свои действия до мелочей.
Только потом понял, что такие переживания оттого, что в училище мало летали. Сегодня курсанты летают больше. А тогда самолет Су-24 под моим управлением после выполнения посадки выкатился за пределы взлетной посадочной полосы, и сломалась передняя стойка. Это у нас называется авиационный инцидент. От военной прокуратуры мне был запрет на полеты. Я занимался на тренажере Су-24, внимательно наблюдал за полетами своих однокашников, давал показания следователю и мечтал о полетах. Вот тогда меня и поддержали наши опытные военные летчики. Очень благодарен командиру эскадрильи Игорю Васильевичу Чепику, он добился пересмотра решения военной прокуратуры и меня допустили к выполнению полетов.
- И какие показатели сегодня характеризуют твой профессионализм?
- У военных летчиков профессионализм характеризуется квалификационной категорией. Я летчик второго класса и уже в ноябре буду сдавать нормативы на ее повышение, чтобы стать военным летчиком первого класса. Выполняю полеты в сложных метеорологических условиях на боевое применение, а также допустили к сложному пилотажу. В этом году уже налетал 86 часов, а это на 32 часа больше, чем в прошлом за весь год.
- От авиационного инцидента есть личные уроки, или о нем ты стараешься не вспоминать?
- В принципе, от таких ситуаций никто не застрахован, только вот потом в дело вступает психология. И вот с тех пор стал больше внимания уделять психологической подготовке и поведению летчика при особых случаях в полете. Там одной из задач подготовки является сохранение высокого уровня профессиональных качеств в наиболее сложных и ответственных условиях полета при большой психической нагрузке. Такие условия деятельности типичны для неожиданного возникновения аварийных ситуаций. О том случае каждый раз вспоминают инструкторы, когда молодые летчики здесь на аэродроме выполняют свои первые самостоятельные полеты.
- Ты считаешь себя суеверным человеком? Есть ли какие-нибудь особенности поведения или привычки перед полетом?
- Если качественное выполнение каждого полетного задания можно считать суеверием, то пусть так и будет. А особенности поведения и привычки у меня сформировались, как и у любого человека, независимо от того, гражданский он или военный. Что касается фотографирования перед полетом, то на эти мелочи я внимания не обращаю. Если это для пользы развития авиации.
07.10.2009,
www.viperson.ru