Конкуренция со второй партией власти заставляет взять на вооружение лозунг социальной справедливости
Партия "Единая Россия" столкнулась сегодня с серьезным идеологическим вызовом, на который она должна дать адекватный ответ в ближайшее время. Этот вызов связан с формированием на левом фланге на основе "Родины" и Партии жизни так называемой второй партии власти. Конечно, конкурентоспособность этого новообразования пока сильно преувеличивается. Но и недооценивать потенциального идеологического противника нельзя.
Программа новой социал-демократической партии, по всей видимости, будет сводиться к пропаганде идей социальной справедливости. Тема же социальной справедливости - традиционно одна из наиболее мощных в нашем обществе. А сегодня, увы, есть основания для ее перемещения в центр политического поля. Обратимся к статистике. Одним из самых объективных показателей социального состояния общества является так называемый децельный коэффициент (отношение доходов 10% самых высокооплачиваемых к такому же количеству низкооплачиваемых групп населения). Критический уровень данного показателя научно вычислен. Если мы не хотим социальных потрясений, децельный коэффициент не может быть более 10. Сегодня в России он на уровне 19, а в Москве более 30, что говорит о катастрофическом разрыве между богатыми и бедными. В Белоруссии, на которую обрушился весь мир с критикой о недемократичности режима, децельный коэффициент 5,6. В США он колеблется на уровне 9, в Германии - 7, в Китае - 3.
Однако убедить людей в том, что им пытаются впарить лежалый товар, мало. "Единая Россия" как демократическая партия, выражающая широкие общественные интересы, должна предложить обществу свое четкое видение социальной справедливости. Для "Единой России" в основе социальной справедливости должно лежать наличие справедливых стартовых условий для успеха каждого члена общества. Обратите внимание, не абстрактных возможностей, а условий, которые обеспечиваются совместными усилиями государства, частного и общественного сектора. Например, доступное и качественное образование - одно из таких условий. Частная собственность на землю для всех, а не для избранных - тоже такое условие. Социальная и территориальная мобильность - еще два условия. И каждое из них должно быть гарантировано конкретными материальными ресурсами.
Государство и общество не просто должны слыть справедливыми. Простое перераспределение доходов от эксплуатации природных ресурсов еще не превращает справедливость в работающую идею. Хорошая формула "от каждого по способностям, каждому по труду" выродилась в советском государстве в формулу "они делают вид, что они нам платят, мы делаем вид, что работаем". Одним из показателей бесплодности социализма и стало вырождение идеи социальной справедливости. Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы совместными усилиями заставить ее снова работать. Она должна быть мобилизующей и сплачивающей общество идеей, исходным принципом.
Поэтому партия "Единая Россия" должна найти платформу для внутренней консолидации, а не идти по пути внутрипартийного раскола на фракции по идеологическим разногласиям. Если такой платформой станет обновленное понимание социальной справедливости, можно эффективно обсуждать и решать вопросы социально-экономической модернизации страны.
Идеологам "Единой России" необходимо найти принципы, на которых может основываться своего рода "модернизационный консенсус" общества. Его важнейшие элементы уже отражены в термине "суверенная демократия". По поводу приемлемости и корректности термина "суверенная демократия", кстати, пора прекратить идеологическое переливание из пустого в порожнее. Сегодня важнее определить суть принципов, которых мы хотим придерживаться в своем развитии. "Суверенная демократия" - один из них, объединяющий сочетание государственно-политического устройства и внешней политики страны. Социальная справедливость - другой, задающий тон не для перераспределения уже имеющегося, а для развития на основе модернизации.
Сергей Шишкарев, депутат Государственной думы от "Единой России
Коммерсантъ No 157 (No 3488),
25.08.2006