Реформирование энергетики Республики Алтай неразрывно связано с созданием собственного независимого энергоисточника как главной предпосылки энергетической безопасности республики. Центральное место в этих планах связано с реализацией проекта строительства Горно-Алтайской ГЭС. О ходе реализации проекта, проблемах на пути его решения и перспективах корреспонденту "КС" АЛЕКСЕЮ СКОМОРОХОВУ рассказал генеральный директор ОАО "Горно-Алтайская ГЭС" СЕРГЕЙ ШАБАЛИН.
Проект создания каскада ГЭС на реке Катунь был разработан еще в конце 70-х годов прошлого столетия. Предполагалось, что совокупная мощность двух ГЭС (Катунской и Чемальской) составит 1900 МВт, среднегодовая выработка - 7,3 млрд КВтoч электроэнергии. Согласно нынешнему проекту, мощность ГЭС планируется 140 МВт, а среднегодовая выработка электроэнергии - 850 млн КВтoч. По расчетам проектировщиков, строительство ГЭС возможно за 3,5 года, общая стоимость проекта оценивается в 4,8 млрд руб., срок окупаемости 8-14 лет.
- Сергей Алексеевич, как вы оцениваете ход реформирования энергетики в Республике Алтай?
- Могу с полной ответственностью заявить, что правительство Республики Алтай со всем пониманием относится к этой важнейшей проблеме в плане социально-экономического развития республики - энергообеспечению экономики. В рамках программы социально-экономического развития Республики Алтай до 2010 года представлена эффективная и аргументированная система решения этой задачи.
В центре этой проблемы - понимание на самом высоком республиканском уровне необходимости собственного энергоисточника - гидроэлектростанции, в частности, Горно-Алтайской ГЭС. Здесь пересекаются наши интересы, и мы находим полное взаимопонимание в выработке совместных решений и строго придерживаемся скоординированного плана действий.
- На каком этапе находится в данный момент проект "Горно-Алтайская ГЭС"?
- Сейчас продолжаются работы по формированию земель, это требует большого, кропотливого труда. Идет подготовка окончательного проекта для получения разрешительной документации для начала строительства нашей станции.
- По вашим оценкам, когда этот подготовительный этап закончится и начнется непосредственное строительство?
- Мы его должны закончить до конца этого года и одновременно получить разрешение на строительство, которое, по нашим прогнозам, должно начаться весной 2008 года.
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться?
- Основная проблема - организация ритмичного и полноценного финансирования, потому что на сегодняшний день мы уже ведем переговоры с серьезными инвесторами. Они готовы принять участие в проекте, но окончательный график финансирования пока еще не согласован, так как мы идем по пути выявления необходимых объемов и первоочередных статей финансирования.
- Планируется ли привлечение иностранных инвестиций?
- Возможно. Инвесторы прорабатывают вопрос привлечения более дешевых западных кредитных ресурсов, которые здесь обходятся около 7% годовых. К сожалению, финансирование из Инвестиционного фонда - процесс очень длительный, требующий глубоких и серьезных проработок этого вопроса со стороны правительства, различных ответственных структур и финансовых институтов. Мы в этом направлении работу тоже ведем, но предъявляются высокие требования по экспертам, по финансированию этих самых экспертиз, которые нам необходимо провести.
- На сегодняшний день можно ли заявлять о том, что полностью положительно решен вопрос об экологической экспертизе проекта?
- Мы имеем заключение экологической экспертизы, заявляю это с полной ответственностью. Другой вопрос, что мы находимся в перманентном состоянии череды судебных тяжб с оппонентами, которые называют себя "зелеными" и, прикрываясь собственными корыстными интересами, пытаются донести до общественного мнения сомнительные сентенции относительно вреда, который якобы принесет строительство ГЭС...
В качестве сильного аргумента, помимо заключения экологической экспертизы, могу доложить, что уже согласован с акционерами и инвесторами вопрос о создании музея на базе тех раскопок, которые пройдут в зоне затопления близ поселения Еланда. Эта специально предусмотренная для музея площадка находится недалеко от тела будущей плотины. Наши находки станут бесценной базой современного музея, рассказывающего не только об исторических эпохах этого географического района, о жизни всех народов, населявших и населяющих эти места. Это место, по нашим замыслам, должно стать заметным историко-культурным центром, который не обойдут вниманием не только местное население, но и туристы со всего мира, посещающие Республику Алтай.
- В последнее время в энергетическом сообществе обоих Алтаев очень много обсуждается проблема энергодефицита так называемого Бийского энергоузла и варианты ее решения. Каким вам видится наиболее оптимальный вариант ликвидации энергодефицита?
- Я считаю, что те наработки, которые представлены в федеральной программе развития схемы энергообеспечения страны до 2020 года, станут достаточными для нормального функционирования Бийского энергоузла. Там предусмотрено развитие системы сетевого хозяйства и генерации, не только гидрогенерации, но и с использованием газа, угля и других источников энергии. Создание именно сбалансированной системы на этой территории - это очень важный момент. Наша гидроэнергия могла бы быть востребована в летний период, когда идет большая вода, а теплоэнергетики могли бы проводить полноценный ремонт и модернизацию своей станции, потому что летом тепло некуда использовать. С этой точки зрения мы могли бы надежно компенсировать друг друга.
К сожалению, не всегда получается отрегулировать интересы между краем и республикой на уровне субъектов Федерации. Поэтому, на мой взгляд, все серьезные вопросы, возникающие в этих взаимоотношениях, должны решаться на уровне Сибирского федерального округа. В том числе и касающиеся перспектив строительства нашей станции, ТЭЦ Белокурихи на природном газе, развития Бийского узла и остальные проблемы, касающиеся развития всей энергосистемы Сибирского региона.
Алексей СКОМОРОХОВ
com.sibpress.ru
29.06.2007