ВНИМАНИЕ к проблемам отечественной экономики со стороны "Единой России" в последнее время неуклонно растет. Партия разработала программу "Диалоги...", нацеленную на организацию взаимодействия партии с бизнес-сообществом. Многие партийцы уже делегированы в общественные организации, отстаивающие отраслевые интересы, недавно и зампред Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, член "Единой России"
Сергей Шишкарев вошел в состав попечительского совета "Фонда развития трубной промышленности".
Российская газета " Сергей Николаевич, в чем суть новой программы?
Сергей Шишкарев " Цель программы "Диалоги..." - способствовать развитию российской экономики и бизнеса. Мы считаем, что развиваться дальше наша экономика сможет только при условии осмысления существующих проблем и их эффективного решения, поэтому задача "Диалогов" заключается в системном общении власти и бизнеса. Такой формат необходим для принятия конкретных решений. С их помощью будут вырабатываться инициативы, программа законопроектной деятельности "Единой России", нацеленные в первую очередь на поддержку высокотехнологичных отраслей - точек роста российской экономики.
О масштабности "Диалогов" свидетельствует и список ее участников - помимо "Единой России" это РСПП, ТПП России, "Деловая Россия", различные предпринимательские и общественные объединения. Уже сформированы "отраслевые" группы, они и будут осуществлять взаимодействие с бизнесом.
РГ " Вы стали членом попечительского совета "Фонда развития трубной промышленности". Почему именно трубная отрасль?
Шишкарев" Сегодня в трубной отрасли существует ряд значительных вопросов, требующих рассмотрения на самом высоком уровне. Наша задача заключается в содействии решению этих проблем. Важно, что многие из них актуальны не только для трубной промышленности, но и для всей металлургии страны. Первоочередной, весьма болезненный для отрасли вопрос - создание условий для равной конкуренции российских трубных производителей на внутреннем и внешнем рынках. О необходимости отстаивания интересов отечественных производителей говорится на самом высоком уровне.
На недавнем саммите в Финляндии подчеркивалось, что не все условия соглашения о разделе продукции (СРП) выполняются в полной мере, в частности, что касается использования российской рабочей силы, материалов и оборудования. К сожалению, налицо факты "дискриминации" российских трубников и со стороны нашего государства. Представьте себе: при транспортировке трубной продукции по территории РФ в отношении иностранных производителей действуют льготные тарифные ставки! Конечно, подобная ситуация недопустима. Что касается тарифной политики, здесь целый комплекс вопросов: и разработка мер по стимулированию ж/д перевозки высокотехнологической продукции в районы Сибири и Дальнего Востока, и отмена НДС на ж/д тариф при перевозке импортных грузов по территории РФ российскими предприятиями и др.
Очевидно, что решение этих и многих других жизненно важных для металлургов вопросов требует совершенствования, а зачастую и корректировки действующего законодательства, в том числе в области внешнеэкономической деятельности, налогового. Но, пожалуй, самым главным вопросом является необходимость разработки национальной стратегии развития металлургического комплекса, которая будет четко увязана с государственной энергетической стратегией. Очевидно, что топливно-энергетический комплекс страны, обеспечивающий более 50 процентов ВВП, - основа российской экономики. При этом развитие ТЭК невозможно без гарантии стабильного развития отечественной трубной промышленности. Ярким историческим примером, подтверждающим стратегическое значение отрасли для геополитических и экономических интересов государства, является факт, когда в 1960-х годах ФРГ ввела эмбарго на поставку в Россию труб большого диаметра (ТБД), поставив под угрозу срыва строительство газопровода "Бухара-Урал-Центр" и выход советской нефти на рынок стран Восточной Европы. Сегодня очевидно, что продукция трубной промышленности - это основа кровеносной системы страны, без нее невозможно освоение новых территорий, развитие ЖКХ и ТЭК. Нефтегазопроводы являются стратегически важными объектами, от безотказной работы которых зависит не только экономическое благополучие и энергетическая безопасность нашей страны, но и всей Европы.
В настоящее время мы тесно взаимодействуем с президиумом генерального совета партии "Единая Россия" по вопросам развития транспортной системы страны. По инициативе партии был проведен анализ состояния магистрального трубопроводного транспорта нефти, подготовлен прогноз внутреннего и внешнего рынка потребления нефти, составлен обзор сырьевой базы России, а также проведен анализ существующей схемы магистральных нефтепроводов и путей развития магистрального нефтепроводного транспорта. В результате стало ясно, что обслуживание нефтепроводного транспорта может и должно максимально осуществляться за счет различных сегментов отечественной промышленности, включая трубную отрасль. В модернизацию отрасли российский бизнес уже вложил более сорока пяти миллиардов рублей. Результаты не заставили себя ждать- отечественные трубники удовлетворяют 98 процентов внутреннего спроса и поставляют продукцию уже в 70 стран мира. Сегодня российская трубная отрасль находится на острие технологического перевооружения, она стала локомотивом отечественной металлургии.
Но пока процесс модернизации трубники еще не закончили, еще не встали на ноги прочно. В то же время перед отраслью возникла серьезная опасность, заключающаяся в неконтролируемом и постоянно растущем импорте в РФ трубной продукции зарубежных производителей. Цифры говорят сами за себя: только с Украины в сегменте стратегических труб большого диаметра, используемых "Газпромом" и "Транснефтью", за 9 месяцев текущего года импорт вырос на 88 процентов. В результате российские производители снизили отгрузку продукции на внутренний рынок. Это приводит к колоссальным финансовым потерям государства. С учетом снижения и в других сегментах за 9 месяцев государство недополучило 900 миллионов рублей налога на добавленную стоимость, а ущерб трубников составил более5,5 миллиарда рублей. От сокращения загрузки страдает и социальная сфера - трубные предприятия являются градообразующими и крупнейшими налогоплательщиками в своих регионах.
РГ " Предпринимаете ли вы какие-либо конкретные меры для решения этой проблемы?
Шишкарев " Действительно, нужно принимать реальные и эффективные шаги, необходимо вводить специальные защитные меры в виде импортной пошлины. К сожалению, вопрос о введении 8 процентов импортной пошлины на импорт ТБД уже давно на повестке дня. Эта мера проработана минэкономразвития, давно согласована с минпромэнерго, минфином, минюстом, федеральными антимонопольной и таможенной службами. Проект соответствующего постановления был 14 июля внесен в правительство. Однако решение до сих пор почему-то не состоялось. В связи с этим мной подготовлено и направлено обращение в адрес первого заместителя руководителя думской фракции "Единой России" Вячеслава Володина и председателя Госдумы Бориса Грызлова, являющегося лидером нашей партии. Я предложил им обратиться от имени Генсовета партии к председателю правительства Михаилу Фрадкову с просьбой принять конкретные меры по защите интересов трубной отрасли РФ и ввести импортные пошлины на трубы большого диаметра. Надеюсь, общими усилиями нам удастся сдвинуть проблему с мертвой точки, и создать прецедент эффективного взаимодействия власти и бизнеса для содействия эффективному развитию российской экономики.
Российская газета, Город: Москва
Дата: 26 Октября 2006