27 марта 2007
1275

Серик Жусупов: Гавани важнее кораблей

В нашем городе прошла очередная, уже двадцатая, конференция Ассоциации морских торговых портов. Эта структура возникла еще в СССР, когда перестройка вступила в завершающий этап и центральные органы перестали справляться с координацией работы важнейших элементов транспортной инфраструктуры. С тех пор немало воды утекло, например, произошла приватизация портов, но ассоциация и в новых рыночных условиях доказала свою жизнеспособность и полезность. Сегодня на ее членов приходится более половины (50,7%) всего объема перевалки в стране.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко на конференции отметил, что за прошлый год все порты России перевалили 421 млн тонн грузов, это больше, чем в свое лучшее время обрабатывали все гавани Советского Союза (включая ныне зарубежные). "На каждый рубль государственных вложений в портовую инфраструктуру в современную эпоху приходится 10 рублей частных вложений. Это хороший показатель, в среднем по национальной экономике соотношение составляет 1:2,5. Правда, в прошлом году в портовой отрасли этот показатель снизился до 1:8. Причина - проблемы в правовом регулировании и трения с железнодорожным ведомством".

Руководитель агентства пояснил, что большой России не грех поучиться у маленьких Арабских Эмиратов. В Дубаи создана особая припортовая зона, причем она рассчитана не на перевалку, а на компании, работающие с грузами. В результате буквально на пустом месте без собственного сырья на двухстах гектарах разместились 100 фирм, развивается промышленность, а оборот порта Дубаи растет на 30% ежегодно.

"В самое тяжелое время Россия сохраняла в первую очередь порты, а не коммерческий флот. Судно сегодня ходит под одним флагом, а завтра поднимает другой. А причалы не могут уйти из страны. Очень хорошо, что на Северо-Западе развиваются порты Петербурга, Усть-Луги, небывало быстро готовится открытие нового пассажирского терминала на Васильевском острове", - отметил Александр Давыденко.

Председатель комитета по транспортно-транзитной политике администрации Петербурга Андрей Карпов заявил, что для нашего города при планировании развития морских ворот северной столицы очень важно взаимодействие с федеральным центром: "Есть определенный парадокс. Морские и железнодорожные подходы к порту обустраиваются за счет федеральных ведомств, а автомобильные подъезды - забота городских властей. При этом именно автомашины создают социальную нагрузку. Если что-то случается в море или на рельсах, то подавляющее большинство жителей этого не ощущают на себе. А транспорт, идущий в порт по улицам, мгновенно создает заторы. Правда, в последнее время центральные власти стали с большим пониманием относиться к нашим нуждам, например, финансируется строительство Западного скоростного диаметра, который облегчит продвижение к территории порта".

По мнению исполнительного директора ассоциации Серика Жусупова, очень важно скорее принять реально работающий закон "О морских торговых портах России". В частности, необходимо решить вопрос о статусе грузообрабатывающих (стивидорных) компаний. Пока их не признают даже предприятиями транспортной отрасли.

До недавнего времени было два варианта законопроекта. Один от правительства, другой - от депутатов "Единой России". По словам участвовавшего в работе экспертного совета Серика Жусупова, сейчас наконец принято решение объединить оба варианта и принять закон как можно скорее.

Появление закона позволит отрегулировать процесс создания портовых "особых экономических зон", решить вопросы, связанные с инвестированием в портовую инфраструктуру, с имущественными отношениями, землей, оказанием услуг в портах. Кроме того, в этом акте необходимо учесть интересы портовых регионов, чтобы не произошло сужение налогооблагаемой базы поселений, это напрямую затрагивает и интересы Петербурга.

Ожидается, что законопроект обозначит перечень объектов инфраструктуры, которые не могут находиться в частной собственности (волноломы, дамбы, подходные каналы и другие морские подводные гидротехнические сооружения, средства навигационного оборудования и управления движением судов). Срок аренды объектов инфраструктуры и земельных участков, по мнению г-на Жусупова, должен составлять не менее 15 лет (сейчас он либо не более пяти, либо договор заключается на неопределенный срок). Краткосрочная аренда либо договор без четкой временной границы не позволяют инвесторам вкладывать значительные средства в объекты.



27.03.2007
www.spbvedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован