6 декабря 2007 года в центральном офисе Российского Союза строителей состоялась Интернет-конференция Президента РСС Виктора Забелина
В рамках конференции, посвященной итогам 2007 года и текущим проблемам строительной отрасли Российской Федерации, Виктор Забелин ответил на поступившие вопросы, касающиеся объемов ввода и доступности жилья, качества и безопасности строительства, проблем промышленности строительных материалов, совершенствования законодательной базы строительства, перспектив государственного регулирования и саморегулирования, кадрового кризиса в строительстве и мерах его преодоления.
В ближайшее время на сайте Российского Союза строителей будет размещен материал о заданных вопросах и ответах Президента Российского Союза строителей Виктора Забелина.
****
- Уважаемый Виктор Никитович, поделитесь, пожалуйста, своим мнением относительно дел в области технического регулирования в строительстве, и что может предпринять в этой области Российский Союз строителей? (Татьяна Шпилева, главный редактор журнала "Бюллетень строительной техники").
- Для строителей принципиально важно принятие поправок к Федеральному закону "О техническом регулировании" No 184-ФЗ. Речь идет о разработке и принятии двух регламентов: "О безопасности зданий и сооружений и прилегающих территорий в процессе проектирования, строительства и эксплуатации" и "О безопасности строительных материалов".
Первым регламентом занималась рабочая группа, созданная руководителем Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергеем Кругликом, теперь занимающим пост заместителя Министра регионального развития. В данный момент разработка регламента завершена и в ближайшее время мы надеемся с ним ознакомиться. Регламент "О безопасности строительных материалов", разрабатывается Белгородским Институтом строительных материалов. На всякий случай поясню, что под безопасностью строительных материалов в данном регламенте подразумевается безопасность их химического состава: к сожалению, существует достаточное количество примеров использования небезопасных материалов - утеплителя с фенолом или радиоактивного щебня, и данный регламент как раз и должен запретить использование подобных и иных недопустимых в строительстве материалов.
Данные регламенты будут приняты не ранее весенней сессии 2008 года. После этого будет разрабатываться свод правил и стандартов, которые будут утверждаться по мере готовности Правительством Российской Федерации. К 2010 году работа по созданию полной технической базы в строительстве может быть завершена.
- Виктор Никитович, кто будет регулировать количество саморегулируемых организаций в регионе? Какое количество саморегулируемых организаций каждого сектора экономики может быть образовано в одном регионе? (Лариса Поршнева, главный редактор официального издания Российского Союза строителей журнала "Строительство")
- Российский Союз строителей предлагает двухуровневую систему саморегулирования, включающую региональный и федеральный уровни. В каждом регионе (под регионом в данном случае понимается область, республика, край) создается саморегулируемая организация в области строительства. Создание федеральной саморегулируемой организации, определение ее функций и руководящего органа осуществляется общим собранием представителей всех региональных саморегулируемых организаций.
В Москве и в Санкт-Петербурге вполне естественно ожидать создания более чем одной региональной СРО, это определяется значительными объемами строительства в этих городах, а также разнообразием видов проводимых строительных работ.
Некоторые области могут не иметь достаточного для создания СРО количества строительных организаций - им следует объединиться со строителями других областей для формирования общей саморегулируемой организации.
- Что дает принятие закона "О саморегулируемых организациях" для развития строительной сферы? Каков Ваш прогноз: когда будет принят отраслевой закон о строительстве? (Наталья Крол, "Ведомости - Строительство")
- Мы ожидаем принятия закона о саморегулируемых организациях в строительстве в следующем году и надеемся, что это произойдет в первом полугодии. Принятие данного закона повышает роль и значение организаций отечественного строительного комплекса, дает им право на самоорганизацию и управление некоторыми процессами. В то же время законодательное закрепление саморегулирования в строительстве налагает на строителей обязательную коллективную ответственность за действия членов СРО: возможный ущерб от их деятельности будет покрываться из компенсационных фондов, формируемых при каждой саморегулируемой организации.
Компании, желающие вступить в СРО, также буду проходить процедуру проверки на предмет наличия:
необходимого для выполнения заявленных работ количества рабочих кадров,
истории работы на рынке,
достаточной квалификации кадров, подтвержденной аттестатами.
После принятия в СРО организации автоматически получают право работы на рынке, и получения лицензии для этого не требуется.
- Ответственность - один из важных аспектов саморегулирования. Есть разные предложения по поводу того, как запустить этот механизм (коллективный бюджет СРО, страхование). Как вы считаете, что наиболее оптимально для строительной сферы?
- Основным инструментом финансовой ответственности саморегулируемых организаций будет компенсационный фонд, или коллективный бюджет. Об этом я уже говорил выше. Относительно страхования - каждая компания сама должна страховать свои риски.
- Мелкие строительные компании - не будут ли они вымыты с рынка с приходом саморегулирования? На каких условиях они могут становиться членом СРО? Могут ли СРО организовывать свои саморегулируемые организации и нужно ли это?
- Дело не в величине компании, а в ее порядочности и способности работать. Если малая или средняя компания продемонстрировала наличие необходимых ресурсов - рабочих и инженерных кадров, аттестованных в соответствии с правилами, и есть гарантии, что она будет работать на рынке без обмана и убытков - разумеется, она сможет стать членом СРО.
- Федеральный контроль - будет ли он применяться, и как это будет выглядеть?
- Да, будет сформирован надзорный орган для проверки соблюдения законодательства о саморегулируемых организациях в строительстве.
- Очень беспокоит качество возводимого жилья. Конечно, замечательно, что строить стали больше, но почему так сильно страдает качество строительства? Принимаются ли какие либо меры контроля за работой строителей?(Рыжков Павел Евгеньевич, Санкт-Петербург)
- Российский Союз строителей также озабочен ситуацией с качеством строительства. Мы изучили положение дел по данному вопросу; причинами низкого качества являются и ряд серьезных упущений в законодательной базе, низкое качество строительных материалов, ошибки в проектных и изыскательских работах. Российский Союз строителей принимает меры к повышению качества строительства, работая над устранением трех названных причин. Мы рассчитываем, что Государственная Дума и Правительство примут упомянутые выше регламенты "О безопасности зданий и сооружений и прилегающих территорий в процессе проектирования, строительства и эксплуатации" и "О безопасности строительных материалов". Это позволит снять ряд вопросов и повлияет положительно на качество строительства.
Еще одной проблемой неудовлетворительного качества строительства является недостаточное количество квалифицированной рабочей силы. Необходимо организовать обучение на серьезной основе, и Российский союз строителей этим активно занимается. Есть также пробелы в в законодательстве по части качества строительства.
- Виктор Никитович, мой вопрос о доступности жилья: скорее всего, жилье в 2008 продолжит дорожать - каковы Ваши прогнозы по динамике цен на квадратные метры? Станет ли ипотека более доступной - ждать ли нам снижения ставок по ипотечным кредитам? Возможно, при приобретении жилья лучше прибегнуть к помощи строительных сберкасс? (Маркова Анна Дмитриевна, г. Сестрорецк)
- Жилье в 2008 году будет дорожать, но темпы роста будут ниже, чем в прошлом года - около 15-20% в год. Пока жилья строится недостаточно для того, чтобы цены прекратили рост.
Также необходимо снижать затраты на возведение жилья:
в первую очередь - затраты непосредственно на аренду и закупку земли под строительство,
поборы естественных монополий, осуществляющих подключение участков к сетям по необоснованных ценам,
обременение администраций городов - уступая требуемый процент площадей администрации, строители вынуждены закладывать убытки в цену квадратного метра,
прямые поборы чиновников в виде взяток.
Такие расходы могут составлять до 30% стоимости жилого дома, причем нести их строители приходится до начала стройки.
По поводу ставок по ипотеке - банки отнюдь не стараются давать льготные кредиты или снижать ставки по ипотеке. Одной из причин того стал недавний американский ипотечный кризис.
Российский Союз строителей лоббирует принятие закона о строительных сберегательных кассах, так как с нашей точки зрения такой механизм приобретения жилья вполне может оказаться более эффективным и доступным, нежели ипотека.
- Кто будет регулировать количество саморегулируемых организаций в регионе? Какое количество саморегулируемых организаций каждого сектора экономики может быть образовано в одном регионе? (Лариса Поршнева, главный редактор официального издания Российского Союза строителей журнала "Строительство")
- На второй вопрос я уже ответил. Целенаправленно регулировать же количество саморегулируемых организаций никто не будет - они будут возникать исходя из существующих в регионе условий.
- Каким образом многопрофильный холдинг может входить в саморегулируемые организации: по видам деятельности или единым юридическим лицом?
- Я считаю, что одним юридическим лицом по тому профилю деятельности, объемы которой превышают объемы прочих видов деятельности холдинга.
- Какие препятствия существуют для импорта цемента в Россию? Как можно бороться с монополией на этом рынке?
- Теоретически никаких препятствий к ввозу импортному цемента в Россию нет. Но практически это нереально: в РФ нет готовых терминалов для приемки цемента, нет спецвагонов и спецсоставов для его транспортировки.
Необходимо иметь свой цемент. Нужно вводить новые цементные заводы.
Бороться с монополиями уполномочен антимонопольный комитет. Также эффективным средством противодействия монополиям является строительство новых цементных заводов. Сегодня ряд заказчиков и инвесторов готовы вложить средства в строительства цементных заводов общей мощностью производства до 34 млн. тонн цемента в год. Это позволит заметно потеснить монополистов.
- У меня вопрос о взаимодействии строительных организаций с исполнительными органами власти и инвесторами: можно ли говорить о государственно-частное партнерстве в отечественном строительстве? (Лейла Мамедова, главный редактор журнала "СНИП")
- Отношения государственного и частного сектора отечественного строительства уже вполне можно назвать партнерскими. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы это партнерство развивалось максимально интенсивно.
- Одной из задач Российского Союза строителей является участие обновлении нормативной базы стройкомплекса. Каковы результаты и планы Вашей деятельности?
- Сразу после принятия закона о техническом нормировании Российский Союз строителей сразу выразил несогласие с его основными положениями - в том виде не смог бы работать и дезорганизовал всю работу по техническому нормированию. И мы добивались принятия поправок: это произошло в текущем году. Мы рассчитываем вместе с Правительством и Советом Федерации до 2010 года завершить работу по созданию обновленной технической базы.
- Одной из наиболее волнующих строителей темы в этом году стал вопрос отмены лицензирования строительной деятельности, а также введения саморегулирования. Является ли данные системы взаимоисключающими или же они могут функционировать параллельно?
- Мы считаем, что с принятием закона о саморегулировании в строительстве лицензирование должно быть отменено.
Совмещать механизмы саморегулировании и лицензирования нереально: ситуация, когда одна структура выдает лицензии, а другая отвечает по возможным убыткам и авариям - недопустима.
Лицензирование исчерпало себя и уже около трех лет является скорее тормозом в развитии строительства, не принося пользы, не создавая барьера для выхода на рынок недобросовестных организаций. Организации, обманувшие тысячи инвесторов, работали по лицензии, фирмы однодневки, бракоделы продолжают эти лицензии получать.
Помимо прочего, лицензирование коммерциализировано: по закону лицензия стоит 1300 рублей, строителям же за нее приходится платить намного дороже.
- Готов ли Российский Союз строителей и его представительства на местах выступить в качестве саморегулируемой организации, взяв на себя всю полноту ответственности перед потребителями продукции? ("Строительный вестник Южного Урала" (официальное издание Союза строителей (работодателей) Челябинской области)).
- Да, российский Союз строителей готов к этому.
- Многие эксперты сходятся во мнении, что для полноценной реализации национального проекта "Доступное жилье" необходимо реформировать механизм управления строительным комплексом России. Некоторые даже выступают за воссоздание профильного министерства. Что конкретно государственная власть, на Ваш взгляд, может и должна предпринять в этом направлении совместно с бизнес-сообществом? (газета "ГОСТ", Санкт-Петербург)
- Строители не смогут выполнить задачи по быстрому наращиванию темпов строительства, если строительный комплекс России не будет реформирован. Создание профильного Министерства также не было бы лишним.
Основными задачами сегодня, на наш взгляд, являются:
ускорение развития промышленности строительных материалов, основанное на внедрении новейших технологий,
Подготовка инженерных и рабочих кадров,
Принятие закона о саморегулировании в строительстве.
- Как Вы оцениваете инициативу некоторых депутатов Госдумы, создать государственную корпорацию по производству стройматериалов и отдельно - госкорпорацию по строительству жилья? Нет ли здесь опасности для строительного бизнеса, который, как известно, почти в полном объеме (скажем, в Санкт-Петербурге) находится в руках частных владельцев?
- В создании государственной корпорации по строительству жилья, на наш взгляд, необходимости нет, равно как ее нет и в отношении корпорации строительных материалов. Бизнес способен решить эти задачи самостоятельно, если будут выполняться уже принятые законы, и если отношения власти и общественных организаций будут партнерскими, а исполнение законов будет обязательным для всех участников строительного рынка.
http://www.omorrss.ru/index.php?s=54&m=556