С заместителем губернатора Вологодской области Владимиром Касьяновым беседовала Татьяна Федяева, руководитель пилотных проектов ФРИП
Однажды заместитель губернатора Вологодской области Владимир Васильевич Касьянов в нашем с ним разговоре сказал: "Все почему-то думают, что власти нужны послушные издания, которые перед этой самой властью прогибаются и готовы сделать все, чтобы ей понравиться. Но ведь это не так. Зависимые нужны слабому руководителю, потому что он утверждается за их счет. Сильные - заинтересованы в независимых изданиях. Во-первых, это тот свисток, через который пар выходит, то есть, чайник не разорвется, а во-вторых, честные самостоятельные газеты и поведение власти корректируют, заставляют ее к народу прислушиваться. Значит, такая власть имеет будущее. А читатели кому поверят, если что? Продажной газетенке или серьезному изданию?". Очень захотелось тогда поговорить обстоятельно.
Но собеседник от моего предложения отмахнулся: "Вот когда все "районки" перерегистрируем, выведем их из-под властного управления, тогда и обсудим. Сейчас некогда. Ездим по области, собрания проводим. Вы говорите, журналистам нужна свобода? Поверите или нет, но некоторые не хотят уходить из-под управления. Говорят, что им так спокойнее: получил дотацию и живи дальше. А сменятся учредительство и форма собственности - представляете, как крутиться надо будет? И не делать ничего нельзя: 131-ФЗ, который об общих принципах организации местного самоуправления, прямо говорит об этом. И здравый смысл требует. Так что мне сейчас не до интервью..."
Прошло около полугода. Сейчас почти все районные газеты Вологодчины перерегистрировались. Теперь они стали АНО. Автономными некоммерческими организациями. И не то, чтобы власть совсем уж бросила их, но отношения стали другими. Прежде всего, они изменились финансово. Как? Об этом наш разговор с заместителем губернатора Вологодской области Владимиром Васильевичем Касьяновым.
- От системы дотаций мы ушли окончательно. Сейчас работаем по договорам и грантам. Сначала объявляем тему конкурса. Затем каждый из редакторов составляет план-заявку на участие. Следующий этап - защита проекта. Обычно участников бывает около 130. А в конкурсе может победить только 39 редакций. То есть, один из трех. Идет жесточайший предварительный отбор. Как проходит? Есть у нас в Законодательном собрании депутат Глуздина Мария Григорьевна, честный уважаемый человек. Она отвечает за первичный отбор заявок. Просматривает материалы, выносит заключение. Потом начинается обсуждение каждой заявки. Обычно проходит так: "По этой теме поступило четыре предложения. Представлены следующие проекты..." И такая борьба идет! Темы? Например, "Здоровый образ жизни".
Или, например, "Маяк" из Вологодского района сейчас выиграл. У нас есть проект по возрождению малых населенных пунктов..... У нас три таких особо проблемных поселка, которые мы пытаемся поднять с помощью газеты. Как вовлечь людей в обустройство собственной жизни без газеты?
Все обсудили, разделили деньги, назвали победителей. А в "Красном Севере", нашей областной газете, полностью отчитались: такой-то газете - 500 тысяч рублей выделено, такой-то - столько-то. А дальше - комментарии депутатов, которые комментируют решение. Говорят, как все проходило: и споры были, и конфликты, но вывод сделали на основании того-то...
Конечно, и журналистам, и представителям общественных организаций интересно, кто входит в совет, рассматривающий заявки. Мы решили, что правильно будет, если его состав будет неоднородным. И получилось так, что
четыре человека представляют исполнительную власть (попросту говоря, чиновники), четыре - депутаты областного законодательного собрания, четыре - представители общественных организаций. Решение по каждому СМИ принимается после голосования. И после заседания все члены комиссии ставят свою подпись. Больше нет претензий.
Иногда ко мне приходят редакторы: "Владимир Васильевич, почему мы не получили грант?". Я отвечаю: "Посмотрите, вот вам пример. Очень неудобная для правительства области газета. Критикует власть постоянно. Но она получила грант. А почему? Да потому что в их заявке есть все: и как они будут тот или иной материал делать, и какой задел уже есть у них, наконец, просто, насколько все прекрасно представлено! Да меня бы никто не понял, если бы другое решение приняли".
А что касается денег, то все просто. Мы предусмотрели на эти цели годовой бюджет и делим его на две части. Вот сейчас, в июле, предлагаем новый грант. Только не думайте, что все гладко и хорошо у нас. Есть большая доля бюрократии. Чтобы не обижать никого, стараемся предусмотреть разные обстоятельства, принимать во внимание условия, в которых работают СМИ. Разве можно одинаково подходить к городской или областной газете, да если еще они выходят там, где много рекламы, и к "районке" в самом углу области? Пока еще у нас не было, чтобы у кого-то была большая обида.
Сейчас мы так же стали работать и с общественными организациями. Есть строчка в бюджете: "Поддержка общественных организаций". А у нас их в области две тысячи. Объявили конкурс на получение гранта по молодежной проблематике. Победит организация, которая имеет большую численность, опыт работы, авторитет.
Перед прошлым совещанием глав, чтобы всем было понятно, что мы делаем в этом направлении, мы опубликовали большое интервью в "Красном Севере" на целую полосу. И о СМИ, и об общественных организациях. Принципы должны быть одни и те же. Расходуются деньги налогоплательщиков, и они должны знать, на что именно и почему. И конфликтов меньше будет. Правда, без них все равно не обойдется.
Недавно один наш товарищ, редактор, стал гостям из Москвы жаловаться, что денег мало. А я не выдержал и говорю: "А ваша редакция, "районка", между прочим, в прошлом году миллион получила! Чего ты плачешься?" Это, наверное. у многих уже такая привычка: просить, кивая на собственную бедность. Поэтому на каждом совещании немножко плачутся. Но идут вперед. И есть уже несколько очень солидных газет, которые говорят: "Все, спасибо! Оторвались от зарплаты, которая была жестко привязана к месту, оторвались от типографии, которая ушла в самостоятельное плавание, оторвались от системы обслуживания. Сейчас зарплату себе сами устанавливаем, деньгами сами распоряжаемся". Но, правда, есть и перебор в самостоятельности. Звонят, например, из прокуратуры или налоговой: "Помогите сделать что-нибудь. Районки не публикуют наши статьи, деньги требуют". А я отвечаю: "Ничем не могу помочь! Встречайтесь с редактором, объясните, что эта информация жизненно важна для подписчиков! Да просто напишите так, чтобы газета сказала: мы все это бесплатно возьмем! Они ведь тоже понимают, что читателю нужно".
И еще интересный момент. Вся область у нас уже закрыта частными районными газетами. Например, "Уездные новости" распространяются в шести районах и подобрались к совокупному тиражу шести традиционных районных газет. Но при этом ни копейки не получают из бюджета. Поэтому, думаю, что в нужном направлении идем. К концу года со всеми редакциями районок надеемся определиться. И пусть дальше выбирают читатели. Вот такая конкуренция. Но не все гладко. Когда в прошлом году мы с районками стали работать, в Госдуме внесли в законопроект поправку, по которой газетам вроде можно бы и по-старому жить. И некоторые наши редакторы крылья подняли: будем по-прежнему жить на дотации, и делать ничего не надо. Но, в основном, все же люди понимают, что надо идти вперед.
Хотите, скажу, чего мы хотим? Мы хотим, чтобы районки стали общественно-правовыми изданиями. Однозначно! И пусть убирают нашу проблематику в раздел официальной информации, где публикуются законодательные акты. Основные материалы должны быть такие, которые нужны для того, чтобы наладить жизнь сообщества и отдельного человека.
У нас газета "Красный Север" сейчас выходит тиражом 40 тысяч экземпляров, а было еще не так давно 19. Четверговый номер стали выпускать толстушкой, а два других, где публикуются законодательные акты - тонкими. Но зато - печать большими буквами! Чтобы пенсионеры могли все видеть. Представляете, помогло! Ясно, что не только из-за крупного шрифта подписка выросла, но это тоже роль сыграло. В нынешнем году мы думаем поднять ее подписку до 90 тысяч. Это же основная областная газета. И тираж всех районок - тоже 90. Поэтому мы главам муниципальных образований заявили: ребята, мы уже вышли из учредителей. И если вы свою печать на местах сами не разовьете, нам, областной власти, районные газеты не нужны. Для информационного обеспечения нам областной прессы достаточно. Иногда задаем такой вопрос: глава, тебе нужна "районка"? Не знаешь? Определишься перед выборами? А может быть, есть смысл сегодня подумать, как будут развиваться ваши отношения дальше и на каких условиях? Думай. А лучше думайте вместе с журналистами и общественностью. Это же дело не только личное. Не только бизнес. А что-то совсем другое. Многие начинают понимать...
31.05.2006
www.frip.ru