08 февраля 2006
2769

`Синергия` будет участвовать в консолидации алкогольного рынка - Александр Мечетин Интервью с председателем правления ООО `Синергия`

В декабре 2005 г. группа компаний "Синергия" запустила проект по созданию сети специализированных круглосуточных магазинов небольшого формата, торгующих алкоголем, под названием "Винная лавка Саввы Водочникова". Они позиционируются как удобные "магазины у дома", где совершеннолетним покупателям предлагаются алкогольные и слабоалкогольные напитки, снеки, сигареты. Алкогольный ассортимент магазинов будет представлен продукцией как ликероводочных заводов группы "Синергия", выпускаемой в частности под маркой "Трест Саввы Водочникова", так и других ведущих торговых марок. Кроме водочного ритейла в 2006 г. в планах "Синергии" стоит продвижение своего федерального бренда - водки "Русский лед".

ОАО "Синергия" представляет собой холдинг, владеющий активами предприятий в сфере пищевой промышленности, производства ликероводочной продукции, розничной торговли. Совокупный товарооборот предприятий холдинга по итогам 2004 г. составил 4,15 млрд руб. Холдинг был создан в декабре 1998 г. В 1999-2004 гг. компания приобрела пакеты акций ряда предприятий в Приморском крае, Поволжье, на Урале и Северо-Западе РФ. В настоящее время основными направлениями бизнеса группы компаний "Синергия" являются производство и дистрибуция алкогольной продукции, а также производство продуктов питания. В беседе с журналистом RBC daily Олегом Трутневым председатель правления "Синергии" Александр Мечетин рассказал о стратегии компании на рынке алкоголя, а также поделился своими соображениями по насущным вопросам российской алкогольной отрасли в целом.

- Не могли бы Вы раскрыть последние финансовые показатели компании "Синергия"?

- На сегодняшний день мы наняли компанию "Бейкер Тилли Русаудит" для осуществления международного аудита 2004-2005 гг., поэтому будет правильней делать какие-то заявления после получения данных от аудиторов. Предварительно выручка компании за первое полугодие превышает 60 млн долл. В целом по итогам года мы планируем получить не менее 150 млн долл., EBITDA - 16 млн долл. Как только мы получим аудированную отчетность, безусловно, это будет открытая информация.

- В последнее время компания "Синергия" стала известна главным образом благодаря своим планам по запуску федерального водочного бренда. Что подтолкнуло Вас к этому?

- Сегодня на региональных рынках (Архангельск, Пермь, Хабаровск, Приморье) предприятия "Синергии" производят более 3 млн дал. Мы рассматриваем региональный рынок как стабильный и легко стагнирующий с точки зрения алкоголя. У местного населения есть привязанность к региональным маркам. И в этом смысле это хороший источник для определенных финансовых ресурсов. Это достаточно стабильный бизнес, потому что расходы на маркетинг и рекламу в регионах ниже. Но очевидно, что есть тенденция по вытеснению региональных марок федеральными, эта тенденция присутствует последние 5-7 лет, и, возможно, в следующем году она усилится - сейчас сложно прогнозировать, что произойдет после вступления в силу нового федерального закона. Соответственно мы захотели помимо этих региональных рынков усилиться федеральной маркой.

- Вы не исключали возможности приобретения уже существующих брендов у других участников рынка. Принесли ли какие-то результаты переговоры с производителями алкоголя?

- На сегодняшний день результатов в этом направлении нет, и, честно говоря, в ближайшее время они не планируются. Но переговоры были.

- Не хотят продавать?

- Можно и так сформулировать.

- Помимо вывода федерального водочного бренда, каковы планы на ближайшее время?

- В ближайший год, что касается алкоголя, направление у "Синергии" такое: с одной стороны, мы хотим удержать те довольно значительные объемы, которые продаем в регионах (более 3 млн дал планируем продать в этом году), и второе - вывод федеральной марки. По алкогольной тематике в следующем году мы сфокусируемся именно на этом.

- Какова Ваша доля на российском рынке алкоголя на сегодняшний день, и какую долю Вы хотели бы иметь в перспективе?

- Если мы говорим, что официальное производство в стране составляет около 135 млн дал, а "Синергия" производит более 3 млн дал, то тогда можно говорить о доле в 2% с лишним. Если говорить о потреблении, то, зная, что замеры розничного оборота показывают потребление в 200 млн дал, можно говорить о том, что у нас около 1,5%. Вообще рынок алкоголя достаточно сильно раздроблен, даже доли таких лидирующих компаний, как "Веда" и "Кристалл", не превышают 5% у каждого. Безусловно, процессы консолидации на рынке будут, и мы хотим в них участвовать - и с точки зрения приобретения региональных заводов, и с точки зрения вывода федеральной марки.

- Верна ли информация, что с покупкой завода в Хабаровске компания "Синергия" вошла в десятку ведущих производителей алкоголя в России?

- Совокупные объемы производства ликероводочных заводов группы по итогам 2005 г. превысили 3,1 млн дал. По этому показателю "Синергия" входит в десятку крупнейших производителей страны. Но для нас это не является самоцелью.

- С начала года российские алкогольные компании вынуждены были остановить производство из-за отсутствия новых акцизных марок. Можно уже подсчитать, сколько составили убытки ликероводочных заводов "Синергии"?

- По самым скромным подсчетам, мы не выпустили 200-250 тыс. дал продукции. Но мы предвидели, что с марками будут проблемы, поэтому обеспечили необходимый запас продукции, а вынужденный простой использовали для плановой модернизации производств.

- Планируете ли Вы в дальнейшем новые приобретения, или Вам будет достаточно уже имеющихся на сегодняшний день мощностей?

- Да, нас интересуют региональные рынки и региональные заводы со стабильной лояльной аудиторией, формировавшейся десятилетиями. В этом смысле мы планируем и надеемся осуществить такие приобретения в ближайший год. Здесь вопрос не в расширении производственных мощностей - само по себе технологическое оборудование стоит небольших денег. Мы ориентируемся именно на рынок - с покупкой завода мы покупаем определенную долю рынка и лояльность потребителя. Пример - Архангельский ликероводочный завод "Алвиз". Он существует более 100 лет, его хорошо знают потребители, и в ближайшие десятилетия в любом случае на рынке региона будет потребитель, лояльный "Алвизу". Это нормально и естественно - не будет ситуации, когда федеральные бренды вытеснят на 100% бренды региональные.

- Вот, например, на пивном рынке сейчас как раз такая ситуация, когда федеральные бренды практически задавили бренды местные. Почему Вы считаете, что такого не может произойти и на рынке крепкого алкоголя?

- Этот рынок имеет свою специфику. Пока тяжело предсказать, куда он будет двигаться в ближайшие 5-7 лет даже с точки зрения макропроцессов. Время покажет, как говорится.

- Планируете ли Вы приобретать предприятия, например, по производству тары?

- В целом мы рассматривали возможности по производству стеклобутылки. Но в 2006 г. бизнес-план компании не предусматривает организации либо покупки такого производства. Мы являемся достаточно крупными клиентами нескольких стекольных заводов.

- Некоторая Ваша алкогольная продукция, например "Уссурийский бальзам", продается в таких крупных розничных сетях Москвы и Санкт-Петрбурга, как "Ашан" и "Рамстор". Планируете ли Вы выходить в более мелкую розницу?

- Для нас весьма интересен сегмент настоек и бальзамов. Очевидно, что его емкость на порядок меньше водочного сегмента, однако доходность в нем достаточно хорошая - выше средней водочной доходности. Кроме того, существует узнаваемость "Уссурийского бальзама". Это достаточно сильный бренд с хорошими историческими корнями, и мы продаем свои настойки под зонтичным брендом "Уссурийского бальзама" и сам "Уссурийский бальзам" в крупнейших городах. Начали мы с розницы, поскольку это наиболее простой способ охватить максимальное количество потребителей с учетом того, что продукция на полках у нас недешевая. Сам "Уссурийский бальзам" стоит 250-290 руб. Что касается настоек, то они продаются по цене порядка 180-200 руб. Цена тут, конечно, зависит от типа магазина, логистики и региона. На сегодняшний день мы движемся в различную розницу, в том числе и в несетевую.

- Почему "Синергия" решила заниматься ликероводочным ритейлом?

- Подразделение розничной торговли давно существует как отдельное направление в группе - в него входят сеть магазинов "Уссурийский Бальзам", расположенных во Владивостоке, Уссурийске и других населенных пунктах; магазины торгового дома "Мир продуктов", также работающего на Дальнем Востоке; магазины других предприятий группы. В общей сложности это более полусотни торговых точек, представленных небольшими магазинами универсального ассортимента. Розница - это канал непосредственного взаимодействия с потребителем, наличие которого позволяет добиться дополнительного синергетического эффекта в нашей деятельности. Наш новый проект - "Винные лавки Саввы Водочникова" - ориентирован на продажу алкогольной продукции. Он создается с нуля, без перепрофилирования уже имеющихся магазинов. К концу 2006 г. мы планируем открыть 30-50 "лавок".

- Не связано ли это с тем, что Вы таким образом хотите обезопасить себя от экспансии в регионы московских торговых сетей, которые в основном продвигают продукцию федеральных производителей алкоголя?

- Такой задачи перед собой мы не ставили. "Винные лавки" будут способствовать продвижению продукции наших ликероводочных заводов под маркой "Трест Саввы Водочникова", но в их ассортимент входит и популярная продукция других ведущих производителей.

- Можно ли говорить о том, что на рынке появилась тенденция, когда производители алкоголя избавляются от непрофильных активов и концентрируют свое внимание только на производстве?

- Сейчас доминируют два подхода. Первый - предприятие занимается исключительно маркетингом и не занимается производством (компания имеет сильную торговую марку, разливает ее на какой-то производственной мощности и занимается даже не дистрибуцией, а только маркетингом этой марки и ее продвижением). Вот одна крайняя точка специализации. В этой же плоскости лежат компании, занимающиеся только производственными процессами - никакого маркетинга, заказы берутся на стороне. Второй подход - некое построение вертикальных структур с целью укрупнения бизнеса, получения эффектов масштаба и синергии, диверсификации для прохождения определенных падений в разных сегментах бизнеса. Обе концепции имеют право на жизнь и могут сосуществовать. Во многом использование той или иной концепции зависит от задач, которые ставятся на ближайшее время, и стратегического видения.

- Алкоголь - не единственное направление деятельности Вашей компании. В будущем планируете ли Вы развивать другие сегменты своего бизнеса?

- Мы планируем развивать такое направление, как производство мясо птицы. Для нас на сегодняшний день есть две приоритетных точки в развитии - это алкоголь и производство бройлеров. Базовой на сегодняшний день у нас является находящаяся в Саратовской области Михайловская птицефабрика - порядка 12 тыс. т. В прошедшем году мяса птицы мы произвели около 1% от общего объема в России. Для нас этот бизнес достаточно интересен, несмотря на то что в стране сейчас циркулирует, скажем так, информация о скорейшем вступлении в ВТО. После этого, безусловно, этот бизнес каким-то образом может ухудшиться с точки зрения финансовых результатов и ужесточения конкуренции. Но, несмотря на такую перспективу, он для нас интересен. Мы планируем увеличение мощности Михайловской птицефабрики, которое мы и осуществляем последние 3 года (прирост мощности порядка 15% ежегодно). Мы собираемся также приобретать и строить новые объекты в птицеводческом направлении. Так, за последний квартал в состав группы вошли два племрепродуктора - Царевщинский и Зоринский.

- Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этих планах?

- Мы ориентируемся на создание вертикального сельскохозяйственного холдинга, включающего все этапы производства мяса птицы: выращивание зерновых на корма, племенное производство, производство мяса птицы и яиц. Увеличиваем земельные наделы под зерновые - сейчас это порядка 30 тыс. га. На сегодняшний день рассматривается несколько вариантов, в том числе и строительство в Саратовской области птицефабрики с годовым объемом производства не менее 10 тыс. т. Также ведем переговоры с несколькими площадками в других регионах, где можно развернуть производство мяса птицы.

- Продукция Ваших птицефабрик продается только на региональных рынках?

- Эта продукция продается на рынке Поволжья - в Саратовской области и близлежащих регионах. Некоторое количество товара продается в Москве, но в силу специфики этого рынка цены здесь несколько ниже, чем в Поволжье - это можно объяснить тем, что Москва является точкой, где производители сбрасывают остатки продукции из-за больших возможностей потребления. Поэтому для нас целесообразней и интересней продавать непосредственно на месте производства -ту же "охлажденку", у которой срок хранения ограничен, но цена выше.

- Вы планируете проводить IPO?

- В перспективе "Синергия" видится мне как эффективная компания, построенная по современным международным стандартам, акции которой обращаются на бирже. Постепенное движение к этому уже началось. Консультантом по корпоративной структуре у нас выступает "Делойт и Туш". Мы уже проводили переговоры с несколькими номадами, работающими на рынке АIM (альтернативный инвестиционный рынок при Лондонской фондовой бирже). Весной мы планируем пригласить консультантов, которые помогут готовить холдинг к IPO. Размещение на лондонской площадке представляется мне на данный момент более привлекательным - там шире круг инвесторов, а рынок имеет большую ликвидность.

www.rbcdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован