14 сентября 2007
2282

СНГ пора распустить

"В 1991 году СНГ было создано для того, чтобы события на пространстве бывшего СССР не пошли по югославскому сценарию, и, слава богу, эта задача была выполнена", - заявил в интервью Стране.Ru заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя намеченную на четверг встречу в Минске экспертов Содружества Независимых Государств (СНГ), посвященную концепциии дальнейшего развития этой оргнаизации.

Ранее первый заместитель исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун сообщил, что подготовленный экспертами проект концепции предусматривает дальнейшее "эволюционное развитие СНГ, интегрирование государств-участников в экономическом и политическом плане для повышения эффективности взаимодействия". По его словам, приоритетное внимание будет уделяться экономической и гуманитарной сферам, вопросам безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом,миграции и экологии". Он сообщил, что проект концепции будет рассмотрен 5 октября с.г. в Душанбе на заседании Совета глав государств СНГ.

Алексей Макаркин считает, что "в ближайшее время вряд ли можно ожидать серьезного прорыва в развитии интеграционных процессов внутри СНГ".
"Содружество было создано как институт для цивилизованного развода, и эта структура превратилась в площадку для консультаций на высшем уровне, что немаловажно для лидеров, - продолжил российский эксперт. - К тому же в рамках СНГ создается система соглашений в военной, политической, экономической и социальной областях".

Однако заместитель гендиректора Центра политических технологий сомневается, что в долгосрочной перспективе у СНГ есть шансы на то, чтобы стать реальной альтернативой Евросоюзу. "В рамках Евросоюза создана единая валюта, стираются таможенные и пограничные барьеры, обеспечено безвизовое передвижение граждан, - напомнил Алексей Макаркин. - Ничего этого в рамках СНГ нет и вряд ли будет в будущем". По мнению эксперта, это связано с тем, что "у стран СНГ сегодня разные векторы развития и разные стратегические цели".

"Конечно, нельзя говорить о том, что в рамках СНГ сформировалось два блока, но факт состоит в том, что внутри организации имеется два различных направления, - считает российский политолог. - С одной стороны, страны ГУАМ, то есть Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, которые поставили перед собой цель - сближение и в перспективе вступление в НАТО и ЕС. С другой стороны, страны Центральной Азии, которые свое будущее видят в тесном военно-политическом союзе с Россией, о чем свидетельствует создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)", а также Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

При этом все страны СНГ действуют в интересах своей национальной безопасности и проводят диверсифицированную внешнюю политику.
"Особенность состоит лишь в том, что у стран первой группы более прозападная ориентация, а у стран второй группы - пророссийская ориентация. Но повторяю: и те, и другие проводят диверсифицированную внешнюю политику. Показателен пример Казахстана, который пытается договариваться с Россией, но одновременно тесно сотрудничает с США и ведет активные консультации с Китаем", - подчеркнул Алексей Макаркин.

По мнению эксперта, интересен также пример Узбекистана, который ранее входил в ГУАМ, но после кровавых событий в Андижане в мае 2005 года Ташкент вышел из этой организации и вступил в ОДКБ и ЕврАзЕС. "После терактов в США 11 сентября 2001 года Ислам Каримов активно поддержал американцев в Центральной Азии, полагая, что Вашингтон и Запад закроют глаза на кровавые события в Андижане, но этого не произошло, - продолжает политолог. - Может, политики в США и на Западе готовы были закрыть на это глаза, но там есть общественное мнение, и там политики вынуждены маневрировать. У России отсутствует такая двойственность, и Россия прагматична. Поэтому Узбекистан, стремясь получить точку опоры в лице России, повернулся лицом к Москве".

Особняком стоит Туркмения, которая, будучи членом СНГ, подчеркнуто дистанцируется от всех процессов военно-политической и экономической интеграции.
"С приходом к власти Гурбангулы Бердымухаммедова политика Ашхабада мало изменилась, и Туркмения не пошла на интеграцию, но зато стала более открытой, - считает Алексей Макаркин.

- Бердымухамедов стал посещать различные форумы, в частности присутствовал на заседании ШОС, о чем при Туркменбаши не могло быть и речи. В то же время Бердымухаммедов активизировал контакты с США. В Ашхабад зачастили эмиссары из Вашингтона, которые потаются навязать этой республике участие в проекте траскаспийского газопровода, который планируется проложить по дну Каспия. Вашингтон хочет использовать Туркмению для создания альтернативного маршрута доставки природного газа на мировой рынок в обход России".

Что же касается Украины, то там, по словам политолога, обе ведущие политические силы - "оранжевые" и Партия регионов - имеют прозападную ориентацию.
"И те, и другие смотрят в сторону Евросоюза. Несмотря на пророссийскую риторику, которая призывает к большей интеграции с Москвой, Янукович, как и Ющенко, не является сторонником вступления Украины в Единое экономическое пространство (ЕЭП) и ЕврАзЕС, - продолжил Алексей Макаркин. - Даже в случае победы Партии регионов на предстоящих парламентских выборах в лучшем случае сохранится статус-кво Украины.

ЕЭП - это политический лозунг, который Янукович поднимает, чтобы заручиться поддержкой России. Но когда речь заходит о конкретных документах, все украинские политики маневрируют. Янукович тоже не хочет особо сильно втягиваться в орбиту влияния России".

Если на парламентских выборах на Украине победят "оранжевые", то, по мнению эксперта, возникнут серьезные проблемы в отношениях этой страны с Россией. "Если победит Янукович, то сохранится статус-кво, но оппозиция в лице "оранжевых" сможет блокировать все основные решения. У Януковича не будет внушительной победы, чтобы получить конституционное большинство", - считает эксперт.

И, наконец, в рамках СНГ существуют серьезные проблемы в отношениях между Россией и Белоруссией. "Появилось некое фантомное образование - Союзное государство России и Белоруссии, которое существует только на бумаге, - уверен Алексей Макаркин. - При этом перспективы экономической интеграции России и Белоруссии очень неясные. Лукашенко не для того создавал свой режим, чтобы делиться своей властью с Россией".

По словам Алексея Макаркина, Минск старался использовать Союзное государство для использования на льготных условиях российских ресурсов, в том числе энергетических. "Но Москва потребовало ответных уступок со стороны Белоруссии, на что Лукашенко не согласился.
Мой прогноз таков: противостояние Лукашенко с Россией будет продолжаться, и серьезной основы для интеграции я не вижу.

В том числе не вижу базы для компромисса по проблеме единой валюты. Белоруссия требует, чтобы часть валюты Союзного государства печаталась в Минске, а Россия на это никогда не пойдет", - подчеркнул в заключение в интервью Стране.Ru заместитель гендиректора Центра политических технологий.

13 сентября 2007
Айдын Мехтиев
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован