В результате кровавого инцидента, по сообщению Lifenews, погибло четыре человека, один получил ранения.
В отношении подозреваемого в массовом расстреле под Челябинском Александра Г. возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух или более лиц», сообщили в пресс-службе СУ СК РФ.
Напомним, по словам подозреваемого и его родственников, в ночь с 1 на 2 января они находились у себя дома в поселке Миасское Челябинской области. В определенный момент к дому подошла компания из пяти человек. Когда хозяин дома вышел на улицу, четверо мужчин и одна женщина принялись его избивать. На крики о помощи вышел брат Александра, на которого компания также набросилась с кулаками.
Александр смог заползти в дом, достал из сейфа охотничье гладкоствольное ружье и произвел один выстрел. Далее направился на улицу: мужчина предупредил обидчиков, что вынужден будет открыть огонь, если они не перестанут избивать брата. Компания набросилась на хозяина дома, и мужчина снова начал стрелять. В итоге четыре человека убиты, еще один с ранением кисти госпитализирован в больницу.
Подозреваемый заявил, что действовал в целях самообороны. После происшествия он сам вызвал полицию и скорую помощь.
Следственные органы, безусловно, разберутся, но, судя по сообщению, можно предположить (только предположить!) наличие признаков необходимой обороны в действиях подозреваемого. В пользу этого, похоже, свидетельствуют следующие обстоятельства. Александр Г. находился дома и “никому не мешал”. Это к его дому (видимо, это частный дом) пришла компания молодых людей и стала его избивать. Имел он право в сложившихся условиях на необходимую оборону? Скорее всего, имел. Более того, компания стала избивать и его брата. Характерно, что Александр Г. сделал, кажется, предупредительный выстрел, но компанию и это не остановило. (Заметим, что ружье у Александра Г. было зарегистрировано и хранилось, как и положено, в сейфе. Немаловажно и то, что Александр Г. вызвал после случившегося полицию и скорую помощь.)
Что оставалось делать Александру Г. в сложившихся условиях! Наверное, защищать себя и своего брата! В то же время, не все так просто!
Следствию предстоит найти ответы на целый ряд вопросов. Было ли общественно опасное посягательство со стороны нападавших опасным для жизни оборонявшегося и его брата? (Извинительным для Александра Г. будет и наличие непосредственной угрозы применения такого насилия к нему или его брату.) Напомним, что при наличии опасности для жизни пределов необходимой обороны не существует. Если же посягательство не было сопряжено с насилием, опасным для жизни, то существуют пределы необходимой обороны, превышать которые нельзя. Иными словами, если будет установлено, что компания “желала” лишь избить Александра Г. и причинить вред его здоровью, то однозначно можно будет утверждать, что последний превысил пределы необходимой обороны, то есть совершил умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Далее. Если Александр Г. совершил один выстрел и убил одного, то не остановило ли это остальных нападавших? Одно дело, если компания продолжила нападение, и Александр Г. был вынужден защищаться. И совсем другое, если нападавшие прекратили свои действия, но Александр Г. стал просто расстреливать остальных. В первом варианте общественно опасное посягательство не закончилось, поэтому оборонявшийся оставался в состоянии необходимой обороны. Если же посягательство закончилось, а Александр Г., например, из злости продолжал стрельбу, то, конечно, это уже не необходимая оборона, а нечто похожее на самосуд.
Для справки отметим, что любое лицо имеет право защищать не только себя, но и других лиц, независимо от возможности избежать общественно опавсного посягательства (убежать, закрыться в доме) или обратиться за помощью к органам власти (позвонить в полицию).
В-общем, следствию, если так можно выразиться, “не позавидуешь”. У читателей, наверное, возник вопрос о том, почему уголовное дело было возбуждено по п. “а” ч. 2 ст. 105 УК РФ (“Убийство двух или более лиц”), а мы тут “разглагольствуем” о необходимой обороне, которая преступлением не является. Погибло четыре человека, пятый ранен! По-иному и быть не могло! Если будет установлено, что необходимой обороны в действиях Александра Г. нет, а он умышленно совершил убийство двух и более лиц, то и обвинение ему будет предъявлено по п. “а” ч. 2 ст. 105 УК РФ. Кстати, в этом случае ему еще будет вменено причинение вреда здоровью пятому человеку. Если же будет признано, что он находился в состоянии необходимой обороны, но превысил ее пределы, то его действия будут квалифицированы по ч. 1 ст. 108 УК РФ (“Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны”). Наконец, в самом благоприятном для Александра Г. случае он вообще не будет привлечен к уголовной ответственности ввиду нахождения в состоянии необходимой обороны. Остается дождаться результатов расследования.
А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон. ру)