В конце пути перед ними возникли высокие ворота. Учитель открыл их, и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный и запутанный.
- Дальше пойдешь сам! - сказал Учитель. - Как?! - удивился правнук Адама. - Я шел с тобой двадцать лет, чтобы получить лестницу для приближения к Создателю! А там лабиринт, где я могу запутаться и потеряться! - Ты сам уже лестница и для себя, и для других. А более высшие ступеньки ищи в любом встречном, ибо каждый для тебя будет Учителем, и сам будешь для каждого Учителем. - Тогда дай мне напутствие! - Запомни мое напутствие:
Вера в Творца будет собирателем твоих сил.
Любовь ко всему станет вершиной твоей лестницы.
Сердце твое будет обителью твоей мудрости.
Так живи.
Правнук Адама, который тоже был назван Адамом в честь своего прадеда, глубоко поклонился Учителю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта, из которого он только что вышел. А в душе услышал голос: - Иди, тебя ждут! - Это был Ты моим Учителем?! - изумился правнук Адама.
Но ответ не последовал.
Он повернулся и шагнул в более сложный и запутанный лабиринт жизни.
Первыми встречными оказались мальчик и девочка.
Правнук Адама, имя которому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. "Это же я! Это же мое детство двадцатилетней давности!" - удивился он.
А дети, увидев его, порадовались. - Учитель, мы ждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! - взмолились они. - Дети, кто вы будете? - спросил правнук Адама. - Я - Адам! - ответил мальчик. - Я - Ева! - ответила девочка. - Вас назвали в честь ваших прапрадеда и прапрабабушки? - Да! - ответили они.
"Значит, я - Учитель своего детства, то есть - самого себя, а мое детство - Учитель мой! Так ли, Господи?" - но ответ не последовал. - Следуйте за мной! - сказал он Адаму и Еве и смело повел детей в непознанный ими лабиринт жизни.
* * *
Святое и великое Слово - Скале.
Спасибо латинянам, что уберегли и подарили миру это слово. Каждый народ обласкал его и принял как достояние собственного языка.
"Школа" - говорят русские.
"Шуле" - говорят немцы.
"Скул" - говорят англичане.
"Скоула" - говорят итальянцы.
"Эколе" - говорят французы.
"Эскуела" - говорят испанцы.
"Скола" - так говорят грузины.
"Схоле" - это греки.
"Сколе" - это норвежцы.
"Скола" - это латыши.
"Школа" - это белорусы.
"Школа" - это украинцы.
Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово "Школа"?
Есть только одно-единственное священное слово - Храм.
Храм и Школа.
* * *
Речь идет не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идет о Храме и о Школе.
Замки и дворцы - творения человеческих рук.
Храм и Школа - творения духовные.
Сам владелец замка не есть замок, и сам владелец дворца не есть дворец.
А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. "Братья мои, - говорят нам, - неужели не знаете, что вы и есть Храм Христа".
И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель - там и Школа.
Но если люди строят Храм и Школу, это потому, чтобы им было удобнее объединять свои усилия в молитве и образовании.
Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни и не закладывают они основ будущей жизни народов.
Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего.
Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь.
* * *
Но, друзья Школы, бейте в тревожные колокола!
Родная Школа в опасности!
Общество забывает о предназначении Школы.
Общество требует от Школы только одного: "Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!" Именно пробиваться - качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает.
"Знания...Знания!.." - требует общество от Школы.
Но Школа не умеет так: давать знания и не давать духовность и нравственность своим воспитанникам. Школа знает мудрость великого мыслителя: "Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего". Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовные опоры, не имеет нравственность.
* * *
Знаете, чем это чревато?
Сейчас узнаете.
Маленькая газетная зарисовка, которая называется: "Халява кончилась, пора платить".
"Как наши дети начинают курить и колоться?.. Вечер. Двор. Лавочка в укромном уголке. Сидят, курят, болтают о том о сем мальчики и девочки четырнадцати лет. К ним подходит группа парней и девушек чуть постарше. Один спрашивает: - А что это вы делаете? - Сидим, курим... - А что курите? - Как что, сигареты... - Ну вы совсем как маленькие! - изумляется парень. - Другие пацаны давно от травки балдеют...
Всегда находится мальчишка, который скажет: - А у нас же нет...
Разговор в нужное русло мгновенно направит кто-нибудь из старших: - Видишь, Вася, у них нет, они еще маленькие... - Как нет? - воодушевляется Вася, - Нон проблем, у нас есть, чего хотите, ребята, травку, винт...
Расчет беспроигрышный. Как говорят, на "слабо" берут. Если бы подросток был один, он еще мог бы отказаться. Но в компании! Да еще когда всех маленькими назвали...
Отказаться невозможно. Курят, колются, кайфуют, входят во вкус, привыкают. Так продолжается месяца три-четыре. Пока тот же искуситель однажды не скажет: - Мальчики-девочки, а вам еще не надоело ширяться на халяву? Оно ведь бабок стоит, платить надо!..
Все. Игры закончились. Ловушка захлопнулась"...
Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: "А где школа?" Но теперь скажут: "А что школа, что она может сделать!"
Но если школа ничего не делает и не может ничего сделать, то это не Школа, а обман.
* * *
Где-то в газете пишут: "Подлинным бедствием стало в последние годы засилье сквернословов в школах Франции!"
В школах Франции?!
А в России? А в Грузии? А на Украине? А в... и т.д.?
И что же предпринимают французские попечители образования, наследники Франсуа Рабле, Жан Жака Руссо, Селестена Френе?
Газета сообщает: чтобы покончить с бранным бедствием, введен закон относительно такого рода преступления, как словесное оскорбление школьных учителей.
Заметьте, пожалуйста, закон защищает учителей, но не требует усиления воспитательной работы.
Каковы меры наказания?
Учащихся в возрасте от 13 лет, посмевших обругать педагога, отсылают сроком до шести месяцев в специальное заведение для несовершеннолетних правонарушителей. Тех же, кому перевалило за 18 лет, ждет настоящая тюрьма с тем же сроком заключения, и к тому же штраф до шести тысяч евро.
Одни педагоги Франции рады новому закону, другие же считают, что поведение школьников после отбытия срока в тюрьме или изоляторе станет еще более скверным и неисправимым.
Вот о чем сообщает газета.
Грустно?
Конечно, грустно. Грустно потому, что сквернословят и наши дети. Правда, школьники пока не оскорбляют своих учителей бранными словами (бывает, но не так, как во Франции или где-то еще), но ругают друг друга, сквернословят на каждом шагу.
Может быть, скажет учитель литературы и языка, что пора за - пре - тить сквернословие? Может быть, поддержат его и другие учителя?
Но сами-то учителя запрещают самим себе оскорблять своих учеников?
Вот какие "перлы" учительской речи записали ученики из разных городов России (выписки из газет):
"Пора кончать дурака".
"Что вы спите, стоя на ходу?"
"Переубедить ваши мозги невозможно!"
"Иванова, я вижу, тебе не нравится мой предмет, а ведь я педагог мужского пола - один на весь микрорайон!"
"Петров, ты окончательно сел мне на голову! Я тебе русским языком говорю: "Слезь с моей головы! Слезь с моей головы! Слезь с моей го - ло - вы - ы ы ы ы ы ы!"
"Сидоров, это тебе русский язык, между прочим! А не говяжий, телячий, свинячий или еще какой-нибудь национальности!"
"Мозги должны быть хоть в одной части тела!"
"Ты напоминаешь мне князя Мышкина, то есть идиота!"
"И чтобы ни одной твоей ноги не было на моем уроке!"
Вы же знаете, что такое эхо?
Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзвуков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его.
* * *
Друзья Школы!
Бейте в тревожные колокола!
Школа в опасности!
Знаете, что происходит во многих школах?
Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице.
Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы.
Группа учеников ограбила собственную школу - забрала компьютеры, физические и химические приборы и реактивы.
Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они.
Старшеклассники вечером у подъезда дома ограбили старую женщину и избили ее.
Девочка из восьмого класса в течение года снабжала наркотиками несколько десятков учеников.
Учитель на протяжении ряда лет извращал и насиловал своих учениц.
Банда старшеклассников долгое время занималась рэкетом в школе - принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы.
Педсовет школы разрешил своим ученикам курить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Многие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась.
Шалва АМОНАШВИЛИ
Продолжение. Начало в No 14
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1211