Оригинал статьи опубликован в журнале "Россия в глобальной политике". Апрель 2007 г.
Андрей Новиков - Руководитель Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств, генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук.
В период, последовавший после распада СССР, и получивший название "окончание "холодной" войны", модно было считать, что угроза ядерного конфликта аннулирована. Успокоенность наступила преждевременно, сегодня такая угроза реанимирована. Однако еще большей угрозой стал ядерный терроризм.
Специалисты-атомщики полагали, что продолжающийся научно-технический прогресс в условиях глобализации сделает ядерное оружие доступным для большинства стран к 2020 году. Но все произошло гораздо быстрее. Расширение "клуба ядерных держав" негласно происходит за счет еще более 30 государств, ядерные технологии которых уже достигли достаточно высокого уровня.
Андрей Кокошин в своих выступлениях неоднократно ставил вопрос - является ли главной угрозой терроризм или, может быть, большей угрозой следует считать распространение ядерного оружия? Потому что есть особый вопрос о попадании в руки террористов оружия массового поражения и, прежде всего, ядерного или радиологического. Эту тему, безусловно, надо выделять в отдельное или специальное производство.
Ядерная угроза в мире сейчас более велика, чем когда-либо со времен самых острых конфликтов холодной войны. Так оценивает ситуацию газета Independent, ссылаясь на специалистов из чикагской организации "Бюллетень ученых-атомщиков". Может быть, самая большая опасность заключается в том, что организации типа "Аль-Каиды" стремятся заполучить в свои руки ядерное оружие, чтобы его использовать (BBCRussian, Великобритания. 18.01.07).
О "расползании" радиоактивных материалов по территории государств СНГ, Европы, Североамериканского континента написано немало. Достаточно обратиться к фактам, освещавшимся в средствах массовой информации в последние годы.
Серьезное свидетельство о попытках завладения "Аль-Каидой" обогащенным ураном было получено в ходе судебных слушаний по делу террористической сети бен Ладена (Нью-Йорк, февраль 2001г.). Свидетель обвинения Джамаль аль-Фадль указал, что переговоры с гражданином Судана о приобретении урана из Южной Африки велись еще в 1993г. Тогда представители спецслужб США указали, что у них нет сведений о наличии у "Аль-Каиды" урана. В сентябре 2006г. один из лидеров "Аль-Каиды" в Ираке Абу Хамза аль-Мухаджер призвал ученых вступать в организацию и экспериментировать с радиоактивными устройствами для применения таковых против коалиционных войск. Al Arabiya в октябре 2006г. продемонстрировал видеообращение Абу Яхима ("Аль-Каида") с призывами учиться собирать ядерную бомбу Джихада.
Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед аль-Барадеи в одном из своих обращений сообщил, что за последнее десятилетие МАГАТЭ зафиксировало в разных странах мира 650 попыток контрабанды ядерных материалов, и призвал мировое сообщество умножить усилия по защите имеющихся на планете запасов ядерных материалов от возможных посягательств со стороны террористов (www.iaea.org/worldatom 28.01.07). Начиная с 2002г. число фактов контрабанды радиоактивных материалов, пригодных для изготовления "грязной" бомбы, в Европе удвоилось. МАГАТЭ называет цифру 300 (The Times. 06.10.06). МАГАТЭ также предупреждает, что реальный уровень контрабанды может быть значительно выше, поскольку еще 344 случая за последние 11 лет не были подтверждены ни одной из 75 стран, ведущих мониторинг незаконной торговли радиоактивными материалами. Только в 2005г. западные спецслужбы предотвратили 16 попыток контрабанды плутония и урана (особую активность проявили MИ-5 и MИ-6).
В декабре 2003г. в порту Роттердама в партии металлолома обнаружено несколько килограммов радиоактивного вещества (так называемый "желтый кек").
Широкую огласку получил факт изъятия полицией Грузии в мае 2003г. освинцованных ящиков со стронцием-90 и цезием-137 у тбилисского таксиста Тедо Макерия.
В Белоруссии органами таможенного контроля в 1996-2003г.г. пресечено 26 попыток контрабанды радиоактивных грузов, 2 из них - из России.
Федеральная таможенная служба России констатирует, что в 1995 году было пресечено четыре факта перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения через границу. В 2004 году - уже около 200. При этом, в 2004 году 80% таких случаев пришлось на ввоз в Российскую Федерацию, а 20% - на вывоз. По данным Генеральной прокуратуры РФ за последние десять лет пресечено более 40 фактов хищений ядерных материалов.
В марте 2002г. МВД Таджикистана в г.Чкаловске задержана группа лиц из четырех человек, осуществлявших с 1998 (!) года торговлю радиоактивными материалами. Изъято 2 кг необогащенного урана. В апреле 2005г. руководство ГП "Востокредмет" направило официальное письмо в Бободжон-Гафуровский ОВД, в котором выразило серьезную озабоченность участившимися случаями вылазки неизвестных граждан в Бободжон-Гафуровское хвостохранилище. В результате необдуманных действий людей, ведущих раскопки в поисках цветных металлов, значительно увеличился местный радиационный фон, он превышает допустимую норму в 10 раз (Информационная служба CARNet Таджикистан // www.caresd.net 21.06.05).
Надежность хранения радиоактивных материалов - одна из актуальных проблем. Но если западные специалисты обращают внимание на вероятность их утечки с "легальных" объектов энергетики и армии, то ученые-ядерщики государств СНГ ставят вопрос более реалистично. Они обращают внимание на такие объекты как заброшенные промышленные объекты, медицинские и научные учреждения, законсервированные рудники, отработанные "хвостохранилища". И здесь, действительно, проблема существует.
По мнению технических экспертов МАГАТЭ, представленному на специальном заседании по вопросам борьбы с ядерным терроризмом (Вена, ноябрь 2006г.), создание "грязной" бомбы возможно с использованием любых радиоактивных изотопов. Цепная реакция в такой бомбе невозможна, но ее использование приведет к радиационному загрязнению местности. Интенсивность его в ряде случаев не будет достаточно высока, чтобы существенно повлиять на здоровье людей, однако само применение такого устройства и угроза рассеивания радиации может вызвать страх и панику среди населения. Льюис Смит вполне обоснованно отмечает, что факты конфискации радиоактивных материалов уже сами по себе подпитывают страхи по поводу "грязной" бомбы (The Times, 6.10.2006). Особая чувствительность общества к радиационным страхам подтверждалась неоднократно. И если помнить о том, что террористы всегда преследуют цель устрашения населения, а затем и понуждения государств к тем или иным действиям в собственных интересах, то ядерная террористическая угроза выглядит потенциально результативнее любой другой. Факт выведения в неконтролируемый оборот любого типа радиоактивных материалов дает угрозе ядерного терроризма новый импульс.
ПОСЛЕ ОБВАЛА ЯДЕРНОГО КОНТРОЛЯ
В Институте ядерной физики (ИЯФ) Национального ядерного центра Казахстана считают, что около 13% территории Казахстана загрязнены радионуклидами. Такая информация прозвучала не от общественных организаций, а от вполне легитимного источника. В июне 2006г. Институт ядерной физики провел рабочее совещание по программе безопасности НАТО "Радиологические риски в Центральной Азии". В информационных материалах совещания отмечается: "Основными источниками этого загрязнения являются ядерные испытания и отходы урановой промышленности. Центрально-азиатские республики были основными производителями урана в Советском Союзе. Казахстан остается одним из основных производителей урана. ...Крупномасштабная деятельность по добыче и переработке урана привела к образованию "хвостов" и отвалов отработанной горной породы, которые зачастую располагаются в населенных районах или в непосредственной близости от них". По оценкам ученых, объемы отходов в урановых хранилищах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана превышают 100 млн. тонн, а объемы отработанных горных пород в несколько раз превышают размеры отвалов урановых обогатительных фабрик (ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН; www.c-asia.org 22.06.06).
Казахстан демонстрирует очевидную заинтересованность в решении проблем контроля за ядерными отходами и радиоактивными материалами. Рассматриваются такие крупные международные проекты как "Навруз" и "Реки Каспия", посвященные вопросу создания и реализации систем радиационного мониторинга в бассейнах трансграничных рек Центральной Азии, России и Кавказа. А в рамках официального визита вице-президента США Ричарда Чейни в Казахстан стороны подписали ряд совместных документов. Это поправка к Соглашению между министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и министерством обороны США относительно ликвидации инфраструктуры оружия массового уничтожения, исполнительное Соглашение между министерством финансов Казахстана и министерством энергетики США о сотрудничестве в области предотвращения незаконного перемещения ядерных материалов.
Однако, осознание угроз утечки радиоактивных материалов далеко не всегда сопровождается принятием превентивных решений и созданием механизмов их реализации.
Так, авторы доклада "Инвентаризация и утилизация источников ионизирующего излучения на территории стран СНГ" (Седьмое заседание Комиссии стран-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (Киев, июнь 2005г.)), оценивая ситуацию в Киргизии, констатируют: "Угрозу радиационной безопасности населению создают закрытые радиоактивные источники в количестве 1200 шт., которые хранятся на объектах, но, в связи с отсутствием финансирования, не представляется возможным их захоронение. Пункт захоронения радиоактивных отходов, размещенный вблизи аэропорта "Манас" не имеет соответствующего ограждения, отсутствует сигнализация, телефонизация. Отсутствие ангара над каньонами открывает доступ посторонним лицам. Асфальтовое покрытие покрыто глубокими трещинами. Проникновение атмосферных осадков в каньоны вызывает коррозию металла, что может привести к загрязнению подземных вод". В Баткенской области Киргизии находятся свыше 20 крупных хвостохранилищ радиоактивных отходов, образовавшиеся в годы, когда СССР активно добывал здесь уран. Как ранее неоднократно заявляло руководство Киргизии, многие из этих объектов нуждаются в срочной рекультивации, на которую у республики не хватает собственных средств. Эксперты не исключают, что в случае разрушения "хвостов", например, в результате сильного землетрясения, экологическая катастрофа может угрожать всей густонаселенной Ферганской долине. В ночь на 9 января 2007г. на территории Киргизии произошло землетрясение силой 6 баллов по шкале Рихтера с эпицентром в районе киргизско-таджикской границы на склонах Туркестанского хребта в 90 км от областного центра города Баткен и в 60 км от города Сулюкта. МЧС Киргизии своевременно распространило информацию о том, что ни одно из хвостохранилищ, расположенных в зоне возможных разрушений, опасности для жизни и здоровья людей не представляет. Вместе с тем, на открытой пресс-конференции в Ташкенте были оглашены оценки экспертов миссии "Экосан". В 23 могильниках на берегах Майли-Суу в настоящее время хранится не менее 7 тысяч тонн радиоактивных полужидких веществ. Помимо этого, здесь же находятся еще 13 отвалов, так называемых забалансовых руд - общей массой 2,7 миллиона кубических метров с содержанием активного урана примерно 200 граммов на тонну. Радиационный фон на поверхности этих отвалов достигает 100 - 200 микрорентген в час, при предельно допустимой норме - 17 микрорентген в час. Независимые экологи утверждают, что уровень радиации на отдельных участках может достигать и 2-3 тысяч микрорентген в час (Деловая неделя, Казахстан. N 17. 29.04.05; Мехман Гафарлы. Центральной Азии грозит экологическая катастрофа // Независимая газета. 23.09.2000)).
Рудники Таджикистана сконцентрированы в Ферганской долине - это месторождения радиоактивных руд - Тюя-Муюн, Табошар, Адрасман, Майлису и др. На их основе был заложен Ленинабадский комбинат - один из первенцев добычи урана в СССР, с 1990 года - ПО "Востокредмет" по добыче и переработке урановых руд Средней Азии. Одно из республиканских изданий утверждало, что мятежные войска М. Худойбердыева по заказу Бен Ладена стремились к якобы складированным на комбинате десяткам тонн урана. Специалисты ГП "Востокредмет" опровергают эту информацию и подчеркивают, что такого количества сырья здесь не было и в лучшие времена добычи ураносодержащей руды.
В июле 2005г. в г. Кайраккум на севере Таджикистана прошла международная конференция "Урановое наследие в Республике Таджикистан", в которой приняли участие специалисты из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Германии. Конференция состоялась в рамках Бишкекской декларации 2003г., предусматривающей скорейшее решение проблемы радиоактивных отходов. В течение четырех дней участники конференции посетили могильники Согдийской области, где, по различным оценкам, захоронено до 54 млн. 800 тыс. тонн отходов гидрометаллургических комбинатов. В 2003г. специалисты Минатома России обследовали состояние данных хвостохранилищ. Материалы исследования были переданы "Востокредмет" - организации, отвечающей за контроль уровня радиации и состояния окружающей среды в районах захоронений. Хотя отходы являются низкорадиоактивными, они могут представлять опасность в течение еще многих сотен лет. Таджикистан в настоящее время не располагает технологией, необходимой для рекультивации хвостохранилищ.
По утверждению специалистов-экологов, если не принять экстренных мер по обеспечению безопасности радиоактивных могильников и месторождений, в случае возникновения природного или техногенного катаклизма масштабной экологической катастрофы в регионе не избежать. На севере Согдийской области в непосредственной близости от главной водной артерии Центральной Азии - реки Сырдарья - расположены могильники и заброшенные урановые рудники и, в случае возникновения кризиса, река Сырдарья может распространить радионуклиды по всему региону. Директор "Востокредмет" Зафар Разыков подтвердил, что опасность смыва радиоактивных отходов в Сырдарью действительно существует. Например, в поселке Дехмай в 9 километрах от реки осталось хвостохранилище с 36 млн. т. отходов, в том числе завезенных из Кыргызстана. Руководитель НПО "Экология и научно-технический прогресс" Хотам Муртазоев считает, что хуже всего обстоит ситуация именно с могильником в местечке Дехмай. Эта территория местами огорожена заборами, но вход сюда открыт, так как уже более десяти лет объект не охраняется. В котловане могильника в зимний период скапливается огромное количество воды, которая летом высыхает, а радиоактивная пыль, поднимающаяся со дна, оседает в городских кварталах города Чкаловска неподалеку от областного центра, г. Худжанд. По данным экспертов, в Худжанде имеются участки, где радиационный фон достигает 80 и выше мкрн/час. И находятся они в центре города, в жилых кварталах. Санитарно-допустимой нормой в Таджикистане считается цифра в 57 микрорентген/час. А в районе шахт, разбросанных по территории Согдийской области, имеются участки, где радиационный фон достигает 1000 и более микрорентген/час (IWPR; nuclear.kz 04.04.05).
Существует проблема "чернобыльских мародеров", на которую отреагировало Министерство внутренних дел Украины. Правительство одобрило законопроекты о внесении изменений в кодекс об административных правонарушениях и уголовный кодекс Украины, предусматривающих более жесткую ответственность за нарушение правил радиационной безопасности.
Не ставя под сомнение компетентность и добросовестность государств, на территории которых находятся потенциально опасные объекты, нельзя исключить вероятность хищения и выведение в неконтролируемый оборот радиоактивных материалов. Кроме того, активатором радиационной угрозы могут выступить не только природные катаклизмы, но и антропогенные внешние воздействия, в том числе диверсии, которые моментально приобретут террористическую окраску.
"Черный рынок" урана уже сложился, и одним из его центров, к сожалению, стал Центральноазиатский регион. Это вызвано, с одной стороны, растущим спросом на радиоактивные материалы со стороны производственных предприятий, медицины и т.д., а с другой - подключением к организации нелегальных рынков сбыта криминальных структур. Следует также констатировать частичную утрату контроля над радиоактивными материалами в ряде государств Содружества. Ядерные "закрома", а точнее - ядерные "задворки" постсоветских государств стали предметом вполне конкретного интереса криминала. При этом зафиксирован активный "вброс" в западные средства массовой информации сведений о фактах контрабанды радиоактивных материалов именно из Центральной Азии. Анализ ситуации позволяет утверждать, что объектом внимания потенциальных изготовителей и покупателей "грязной" бомбы могут быть предприятия по утилизации ядерных подводных лодок, а также промышленные предприятия (прежде всего - заброшенные), так или иначе использовавшие радиоактивные материалы, медицинские и научные учреждения, в меньшей степени - законсервированные урановые рудники.
В то же время нельзя сказать, что на пространстве СНГ не ведется учет и оценка состояния потенциально опасных объектов. Представленный на Седьмом заседании Комиссии стран-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (Киев, июнь 2005г.) доклад "Инвентаризация и утилизация источников ионизирующего излучения на территории стран СНГ" такой анализ содержит. Авторы доклада отмечают "...Источники ионизирующего излучения не могут быть обеспечены надёжной охраной, как АЭС или хранилища отработанного ядерного топлива; в последнее десятилетие, в связи с реформами, вызвавшими прекращение деятельности ряда учреждений, появляется много бесхозных источников ионизирующего излучения; сравнительно небольшие габариты и вес источников ионизирующего излучения дают возможность их несанкционированного перемещения или хищения, что должно вызывать особенную озабоченность в последнее время в свете возросшей угрозы терроризма". При этом подчеркивается, что на сегодняшний день, относительно благополучное состояние вопроса хранения и утилизации ИИИ наблюдается в России, Казахстане и Армении. В повестке дня 8-го заседания Комиссии стран-участниц СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (Ереван, сентябрь 2006г.) рассмотрен вопрос о проведении работ по локализации радиоактивных источников на территории государств СНГ и ликвидации последствий деятельности предприятий ядерного комплекса СССР.
Однако, технологическая и криминальная составляющая радиологической безопасности - это не одно и то же. Необходимо признать, что комплексный мониторинг и анализ криминальных радиологических угроз безопасности государств СНГ в региональном масштабе остается "белым пятном". В этой связи, коллективные усилия государств-участников СНГ должны быть направлены на обеспечение контртеррористической безопасности путем установления контроля над всеми источниками, потенциально могущими стать объектом интереса создателей "грязной" бомбы.
Как известно, в 2005г. ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Эта конвенция разработана международным сообществом на упреждение террористических актов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. В конвенции предусмотрен механизм сотрудничества государств по предотвращению актов ядерного терроризма, а также обмену необходимой информацией. Разработан механизм возвращения похищенных радиоактивных материалов, ядерных устройств или веществ, используемых террористами. Государство-участник, на территории которого находятся ядерные материалы, использовавшиеся при совершении теракта, обязаны принять меры по их обезвреживанию и хранить их в соответствии с применимыми гарантиями МАГАТЭ. Однако, по состоянию на конец 2006г. конвенцию подписали 107 государств, а ратифицировали всего пять, в то время, как необходима ратификация 22 государствами.
Реализация положений Международной конвенции о борьбе с актами международного терроризма помимо национального должна иметь и субрегиональный аспект. Реальные превентивные действия в этой области не могут быть ограничены территорией только одного государства, это не даст искомого эффекта. Одна из функциональных задач Содружества - обеспечение коллективной безопасности, в том числе обеспечение защищенности от террористических угроз. Очевидно, что субрегиональное сотрудничество в большей мере отразит особенности геополитической ситуации, позволит реализовать накопленный опыт контртеррористического противодействия.
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Так называемая "ядерная проблема" имеет и другую сторону. Она является частью проблемы обеспечения энергобезопасности государств. В условиях проявляющихся элементов энергетического кризиса государства стремятся диверсифицировать источники энергоносителей. Достаточно сказать, что в начале 2007г. США принято решение о расконсервировании нефтяных скважин на Аляске и одновременно - строительстве 30 АЭС на территории страны. О масштабном расширении доли атомной энергетики объявили Япония и Китай. Так, КНР планирует к 2020 году построить еще 30 ядерных реакторов в дополнение к уже существующим 9 атомным блокам. Без этого китайская программа-максимум "удвоение ВВП к 2020 году" невыполнима. По оценкам МАГАТЭ, только в Азии от 30 до 80% прироста энергетических мощностей может быть осуществлено за счет строительства АЭС.
Принципиально важно, чтобы при развитии энергетической экспансии, во-первых, соблюдались стандарты технической и антитеррористической безопасности объектов ядерной энергетики; во-вторых, заинтересованные государства обязались брать на себя ответственность по ликвидации заброшенных рудников, решению проблем законсервированных объектов; в-третьих, гораздо более интенсивно должна решаться проблема ядерных хвостохранилищ и рекультивации земель. Контртеррористическая составляющая - обязательный элемент всех энергетических программ и проектов. Не следует воспринимать как фигуру речи заявление Генерального директора МАГАТЭ Мохаммеда Эль-Барадея о "гонке на время". Речь, действительно, идет о том, чтобы развивая ядерную энергетику, "защитить себя, обеспечить сохранность потенциально смертоносных материалов и не дать террористам возможности добраться до них первыми".
По данным американской компании International Nuclear Inc, с 1985 по 2003г.г. коммерческие запасы урана в мире сократились на 50%. На шахтах добыто около 55% всего урана, использованного в 2003г. В 2005г. мировое производство урана составило около 40 тыс. т при годовом потреблении 69 тыс. т. Урановый дефицит пока еще покрывается складскими запасами и вторичными источниками. По прогнозам МАГАТЭ, к 2020г. годовое производство урана вырастет до 65-70 тыс. т при росте потребления до 82-85 тыс. т. По экспертным оценкам, в недрах нашей планеты имеется более 5 млн т урана. Мировой лидер по разведанным запасам - Австралия (989 тыс. т), за которой следуют Казахстан (622), Россия (615), Канада (441), ЮАР (398) и Украина (250 тыс. т). Самыми богатыми рудами в мире располагает Канада (10% урана в руде), в то время как в Австралии содержание урана в рудах лишь 0,5%, а в России всего 0,1%. Оценка российских запасов урана подтверждается и главой Росатома Сергеем Кириенко.
Вот прогноз руководителя "Казатомпрома": "По оценкам международных энергоинститутов, к 2030 году энергопотребление человечества по сравнению с сегодняшним днем удвоится. Автоматически возникает вывод, что единственным источником, который спасет человечество от энергодефицита, до момента появления промышленных термоядерных станций является атомная энергетика. И именно этим объясняются заявления уже практически всех руководителей развитых стран о развитии и поддержке атомной энергетики" (www.c-asia.org/analit 01.12.06). Существующий в России дефицит урана для собственных нужд уже сейчас составляет 5 тыс. тонн в год и постоянно растет. Только к 2010 году установленную мощность атомных электростанций Россия предполагает увеличить более чем в полтора раза, а к 2050 - более чем в 4,5 раза. Россия должна вначале сформировать стратегический склад объемом 22 тыс. тонн, на что с учетом ее собственных потребностей потребуется не менее 5-6 лет. Специалисты полагают, что в короткие сроки Россия превратится из экспортера в импортера природного урана. Прогнозируется неизбежно резкое снижение поступления урана из вторичных источников (складов) до полного его прекращения, что приведёт уже к кризисной ситуации, когда любой рост цен не будет в состоянии предотвратить значительный дефицит урана на рынке. Ни у кого из основных производителей просто не хватит времени для соответствующего развития производства (доклад Д. Андерхила "Анализ уранового обеспечения до 2050г." на международном симпозиуме в МАГАТЭ (Вена, октябрь 2000; Москва, декабрь 2000); доклад М. Джакишева мировому урановому сообществу "Анализ сырьевой базы и производства урана на десятилетие" // http://nuclear.kz/ru/illiteracy/uran).
Продолжает осваивать энергоресурсы в этом направлении Казахстан. Как сообщает компания "Техснабэкспорт" (ее доля на мировом рынке ядерного топлива оценивается на уровне около 35%), совместное российско-казахстанско-киргизское предприятие "Заречное" в Казахстане располагает запасами урана около 19 тысяч тонн. Урановый рудник мощностью тысяча тонн уранового концентрата в год открылся в Южном Казахстане на месторождении Восточный Мынкудук. По данным компании "Казатомпром" (президент Мухтар Джакишев), запасы месторождения Восточный Мынкудук составляют 22 тыс. тонн урана. По планам компании аналогичные рудники будут построены в 2007 году на месторождениях Центральный Мынкудук (2 тыс. т), Южный Инкай (2 тыс. т), Ирколь (750 т), Харасан (2 тыс. т). В 2008 году планируется открыть рудники Западный Мыкудук (1 тыс. т) и Буденовское (1 тыс. т). Вся добыча будет производиться методом подземного выщелачивания. "Казатомпром" - национальный оператор по экспорту-импорту урана и других материалов двойного назначения - увеличил добычу урана до 3363 т., а к 2010 году планирует стать мировым лидером по добыче природного урана.
Южная Корея обеспечила себе поставку почти тысячи тонн урана ежегодно в результате подписания соглашения по ядерной энергетике с Казахстаном (Gazeta.kz 20.09.04). Казахстаном и Японией подписан Меморандум о намерениях о сотрудничестве в области использования атомной энергии. Японию представляют корпорации Sumitomo Corporation и Canzay Electric Corporation. Документ предусматривает создание этими компаниями и "Казатомпромом" СП по разработке уранового месторождения "Мынкудук" в Южном Казахстане. Результаты переговоров руководства "Казатомпрома" с китайской стороной не разглашаются.
Что касается Узбекистана, то здесь все внимание японской стороны сконцентрировалось вокруг проекта по добыче урана. Разведанные запасы составляют здесь по одним данным - до 80 тыс. тонн, по другим - 120 тыс. тонн. Прогнозные запасы, по данным МАГАТЭ, оцениваются на уровне 230 тыс. тонн, что обеспечит добычу в течение 50-60 лет. По данным МАГАТЭ, Узбекистан стоит на седьмом месте в мире по запасам этого химического элемента и на пятом по его добыче. Республика не обладает собственной атомной промышленностью и весь произведенный малообогащенный уран поставляет на экспорт. (Японский премьер завершает турне по средней Азии // www.c-asia.org 01.09.06). Узбекистан готов допустить к разработке урановых месторождений "Джантуар" в Центральных Кызылкумах корейского инвестора - Korea Resources corp. Корейский рынок способен поглотить до 300 тонн урана ежегодно. Проявила интерес к урану Узбекистана и Россия. ОАО "Техснабэкспорт" и ЗАО "Русбурмаш" планируют в 2007г. создать с узбекскими партнерами СП по разработке уранового месторождения "Актау". Предполагаемая проектная мощность - 300 тонн урана ежегодно (Uzbekistan Today 27.12.06).
Таджикистан обладает 14% мировых запасов урана. Что касается Шахристана, то обращает на себя внимание активность в этом районе бизнес-структур Китая. Китайские инвесторы завершают проектно-сметные и технико-разведывательные работы по строительству тоннеля протяженностью 5 км на перевале Шахристан, ввод в эксплуатацию которого позволит обеспечить круглогодичную транспортную связь между севером и югом Таджикистана. Заведующий отделом строительства исполнительного органа государственной власти Согдийской области Набиджон Тахиров сообщил, что объем инвестиций составляет 52 млн. долларов США, которые выделяются китайской стороной (АКИpress. 15.04.2006). В целом же речь идет о реабилитации дороги Душанбе-Айни-Шахристан-Истаравшан-Худжан-Бустон (граница с Узбекистаном). Генподрядчиком объекта является китайская государственная компания China Road. Экономический интерес Китая к этому району очевиден. И трудно заподозрить это государство в альтруизме. В строительстве тоннеля под Шахристаном намерен принять участие и Иран, о чем сообщает Министерство транспорта Таджикистана (SNGnews.ru 31.12.06).
Несколько слов об афганском уране. Вопреки расхожему мнению, что Афганистан не представляет интереса с точки зрения обладания полезными ископаемыми (за исключением месторождения рубинов), на территории данного государства в районе Лашкаргаха, Ханнешина обнаружена урановая руда, показатель ее обогащенности - 10-15% (напомню, что в России - 0,1%). По некоторым данным, интерес к урану здесь проявили талибы, а необогащенный уран вывозился из Кандагара. Выступая на заседании Совета Россия-НАТО, Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что в Афганистане на "черном" рынке предлагают контейнеры с технической маркировкой на русском языке, якобы содержащие обогащенный уран. Сведения об этих инцидентах были переданы участникам заседания. Подобные "находки" могут расцениваться как предпосылки к актам "провокационного" терроризма, в которых может быть обвинена Россия как субъект, якобы не обеспечивающий контроль за ядерными объектами.
В ближайшие годы интерес практически всех энергозависимых государств к региону Центральной Азии только усилится. Конкуренция на данном рынке будет возрастать. Нет нужды убеждать специалистов в том, что решение проблемы обеспечения источниками энергоносителей зачастую сопровождается весьма интенсивным военно-политическим давлением, в том числе и прямым использованием вооруженных сил. В этой связи более чем вероятны действия по дестабилизации региона с целью решения вопросов экономической конкуренции. Совершенно не стоит исключать из прогноза угроз ядерного терроризма и действий в целях обретения энергозависимыми государствами альтернативных источников энергосырья и установления контроля над ними.
Борьба за Центральноазиатский уран только начинается.
НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ СНГ
В целях превенции ядерного терроризма, необходимо принять ряд экстренных мер, среди которых:
- ускорение осуществления внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005г.;
- разработка государствами-участниками СНГ Соглашения о борьбе с актами ядерного терроризма, включающего комплекс превентивных мер, учитывающего также и положения Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников ("Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive sources", IAEA, 2003г.);
- интенсификация инвентаризации и паспортизации объектов радиоактивных материалов в масштабах СНГ, сопряженной с реальной оценкой угроз хищений таких материалов, выведения их в неконтролируемый оборот, использования для создания "грязной" бомбы (с учетом категоризации радиоактивных источников, рекомендованной МАГАТЭ ("Categorization of radioactive sources, IAEA-TECDOC-1344"));
- мониторинг в масштабах СНГ объектов, потенциально опасных на предмет хищения и (или) выведения в неконтролируемый оборот радиоактивных материалов, а также любых преступных посягательств, связанных с оборотом данных материалов, с акцентуацией на фактах перемещения через государственные и таможенные границы;
- организация единой системы радиационного контроля субрегионального уровня, прежде всего, - на границах государств СНГ - "радиологического барьера";
- продолжение практики проведения совместных антитеррористических учений на радиологически опасных объектах.
www.atcsng.ru
01.04.2007