Как и было обещано, в нашей студии - заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Львович Митволь, известный на всю Россию борец с драконами и всяческими безобразиями. Итак, какие "драконы" у нас на очереди, каковы их фамилии, клички и чем они промышляют?
МИТВОЛЬ: Если считать драконов исчезающими животными, то они, как животные из Красной книги, скорее нуждаются в защите, и я не стал бы обычных взяточников называть этим романтическим именем. Наши взяточники, негодяи и жулики - это паразиты, которые сидят на шее наших людей. Некоторые люди это чувствуют, некоторые - пока еще нет, но этот паразитизм, который начинается с обычных поборов на дорогах, в ЖЭКах и других госучреждениях, в конечном итоге наносит ущерб всем. Разновидности этого паразитизма - незаконное использование государственного имущества или его незаконное распределение; но это бьет по всем гражданам.
- Попробуем все же пройти по вашему списку. Итак, из нашумевшего: Байкал, например...
МИТВОЛЬ: История озера Байкал длится уже сорок один год. Кто-то придумал поставить целлюлозный комбинат на берегу озера Байкал; это единственное промышленное предприятие, которое напрямую ежедневно сбрасывает в озеро сотни тысяч тонн стоков. Почему оно существует столько лет, не вполне понятно. Я работаю в Росприроднадзоре с 2004-го года, и каждые полгода нам обещают: сейчас-сейчас, мы вот-вот запустим очистные сооружения. Обещает руководство комбината...
- Но вы не из тех людей, кто, послушав такие обещания, ими и удовлетворяются.
МИТВОЛЬ: Обычно это сопровождается заклинаниями, что пострадают бедные жители города Байкальска, которым нечего будет есть, а комбинат - это градообразующее предприятие, на нем работает тысяча семьсот человек, государство многое потеряет... Но ждать надоело. Дело в том, что ту химическую палитру, которую сбрасывает комбинат в Байкал, наши дети будут ощущать десятки лет. Даже если мы остановим это предприятие завтра, то последствия его деятельности будут ощущаться еще десятки лет...
- Когда, вы думаете, сможете его остановить?
МИТВОЛЬ: Мы действуем строго в правовом поле и, думаю, иск, который ушел в иркутский арбитраж, будет достаточно долго рассматриваться. А мы с вами понимаем, что руководство комбината странным образом заинтересовано в его деятельности. Давайте вспомним: пятьдесят один процент капитала предприятия принадлежит государству, до 2004-го года комбинат работал с прибылью пятьдесят миллионов рублей в год. В 2004-м году у него появилась частная управляющая компания, а прибыль составила уже один миллион рублей. А последний год комбинат закончил с убытком в шестьдесят шесть миллионов рублей! Притом что все знают, что производство целлюлозы и отправка ее в Китай, который находится недалеко, - это чрезвычайно прибыльное мероприятие. Мы же получаем одни убытки.
Удивительная картина: предприятие ради убытков уничтожает мировой запас пресной воды, - а в озере Байкал - пятая часть всех мировых запасов пресной воды! Мы говорим, что там надо развивать экологический туризм; люди посещают Байкал, в том числе и высокопоставленные особы, - этим летом там был монакский правитель принц Альбер. А много ли туристов захотят купаться в отходах целлюлозно-бумажного комбината?
СЛУШАТЕЛЬ: Я из Новосибирска, сибиряк. Мы помним фильм нашего известного кинорежиссера "У озера"; с тех пор столько копий было сломано! Это озеро уникальное, оно находится под охраной ЮНЕСКО. Почему же вы боретесь в одиночку?!
МИТВОЛЬ: Я считаю, что борюсь не в одиночку. На нашей стороне - экологические организации, их достаточно много. На нашей стороне - простые люди, писатели...
- Я хотел бы, чтобы на вашей стороне была Генеральная прокуратура...
МИТВОЛЬ: А давайте подумаем: если это предприятие, по оценкам экспертов, должно приносить сорок миллионов долларов прибыли в год, а приносит шестьдесят миллионов рублей убытков, то как вы думаете, где эта разница?..
10.12.2007
http://www.radiorus.ru/news.html?rid=2534&date=12-01-2008&id=238452