19 января 2007
2807

Шалва АМОНАШВИЛИ: Истина Школы (Продолжение)

В конце пути перед ними возникли высокие ворота. Учитель открыл их, и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный и запутанный.

- Дальше пойдешь сам! - сказал Учитель. - Как?! - удивился правнук Адама. - Я шел с тобой двадцать лет, чтобы получить лестницу для приближения к Создателю! А там лабиринт, где я могу запутаться и потеряться! - Ты сам уже лестница и для себя, и для других. А более высшие ступеньки ищи в любом встречном, ибо каждый для тебя будет Учителем, и сам будешь для каждого Учителем. - Тогда дай мне напутствие! - Запомни мое напутствие:

Вера в Творца будет собирателем твоих сил.

Любовь ко всему станет вершиной твоей лестницы.

Сердце твое будет обителью твоей мудрости.

Так живи.

Правнук Адама, который тоже был назван Адамом в честь своего прадеда, глубоко поклонился Учителю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта, из которого он только что вышел. А в душе услышал голос: - Иди, тебя ждут! - Это был Ты моим Учителем?! - изумился правнук Адама.

Но ответ не последовал.

Он повернулся и шагнул в более сложный и запутанный лабиринт жизни.

Первыми встречными оказались мальчик и девочка.

Правнук Адама, имя которому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. "Это же я! Это же мое детство двадцатилетней давности!" - удивился он.

А дети, увидев его, порадовались. - Учитель, мы ждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! - взмолились они. - Дети, кто вы будете? - спросил правнук Адама. - Я - Адам! - ответил мальчик. - Я - Ева! - ответила девочка. - Вас назвали в честь ваших прапрадеда и прапрабабушки? - Да! - ответили они.

"Значит, я - Учитель своего детства, то есть - самого себя, а мое детство - Учитель мой! Так ли, Господи?" - но ответ не последовал. - Следуйте за мной! - сказал он Адаму и Еве и смело повел детей в непознанный ими лабиринт жизни.

* * *

Святое и великое Слово - Скале.

Спасибо латинянам, что уберегли и подарили миру это слово. Каждый народ обласкал его и принял как достояние собственного языка.

"Школа" - говорят русские.

"Шуле" - говорят немцы.

"Скул" - говорят англичане.

"Скоула" - говорят итальянцы.

"Эколе" - говорят французы.

"Эскуела" - говорят испанцы.

"Скола" - так говорят грузины.

"Схоле" - это греки.

"Сколе" - это норвежцы.

"Скола" - это латыши.

"Школа" - это белорусы.

"Школа" - это украинцы.

Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово "Школа"?

Есть только одно-единственное священное слово - Храм.

Храм и Школа.

* * *

Речь идет не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идет о Храме и о Школе.

Замки и дворцы - творения человеческих рук.

Храм и Школа - творения духовные.

Сам владелец замка не есть замок, и сам владелец дворца не есть дворец.

А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. "Братья мои, - говорят нам, - неужели не знаете, что вы и есть Храм Христа".

И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель - там и Школа.

Но если люди строят Храм и Школу, это потому, чтобы им было удобнее объединять свои усилия в молитве и образовании.

Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни и не закладывают они основ будущей жизни народов.

Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего.

Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь.

* * *

Но, друзья Школы, бейте в тревожные колокола!

Родная Школа в опасности!

Общество забывает о предназначении Школы.

Общество требует от Школы только одного: "Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!" Именно пробиваться - качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает.

"Знания...Знания!.." - требует общество от Школы.

Но Школа не умеет так: давать знания и не давать духовность и нравственность своим воспитанникам. Школа знает мудрость великого мыслителя: "Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего". Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовные опоры, не имеет нравственность.

* * *

Знаете, чем это чревато?

Сейчас узнаете.

Маленькая газетная зарисовка, которая называется: "Халява кончилась, пора платить".

"Как наши дети начинают курить и колоться?.. Вечер. Двор. Лавочка в укромном уголке. Сидят, курят, болтают о том о сем мальчики и девочки четырнадцати лет. К ним подходит группа парней и девушек чуть постарше. Один спрашивает: - А что это вы делаете? - Сидим, курим... - А что курите? - Как что, сигареты... - Ну вы совсем как маленькие! - изумляется парень. - Другие пацаны давно от травки балдеют...

Всегда находится мальчишка, который скажет: - А у нас же нет...

Разговор в нужное русло мгновенно направит кто-нибудь из старших: - Видишь, Вася, у них нет, они еще маленькие... - Как нет? - воодушевляется Вася, - Нон проблем, у нас есть, чего хотите, ребята, травку, винт...

Расчет беспроигрышный. Как говорят, на "слабо" берут. Если бы подросток был один, он еще мог бы отказаться. Но в компании! Да еще когда всех маленькими назвали...

Отказаться невозможно. Курят, колются, кайфуют, входят во вкус, привыкают. Так продолжается месяца три-четыре. Пока тот же искуситель однажды не скажет: - Мальчики-девочки, а вам еще не надоело ширяться на халяву? Оно ведь бабок стоит, платить надо!..

Все. Игры закончились. Ловушка захлопнулась"...

Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: "А где школа?" Но теперь скажут: "А что школа, что она может сделать!"

Но если школа ничего не делает и не может ничего сделать, то это не Школа, а обман.

* * *

Где-то в газете пишут: "Подлинным бедствием стало в последние годы засилье сквернословов в школах Франции!"

В школах Франции?!

А в России? А в Грузии? А на Украине? А в... и т.д.?

И что же предпринимают французские попечители образования, наследники Франсуа Рабле, Жан Жака Руссо, Селестена Френе?

Газета сообщает: чтобы покончить с бранным бедствием, введен закон относительно такого рода преступления, как словесное оскорбление школьных учителей.

Заметьте, пожалуйста, закон защищает учителей, но не требует усиления воспитательной работы.

Каковы меры наказания?

Учащихся в возрасте от 13 лет, посмевших обругать педагога, отсылают сроком до шести месяцев в специальное заведение для несовершеннолетних правонарушителей. Тех же, кому перевалило за 18 лет, ждет настоящая тюрьма с тем же сроком заключения, и к тому же штраф до шести тысяч евро.

Одни педагоги Франции рады новому закону, другие же считают, что поведение школьников после отбытия срока в тюрьме или изоляторе станет еще более скверным и неисправимым.

Вот о чем сообщает газета.

Грустно?

Конечно, грустно. Грустно потому, что сквернословят и наши дети. Правда, школьники пока не оскорбляют своих учителей бранными словами (бывает, но не так, как во Франции или где-то еще), но ругают друг друга, сквернословят на каждом шагу.

Может быть, скажет учитель литературы и языка, что пора за - пре - тить сквернословие? Может быть, поддержат его и другие учителя?

Но сами-то учителя запрещают самим себе оскорблять своих учеников?

Вот какие "перлы" учительской речи записали ученики из разных городов России (выписки из газет):

"Пора кончать дурака".

"Что вы спите, стоя на ходу?"

"Переубедить ваши мозги невозможно!"

"Иванова, я вижу, тебе не нравится мой предмет, а ведь я педагог мужского пола - один на весь микрорайон!"

"Петров, ты окончательно сел мне на голову! Я тебе русским языком говорю: "Слезь с моей головы! Слезь с моей головы! Слезь с моей го - ло - вы - ы ы ы ы ы ы!"

"Сидоров, это тебе русский язык, между прочим! А не говяжий, телячий, свинячий или еще какой-нибудь национальности!"

"Мозги должны быть хоть в одной части тела!"

"Ты напоминаешь мне князя Мышкина, то есть идиота!"

"И чтобы ни одной твоей ноги не было на моем уроке!"

Вы же знаете, что такое эхо?

Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзвуков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его.

* * *

Друзья Школы!

Бейте в тревожные колокола!

Школа в опасности!

Знаете, что происходит во многих школах?

Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице.

Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы.

Группа учеников ограбила собственную школу - забрала компьютеры, физические и химические приборы и реактивы.

Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они.

Старшеклассники вечером у подъезда дома ограбили старую женщину и избили ее.

Девочка из восьмого класса в течение года снабжала наркотиками несколько десятков учеников.

Учитель на протяжении ряда лет извращал и насиловал своих учениц.

Банда старшеклассников долгое время занималась рэкетом в школе - принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы.

Педсовет школы разрешил своим ученикам курить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Многие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась.

Шалва АМОНАШВИЛИ


Продолжение. Начало в No 14

Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1211
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован